Вопрос 1.
ЭТ как наука является результатом длительного исторического развития.В своём развитии она прошла 3 этапа:1)Универсализация,2)Дифференциация,3)Интеграция.В эпоху античности и средневековья экономические знания входили в общие правила поведения людей.Опыт и знания с разв-ем производства накапливались и фикс-ись в виде разного рода заповедей ит.п.В 3веке до н.э. Аристотель ввёл понятие экономия.(ойкономия)ойкос-дом, номос-правило, закон,означал правила ведения домашнего хозяйства.Со временем эк.наука превратилась в науку о законах разв-я хоз-ва.Далее понятие экономия превр-ось в политическую экономию.(Антуан Манкретьен1615).
Особенности эк. знаний древнего мира и феодализма: 1)составляли единую нерасчл-ю науку, 2)эконом.вопросами занимались учёные-универсалы(философи,писатели..)
Школы эк.теории:
1) меркантилизм -первая самост-я школа эк.теории
осн.черты: 1)богатство отождествл-ось сденьгами; 2)возможность накопл-я денежного богатства связывалось с подд-ой гос-ва. 2 этапа: ранний(до сер. 15в.) акцент делался на деньги; поздний (вторая пол-а 15, середина 17 в) акцент делался на торговлю.
2) Школа физиократов (17-18в) Ф.Кенэ, А.-А.Тюрго. Физим-природа,кратос-власть,что озн-ет в целом власть природы. В центре внимания-сель-хозпроизводство. Заслуги шк.физиократов: Ф.Кенэ ввёл термин воспроизводство,предприняв в эк.таблицах первую попытку дать схему воспр-ва общ-го капитала;учение об основном и оборотном капитале.
3) Классическая школа -выражает интересы пром-ой буржуазии.(17-18в) Исходным пунктом классиков является производство:только произв-я деят-остьв любой сфере экономики создаёт блага общества(У.Петти,П.Буагильбер,прод-и-А.Смити Д.Рикардо. Заслуги: 1) Смит разработал трудовую теорию стоимости,2)произв-во в любой сфере экономики рассм-сь как источник богатства,3)показан объективный хар-ер эк.законов,4)Смит разработал учение о хоз-ве как о сиситеме.
4) Историческая школа -она отрицала наличие объективных эк. законов. Эк. жизнь страны регулир-ся специф-им для каждой нации историч.сложивш-ся соц институтами,среди которых реш-я роль принадл.гос-ву.
5) Марксистская политэкономия (Маркс, Энгельс)-впервые применили метод материал-ой диалектики к анализу соц-эконом. Явлений. Заслуги:1)откр-е двойств-го хар-ра труда,воплощ-го в товаре; 2)учение о прибав-ой стоимости; 3)обоснование исторически переход-го хар-ра рыночных отн-их; 4)периодизация истории челов-ва как процесса смены способов пр-ва; 5) доказан историч-и переход-ий хар-ер капитал-ма как обще-о эконом-ой формации. Дальнейшее развитие пролетарской политэкономии связано с им. Ленина и его работами. Заслуги ленинизма: 1)теория империализма,2)открытие закона нервном-и жконом-го и полит-го разв-я капит-ма в эпоху импер-ма, №)теория соц-ой революции,4)разр-а программа строит-ва основ соц-ой экономики.Вся власть-народу.
В конце 19-начале20 в разработке общих принципов политэкономизаменяется иссл-ем различных проблем эконом-ой практики.
В современной западной жк. Теориии выделяют 3 школы: 1) неоклассическая школа(на базе классич-ой школы) 2) кейнсианская школа (возикн-е которой связано с именем Дж.М.Кейнса, 3)институционализм(от исторической школы)Дж.Гэлбрейт.
НЕОКЛАСИЧЕСКАЯ школа.
Неокейнсианская школа определяет направление экономической теории по обновлению и совершенствованию теории Дж.М. Кейнса. Пионерами неокейнсианства являются Д. Робинсон, Е. Домар и П. Самуэльсон. Основными формами неокейнсианского направления в экономической теории являются раннее неокейнсианство и посткейнсианство, которое может быть представлено двумя доминирующими течениями американским и европейским.
КЕЙНСИАНСКАЯ шк
Кейнсианская школа представляет кейнсианское направление экономической теории, ориентированное на усиление роли государства в рыночной экономике. Она предлагает рецепты регулирования экономики и является одной из наиболее известных и признанных школ экономической теории. Кейнсианство знаменует создание и развитие макроэкономики, теории государственного регулирования. Данная школа получила распространение во всех странах с рыночной моделью экономики и господствовала в экономической науке вплоть до 70-х годов прошлого столетия.
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ
Представители: Джон Гелбрейт, Людвиг Эрхарт. Они считали, что нельзя анализировать поведение хозяйствующего субъекта, не учитывая окружающей среды. Они предлагали комплексное изучение хозяйственной системы в динамике, в процессе эволюции. В 1956 году вышла книга "Благосостояние для всех" Людвига Эрхарта, сформулировавшая концепцию социально-ориентированного рыночного хозяйства.
Василий Леонтьев - американский экономист, автор модели "Затраты и выпуск".
Вопрос 2.