Когнитивная,
К когнитивной сфере относятся коллективные представления, социальное мышление, общественное мнение, общественное сознание, менталитет. Когнитивные процессы в больших общностях отражают социальные процессы, статус групп в системе общественных отношений, уровень духовной жизни общества. Общественно-исторические процессы определяют специфику познавательных процессов. Историчным является не только понятийный, категориальный строй мышления, но и его стиль. Известны особенности восточного и западного стилей мышления Своеобразным является менталитет того или иного народа в разные периоды его исторического развития. В когнитивной сфере возникают, сохраняются, изменяются представления, стереотипы, ориентации, ценности.
Потребностно-мотивационная,
Мотивационно-потребностная сфера представляется общественной мотивацией, социальными потребностями, ценностями, интересами, установками, идеалами Большие социальные группы в психологическом отношении различаются прежде всего своими потребностями, которые возникают и развиваются в процессе социальной жизни Интерес для психологии социальных групп имеет деление групповых потребностей на два вида' потребности группы как системы, нуждающейся в определенных условиях функционирования, и потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т.е типичные потребности Для изучения психологии больших групп важно понимание соотношений индивидуальных и коллективных потребностей
В историческом процессе изменяются не только потребности, но и общественные интересы, что особенно ярко проявляется в периоды резких социально-экономических и политических преобразований
|
Существенное место в мотивационной сфере занимают жизненные ориентации. В них выражаются цели деятельности групп, личностей, отношение к будущему Они определяют предпочитаемую сферу жизнедеятельности людей
Общественные идеалы — это обобщенные, сконцентрированные, образные представления о ценностях, являющиеся частью общественной идеологии и включенные во все сферы психики.
Аффективная
Аффективная сфера психологии больших групп включает чувства, эмоции и настроения. Определение «социальные чувства» имеет два значения' это чувства, в которых выражается эмоциональное отношение к фактам и ситуациям социальной действительности, и общее чувство объединения людей
Регуля-тивно-волевая
В психологии больших групп эти сферы приобретают специфические особенности.
Общественные настроения являются одним из важных феноменов психологии больших групп. В них отражаются и переживаются отношения и оценки людьми объективных процессов и психических феноменов В качестве особенностей коллективных настроений по сравнению с индивидуальными Б.Д. Парыгин выделяет гораздо большую социальную обусловленность, обусловленность всей системой социальных (экономических, политических, идеологических) отношений. Вместе с тем фактор физического самочувствия отходит на второй план.
Деятельностную сферу психологии больших групп составляют совместная, коллективная деятельность и групповое поведение. Специфическими являются цели деятельности, ее структура, субъекты и формы. Необходимо различать термины «профессиональная деятельность», «общественная деятельность», «социальные движения».
|
Все сферы психологии больших социальных групп органически взаимосвязаны. Их своеобразное единство в конкретных общественно-исторических условиях выражается двояко: как характеристика типичной личности представителя определенной общности и как характеристика психического склада общности (народа, класса, нации).
Психический склад— это комплексное и наиболее устойчивое образование в психологии общности. К нему относятся социальный характер, традиции, обычаи, привычки, нравы.
Социальный характер группы, народа определяется специфической культурой, историей, жизнедеятельностью и ее условиями.
Традиции — это исторически сложившиеся, принятые и узаконенные способы воспроизведения определенных социальных правил, норм поведения, отношений людей.
Обычаи — прочно установившиеся правила реагирования на конкретные события, выполнения некоторых общественно одобряемых действий. Обычаи и традиции хранят народный опыт, являются символами ценностей, выработанных общностью, приучают уважать их.
Элементом психического склада, примыкающим к обычаям, является предрассудок. Это укоренившееся в обществе мнение, не имеющее разумного доказательства и строгого подтверждения и относящееся преимущественно к предостерегательным, суеверным правилам. Предрассудки могут определять отношения их носителей к тем или иным природным или социальным явлениям. Предрассудки в той или иной степени присущи большинству социальных общностей.
|
Целостной, обобщающей характеристикой психологических особенностей социальных групп является образ их жизни. Это совокупность устоявшихся, типичных для определенных социально-экономических условий форм жизнедеятельности народов, классов, социальных групп, отдельных людей в материальном и духовном производстве, общественно-политической и семейно-бытовой сферах. В образе жизни общности и отдельного человека выражается система их отношений к обществу, труду, другим общностям и людям, себе.
Типологии и классификации больших социально-психологических общностей
Классификация больших групп не является четко разработанной хотя бы потому, что сами критерии большой группы остаются дискуссионными.
Выделяют, как известно, два вида социальных общностей людей по наличию объективных биологических или социально-экономических связей и отношений и по наличию сознательного стремления людей к объединению на основе общих целей и ценностей. Эти основания могут пересекаться, противоречить одно другому, но используются и при классификации больших групп.
Объединение людей, имеющих общий объективно существующий и социально значимый признак, представляет собой типологическую группу. Таким признаком может быть демографический показатель. В этом случае типологическую группу составят мужчины, женщины, поколение, молодежь, средний возраст, пожилые люди и т.д. К большим группам иного типа относятся религиозные группы, партии, союзы, общественные движения. По социальному составу эти группы разнородны, гетерогенны, по социально-психологическим характеристикам они более однородны, чем группы типологические, здесь имеется психологическая общность, которая не совпадает с общностью объективной.
Большие социальные группы классифицируются по разным признакам. По времени различаются длительно существующие большие группы — классы, нации — и недолго существующие — политические партии, митинги, аудитории, толпа, по характеру организованности — неорганизованности — толпа, партии, союзы. Некоторые большие группы возникает случайно, стихийно (толпа), другие организуются сознательно (партии, ассоциации), складываются исторически.
