Организация учебного процесса и методы обучения.




Как было сказано выше, основная идея предполагаемого подхода заключается в предоставлении обучающемуся максимально широких возможностей обучаться. Такое обучение позволяет оптимально адаптироваться к реальной действительности во всем ее многообразии и целостности и применять на практике ключевые компетенции в многообразии социальных ситуаций. Реализация компетентностного подхода выдвигает серьёзные требования к методике обучения, которая должна из «обучения делать что-то» трансформироваться в «оказание помощи научиться что-то делать». В основе предполагаемой методики лежит обучение посредством деятельности. По моему мнению, использовать такой подход в преподавании общеобразовательных дисциплин просто необходимо, что бы не было разрыва между теорией и практикой, то есть преподавателям нужно научиться доверять обучающимся и позволять им учиться самим через собственную практику и ошибки. При организации учебного процесса необходимо обеспечивать интеграцию теории и практики. Способность «учиться тому, как учиться»

Означает формирование умений обучаться в рамках многообразных ситуаций и используя различные стили обучения. Другими словами, обучающиеся должны научиться осознавать, как они чему-то научились и как можно интенсифицировать собственное обучение.

Принципы методики обучения

1. Весь учебный процесс должен быть ориентирован на достижение задач выраженных в форме компетенций, освоение, которых является результатом обучения.

2. Формирование так называемой «области доверия» между обучающими и обучаемым

3. Обучающиеся должны сознательно взять на себя ответственность за собственное обучение, что достигается созданием такой среды обучения, которая формирует эту ответственность. Для этого обучающиеся должны иметь возможность активно взаимодействовать.

4. Обучающимся должна быть предоставлена возможность учиться поиску, обработке и использованию информации. Необходимо отказаться от практики «трансляции знаний».

5. Обучающиеся должны иметь возможность практиковаться в освоенных компетенциях в максимально большом количестве реальных и имитационных контекстов.

6. Обучающимся должна быть предоставлена возможность развивать компетенцию, которая получила название «учиться тому, как нужно учиться», то есть нести ответственность за собственное обучение.

7. Индивидуализация обучения: предоставление каждому обучающемуся возможность осваивать компетенции в индивидуальном темпе

Всё вышесказанное представляет ту методическую, дидактическую, педагогическую и ценностную базу, на которой строится процесс обучения, основанный на компетентностном подходе.

Планируя организацию учебного процесса и методы, следует всегда помнить, что мы запоминаем:

· 20% услышанного;

· 40% увиденного;

· 60% увиденного + услышанного;

· 80% увиденного + услышанного + сделанного нами самими

Эффективная организация учебного процесса должна:

Ø быть основана на потребностях обучающихся и учитывать их уровень;

Ø привлекать обучающихся к процессу принятия решений на всех уровнях процесса обучения;

Ø иметь практическую направленность и ориентироваться на решение проблем;

Ø быть основана на активных методах обучения и опыте;

Ø учитывать в процессе обучения задачи, которые ставят перед собой обучающиеся;

Ø использовать обсуждения и групповые формы работы для создания поддерживающей образовательной среды;

Ø показывать, где могут практически использованы приобретаемые умения и знания;

Ø использовать логику и последовательность заданий, обеспечивающую закрепление полученного нового опыта;

Ø обеспечивать возможность для поведения самооценки, использования полученных умений, а также обратную связь учителем;

Ø при обсуждении сторон воздержаться от личных нападок на своих оппонентов;

Ø внимательно слушать своих оппонентов и постараться не перебивать, чтобы не искажать их слова во время дебатов.

Ø язык и жесты, используемые обучающимися, должны отражать их уважение к другим.

Этика учителя включает следующие моменты:

Ø учитель должен способствовать личному вкладу обучающихся и свободному обмену мнениями при подготовке к интерактивному обучению;

Ø учитель должен обеспечить дружескую атмосферу для обучающихся и проявлять положительную и стимулирующую ответную реакцию;

Ø преподаватель должен подчеркивать образовательные, а не соревновательные цели обучающихся;

Ø учитель должен провоцировать интерес, затрагивая значимые для детей проблемы;

Ø стимулировать исследовательскую работу;

Ø заранее подготовить вопросы, которые можно было бы ставить на обсуждение по ходу занятия, чтобы не дать погаснуть дискуссии, обсуждению;

Ø обеспечить широкое вовлечение в разговор как можно больше­го количества обучающихся, а лучше - всех;

Ø не оставлять без внимания ни одного неверного суждения, но не давать сразу же правильный ответ; к этому следует подключать учащихся, своевременно организуя их критическую оценку;

Ø проанализировать и оценить проведенное занятие, под­вести итоги, результаты. Для этого надо сопоставить сформулированную в начале урока цель с полученными результатами, сделать выводы, вынести решения, оценить результаты, выявить их положительные и отрицательные стороны.

Ø помочь детям прийти к согласованному мнению, чего можно достичь путем внимательного выслушивания различных толкований, поиска общих взглядов для принятия решений.

Ø принять групповое решение совместно с учениками. При этом следует подчеркнуть важность разнообразных позиций и подходов.

Ø в заключительном слове подвести детей к конструктивным выводам, имеющим познавательное и практическое значение.

Ø добиться чувства удовлетворения, т.е. поблагодарить всех за активную работу, выделить тех, кто помог в решении задач урока.

Ø проявлять коммуникабельность, а точнее - коммуникативные умения, позволяющие найти подход к каждому обучающемуся, заинтересованно и внимательно выслушать каждого, быть естественным, найти необходимые методы воздействия на учащихся, проявить требовательность, соблюдая при этом педагогический такт;

Ø обеспечить быстроту реакции;

Ø умение вести диалог;

Ø уметь владеть собой

Ø умение быть объективным.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Иванов Д.А. На какие вызовы современного общества отвечает использование понятий ключевая компетенция и компетентностный подход в образовании? / Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Серия «Оценка качества образования» / Отв. ред. Курнешова Л. Е. М.: Моск. центр качества образования, 2008. С. 3-56.

2. Иоффе А.Н. Активная методика – залог успеха / Гражданское образование. Материал международного проекта. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 382 с.

3. Ситуационный анализ или Анатомия кейс-метода / Ю. Сурмин [и др.]. Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 286 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: