Как было сказано выше, основная идея предполагаемого подхода заключается в предоставлении обучающемуся максимально широких возможностей обучаться. Такое обучение позволяет оптимально адаптироваться к реальной действительности во всем ее многообразии и целостности и применять на практике ключевые компетенции в многообразии социальных ситуаций. Реализация компетентностного подхода выдвигает серьёзные требования к методике обучения, которая должна из «обучения делать что-то» трансформироваться в «оказание помощи научиться что-то делать». В основе предполагаемой методики лежит обучение посредством деятельности. По моему мнению, использовать такой подход в преподавании общеобразовательных дисциплин просто необходимо, что бы не было разрыва между теорией и практикой, то есть преподавателям нужно научиться доверять обучающимся и позволять им учиться самим через собственную практику и ошибки. При организации учебного процесса необходимо обеспечивать интеграцию теории и практики. Способность «учиться тому, как учиться»
Означает формирование умений обучаться в рамках многообразных ситуаций и используя различные стили обучения. Другими словами, обучающиеся должны научиться осознавать, как они чему-то научились и как можно интенсифицировать собственное обучение.
Принципы методики обучения
1. Весь учебный процесс должен быть ориентирован на достижение задач выраженных в форме компетенций, освоение, которых является результатом обучения.
2. Формирование так называемой «области доверия» между обучающими и обучаемым
3. Обучающиеся должны сознательно взять на себя ответственность за собственное обучение, что достигается созданием такой среды обучения, которая формирует эту ответственность. Для этого обучающиеся должны иметь возможность активно взаимодействовать.
|
4. Обучающимся должна быть предоставлена возможность учиться поиску, обработке и использованию информации. Необходимо отказаться от практики «трансляции знаний».
5. Обучающиеся должны иметь возможность практиковаться в освоенных компетенциях в максимально большом количестве реальных и имитационных контекстов.
6. Обучающимся должна быть предоставлена возможность развивать компетенцию, которая получила название «учиться тому, как нужно учиться», то есть нести ответственность за собственное обучение.
7. Индивидуализация обучения: предоставление каждому обучающемуся возможность осваивать компетенции в индивидуальном темпе
Всё вышесказанное представляет ту методическую, дидактическую, педагогическую и ценностную базу, на которой строится процесс обучения, основанный на компетентностном подходе.
Планируя организацию учебного процесса и методы, следует всегда помнить, что мы запоминаем:
· 20% услышанного;
· 40% увиденного;
· 60% увиденного + услышанного;
· 80% увиденного + услышанного + сделанного нами самими
Эффективная организация учебного процесса должна:
Ø быть основана на потребностях обучающихся и учитывать их уровень;
Ø привлекать обучающихся к процессу принятия решений на всех уровнях процесса обучения;
Ø иметь практическую направленность и ориентироваться на решение проблем;
Ø быть основана на активных методах обучения и опыте;
|
Ø учитывать в процессе обучения задачи, которые ставят перед собой обучающиеся;
Ø использовать обсуждения и групповые формы работы для создания поддерживающей образовательной среды;
Ø показывать, где могут практически использованы приобретаемые умения и знания;
Ø использовать логику и последовательность заданий, обеспечивающую закрепление полученного нового опыта;
Ø обеспечивать возможность для поведения самооценки, использования полученных умений, а также обратную связь учителем;
Ø при обсуждении сторон воздержаться от личных нападок на своих оппонентов;
Ø внимательно слушать своих оппонентов и постараться не перебивать, чтобы не искажать их слова во время дебатов.
Ø язык и жесты, используемые обучающимися, должны отражать их уважение к другим.
Этика учителя включает следующие моменты:
Ø учитель должен способствовать личному вкладу обучающихся и свободному обмену мнениями при подготовке к интерактивному обучению;
Ø учитель должен обеспечить дружескую атмосферу для обучающихся и проявлять положительную и стимулирующую ответную реакцию;
Ø преподаватель должен подчеркивать образовательные, а не соревновательные цели обучающихся;
Ø учитель должен провоцировать интерес, затрагивая значимые для детей проблемы;
Ø стимулировать исследовательскую работу;
Ø заранее подготовить вопросы, которые можно было бы ставить на обсуждение по ходу занятия, чтобы не дать погаснуть дискуссии, обсуждению;
Ø обеспечить широкое вовлечение в разговор как можно большего количества обучающихся, а лучше - всех;
|
Ø не оставлять без внимания ни одного неверного суждения, но не давать сразу же правильный ответ; к этому следует подключать учащихся, своевременно организуя их критическую оценку;
Ø проанализировать и оценить проведенное занятие, подвести итоги, результаты. Для этого надо сопоставить сформулированную в начале урока цель с полученными результатами, сделать выводы, вынести решения, оценить результаты, выявить их положительные и отрицательные стороны.
Ø помочь детям прийти к согласованному мнению, чего можно достичь путем внимательного выслушивания различных толкований, поиска общих взглядов для принятия решений.
Ø принять групповое решение совместно с учениками. При этом следует подчеркнуть важность разнообразных позиций и подходов.
Ø в заключительном слове подвести детей к конструктивным выводам, имеющим познавательное и практическое значение.
Ø добиться чувства удовлетворения, т.е. поблагодарить всех за активную работу, выделить тех, кто помог в решении задач урока.
Ø проявлять коммуникабельность, а точнее - коммуникативные умения, позволяющие найти подход к каждому обучающемуся, заинтересованно и внимательно выслушать каждого, быть естественным, найти необходимые методы воздействия на учащихся, проявить требовательность, соблюдая при этом педагогический такт;
Ø обеспечить быстроту реакции;
Ø умение вести диалог;
Ø уметь владеть собой
Ø умение быть объективным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванов Д.А. На какие вызовы современного общества отвечает использование понятий ключевая компетенция и компетентностный подход в образовании? / Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Серия «Оценка качества образования» / Отв. ред. Курнешова Л. Е. М.: Моск. центр качества образования, 2008. С. 3-56.
2. Иоффе А.Н. Активная методика – залог успеха / Гражданское образование. Материал международного проекта. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 382 с.
3. Ситуационный анализ или Анатомия кейс-метода / Ю. Сурмин [и др.]. Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 286 с.