Можно выделить условные и реальные большие группы, когда существенным является признак контактности, реального взаимодействия Половозрастные, профессиональные, национальные группы являются условными. К реальным большим группам с непродолжительными контактами относятся съезды, митинги, собрания. Большие группы могут также быть открытыми и закрытыми. Членство в последних определяется внутренними установлениями групп.
Систематическое исследование больших групп должно быть междисциплинарным (история, этнография, социология, психология, политология, культурология).
В психологии вообще и социальной психологии в частности, группы рассматриваются как ограниченные в размерах общности людей, выделяемые из социального целого на основе определенных признаков (например, профессиональная или социальная принадлежность, цели функционирования, степень сплоченности и т.д).
Наиболее распространенной в отечественной психологии считается дифференциация (типология) групп по следующим основаниям
1 )размер: большие, они (выделяются на основе: а) определенных социальных признаков: пол, возраст, национальность, религиозная принадлежность - христиане, буддисты и т.п. и б) реализации сложной совместной деятельности (коллектив крупного завода, фабрики, образовательного учреждения и тд.) и малые - непосредственно контактирующие индивиды, объединенные совместной деятельностью или общими целями и интересами (школьный класс, производственный отдел, туристическая группа и т.д.);
2) характер организации: официальные (формальные) - имеющие юридически или административно зарегистрированный статус и заданную деятельность, и неофициальные (неформальные), не имеющие такового статуса и объединенные на основе дружбы, симпатий, взаимопомощи, других прагматических целей;
3) специфика деятельности: производственные, торговые, научные, учебные, воинские, спортивные и т.п.;
4) по уровню опосредованности связей: контактные (реальные) - группы, члены которых вступают в непосредственные взаимодействия и взаимоотношения в общем пространстве и времени (семья, рабочая бригада, студенческая группа) и условные - группы, представители которых не имеют прямых или косвенных контактов друг с другом, но исследователями объединяются в нечто единое на основе специфических признаков для изучения в социальных науках или достижения каких-то практических целей (для выяснения психоло-гических особенностей выделяется условная группа - студенчество, а также пенсионеры, учительство и т.д.); "члены" таких групп могут совершенно не встречаться и не знать друг друга;
5) по значимости для индивидов - референтные - контактные или условные социальные группы, на нормы и ценности которых индивид ориентируется, мнениями и оценками которых он дорожит;
6) по времени действия: постоянные и временные. Представлены некоторые главные критерии и конкретные варианты типологии групп, но потенциальный спектр их подразделения значительно шире, что мы покажем в дальнейшем изложении. Чтобы глубже понять роль и значение различных групп в теории и практике социальной психологии, стоит разобраться еще в одном понятии, которое является одним из основных в зарубежной социологии, но у нас до последних лет рассматривалось сравнительно редко или вообще не использовалось. Речь идет о термине "страта" и производных от него понятий. Причем сразу же надо отметить, что данный термин "пришел" в общественные науки из геологии, где он обозначает расположение пластов земли по вертикали.
Латинский термин страта (stratum - слой, пласт) и его производное - стратификация в зарубежной социологии используется для обозначения расслоения в обществе, дифференциации населения на группы (слои) в определенном иерархическом ранге. Ранг слоя (группы, класса) чаще всего будет зависеть от уровня материальной обеспеченности, обладания властью или привилегиями, что, в свою очередь, обычно связано с основными сферами деятельности представителей данного слоя.
В марксистской философии и политэкономии существует разделение общества на классы: рабочие, крестьяне, буржуазия и "прослойка" - интеллигенция. Но сегодня ясно, что такое деление весьма схематично и альтернативно. На самом деле, в каждом из данных классов существуют группы, отличающиеся по своему имущественному положению социальной роли, например, рабочий класс могут составлять высокообеспеченные рабочие престижных профессий и одновременно представители данной категории, живущие на низком материальном уровне, не имеющие аналогичного положения в обществе и в силу этого отличающиеся по многим жизненным показателям. Уравнивать, уподоблять потребности и возможности людей из разных слоев даже одного класса практически уже нельзя. При этом все большее число выходцев всех названных классов становятся предпринимателями, коммерсантами, бизнесменами и в своих интересах полностью отходят от своих прямых "родственников". Общество резко дифференцируется не столько по "отношению к средствам производства", сколько по профессиональному и материальному положению людей, их запросам и социальному статусу. И этот момент становится чрезвычайно важным для понимания общественной психологии.
Стратификация исторически была присуща организации всех человеческих сообществ (за исключением, возможно, первобытнообщинных объединений). Так, в древнеримском обществе существовали патриции, плебеи и рабы (а внутри каждого из данных слоев наблюдалась и более "тонкая" стратификация); в Индии общество подразделялось па брахманов - жрецов и мыслителей, которым надлежало определять политику, хранить и развивать высшие духовные принципы страны; кшатриев - правителей и воинов, вайшьи - земледельцев, ремесленников и торговцев; ниже этих трех каст находились шудры - или батраки, и все неквалифицированные наемные работники, кроме земледельцев.
Поскольку в наших теоретических построениях понятия группа и страта рядоположны, попытаемся или "развести" или же привести их к общему знаменателю, чтобы использование данных дефиниций в сознании читателя не вызывало каких-либо особых противоречий. Сопоставление терминов показывает, что в их содержании много общего, особенно если говорить о различных вариантах вышеназванных условных групп, поскольку последние, как и социальные страты представляют собой гипотетически выделяемые объединения людей на основе сходных или общих признаков и характеристик. К примеру, совокупность представителей класса "буржуазия" можно рассматривать и как социальную страту (в экономическом и политическом смысле) и как социальную группу (в плане изучения ее социально-психологических характеристик).