Человеческое общество постоянно развивается практически во всех сферах. Люди делают важнейшие научные открытия, создают новые произведения искусства, внедряют новые технологии.
Эмиль Чоран
Всё это, безусловно, хорошо. Однако любой разумный человек видит, что одни люди что-то делают и создают, а другие – только пользуются тем, что придумывают другие.
В принципе, в этом нет ничего удивительного и отрицательного – это просто правда жизни. Одни люди пытаются что-то делать, другие стремятся к тому, чтобы кто-то делал за них.
Одни видят свою жизнь в активности, творчестве, поиске, другие – в спокойном движении «по течению» и трате своих сил и средств исключительно на себя и своих ближайших родных и близких.
При этом вторых нельзя обвинить в исключительном иждивенчестве – они могут исправно исполнять свою работу, однако вопросы развития человеческого общества их совсем не интересуют.
А между тем именно активные люди, движимые различными идеями, способствуют тому, что общество постоянно развивается. Конечно же, можно обратить внимание на то, что далеко не во всём оно развивается, в некоторых вопросах даже значительно деградирует, но в целом развития, по крайней мере – информационного и научно-технического, нельзя не заметить.
Однако природа так устроена, что одни люди рождаются со стремлениями изменить мир, а другие – удобно и беспроблемно прожить жизнь. При этом вторые вовсе не завидуют первым, и живут, считая, что каждому – своё.
В советские времена таких людей называли «мещанами», вовсе не по натуральному значению этого слова, а по образу жизни, описанному в классических произведениях таких писателей, как Гоголь, Чехов, Горький. В ту эпоху считалось, что каждый советский человек должен постоянно самосовершенствоваться и стремиться, чтобы советское общество было лучше.
|
Однако история показала, что природу не исправить, и значительная, если не большая, часть советских граждан являются равнодушными и пассивными гражданами, не стремящимися вносить хоть какой-то вклад в развитие общества.
Советская эпоха лишь лишний раз доказала, насколько много в любом обществе людей с инертным отношением к жизненным процессам. Многие люди с противоположными взглядами воспринимают инертных людей как общественную болезнь и призывают таких людей бороться со своими инертностью и равнодушием.
Эмиль Чоран
Между тем многие политологи заметили интересный современный политический феномен: многие современные «цветные революции» происходят благодаря именно этим инертным массам.
Дело в том, что в странах, в которых за последние десятилетия происходили «цветные революции», настоящих сторонников кардинальных изменений было гораздо меньше, чем это нужно для настоящей революции.
Однако инертные люди принимали участие в «оранжевых революциях» в качестве толп зевак, что в общем создавало видимость массовости «народного протеста», и порой вынуждало действующую в стране на тот момент власть уходить в отставку.
В своем сборнике «Признания и проклятия» румынский эссеист Эмиль Чоран написал:
Природа сама распоряжается, кто из людей становится «спящим», а кто – «бодрствующим». И они действительно чужие друг другу, и никогда не смогут понять друг друга по-настоящему.