Типологии и классификации больших социально-психологических общностей




Когнитивная,

К когнитивной сфере относятся коллективные представления, социальное мышление, общественное мнение, общественное созна­ние, менталитет. Когнитивные процессы в больших общностях от­ражают социальные процессы, статус групп в системе обществен­ных отношений, уровень духовной жизни общества. Общественно-исторические процессы определяют специфику познавательных процессов. Историчным является не только понятийный, категори­альный строй мышления, но и его стиль. Известны особенности восточного и западного стилей мышления Своеобразным является менталитет того или иного народа в разные периоды его историче­ского развития. В когнитивной сфере возникают, сохраняются, из­меняются представления, стереотипы, ориентации, ценности.

Потребностно-мотивационная,

Мотивационно-потребностная сфера представляется обществен­ной мотивацией, социальными потребностями, ценностями, интере­сами, установками, идеалами Большие социальные группы в психо­логическом отношении различаются прежде всего своими потреб­ностями, которые возникают и развиваются в процессе социальной жизни Интерес для психологии социальных групп имеет деление групповых потребностей на два вида' потребности группы как сис­темы, нуждающейся в определенных условиях функционирования, и потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т.е типичные потребности Для изучения психологии больших групп важно понимание со­отношений индивидуальных и коллективных потребностей

В историческом процессе изменяются не только потребности, но и общественные интересы, что особенно ярко проявляется в периоды резких социально-экономических и политических преобразований

Существенное место в мотивационной сфере занимают жизнен­ные ориентации. В них выражаются цели деятельности групп, лич­ностей, отношение к будущему Они определяют предпочитаемую сферу жизнедеятельности людей

Общественные идеалы — это обобщенные, сконцентрированные, образные представления о ценностях, являющиеся частью обще­ственной идеологии и включенные во все сферы психики.

Аффективная

Аффективная сфера психологии больших групп включает чув­ства, эмоции и настроения. Определение «социальные чувства» имеет два значения' это чувства, в которых выражается эмоциональное отношение к фактам и ситуациям социальной действительности, и общее чувство объединения людей

Регуля-тивно-волевая

В психологии больших групп эти сферы приобрета­ют специфические особенности.

Общественные настроения являются одним из важных феноме­нов психологии больших групп. В них отражаются и переживают­ся отношения и оценки людьми объективных процессов и психи­ческих феноменов В качестве особенностей коллективных настро­ений по сравнению с индивидуальными Б.Д. Парыгин выделяет гораздо большую социальную обусловленность, обусловленность всей системой социальных (экономических, политических, идеологиче­ских) отношений. Вместе с тем фактор физического самочувствия отходит на второй план.

Деятельностную сферу психологии больших групп составляют совместная, коллективная деятельность и групповое поведение. Специфическими являются цели деятельности, ее структура, субъек­ты и формы. Необходимо различать термины «профессиональная деятельность», «общественная деятельность», «социальные движе­ния».

Все сферы психологии больших социальных групп органически взаимосвязаны. Их своеобразное единство в конкретных обществен­но-исторических условиях выражается двояко: как характеристика типичной личности представителя определенной общности и как ха­рактеристика психического склада общности (народа, класса, нации).

Психический склад— это комплексное и наиболее устойчивое образование в психологии общности. К нему относятся социальный характер, традиции, обычаи, привычки, нравы.

Социальный характер группы, народа определяется специфиче­ской культурой, историей, жизнедеятельностью и ее условиями.

Традиции — это исторически сложившиеся, принятые и узако­ненные способы воспроизведения определенных социальных пра­вил, норм поведения, отношений людей.

Обычаи — прочно установившиеся правила реагирования на конкретные события, выполнения некоторых общественно одобря­емых действий. Обычаи и традиции хранят народный опыт, являют­ся символами ценностей, выработанных общностью, приучают ува­жать их.

Элементом психического склада, примыкающим к обычаям, явля­ется предрассудок. Это укоренившееся в обществе мнение, не име­ющее разумного доказательства и строгого подтверждения и отно­сящееся преимущественно к предостерегательным, суеверным пра­вилам. Предрассудки могут определять отношения их носителей к тем или иным природным или социальным явлениям. Предрассуд­ки в той или иной степени присущи большинству социальных общ­ностей.

Целостной, обобщающей характеристикой психологических осо­бенностей социальных групп является образ их жизни. Это сово­купность устоявшихся, типичных для определенных социально-эко­номических условий форм жизнедеятельности народов, классов, со­циальных групп, отдельных людей в материальном и духовном производстве, общественно-политической и семейно-бытовой сфе­рах. В образе жизни общности и отдельного человека выражается система их отношений к обществу, труду, другим общностям и лю­дям, себе.

Типологии и классификации больших социально-психологических общностей

Классификация больших групп не является четко разработан­ной хотя бы потому, что сами критерии большой группы остаются дискуссионными.

Выделяют, как известно, два вида социальных общностей людей по наличию объективных биологических или социально-экономи­ческих связей и отношений и по наличию сознательного стремле­ния людей к объединению на основе общих целей и ценностей. Эти основания могут пересекаться, противоречить одно другому, но ис­пользуются и при классификации больших групп.

Объединение людей, имеющих общий объективно существу­ющий и социально значимый признак, представляет собой типоло­гическую группу. Таким признаком может быть демографический показатель. В этом случае типологическую группу составят муж­чины, женщины, поколение, молодежь, средний возраст, пожилые люди и т.д. К большим группам иного типа относятся религиозные груп­пы, партии, союзы, общественные движения. По социальному соста­ву эти группы разнородны, гетерогенны, по социально-психологи­ческим характеристикам они более однородны, чем группы типоло­гические, здесь имеется психологическая общность, которая не совпадает с общностью объективной.

Большие социальные группы классифицируются по разным при­знакам. По времени различаются длительно существующие боль­шие группы — классы, нации — и недолго существующие — поли­тические партии, митинги, аудитории, толпа, по характеру организо­ванности — неорганизованности — толпа, партии, союзы. Некоторые большие группы возникает случайно, стихийно (толпа), другие орга­низуются сознательно (партии, ассоциации), складываются истори­чески.

Можно выделить условные и реальные большие группы, когда существенным является признак контактности, реального взаимо­действия Половозрастные, профессиональные, национальные груп­пы являются условными. К реальным большим группам с непродол­жительными контактами относятся съезды, митинги, собрания. Боль­шие группы могут также быть открытыми и закрытыми. Членство в последних определяется внутренними установлениями групп.

Систематическое исследование больших групп должно быть междисциплинарным (история, этнография, социология, психология, политология, культурология).

В психологии вообще и социальной психологии в частности, группы рассматриваются как ограниченные в размерах общности лю­дей, выделяемые из социального целого на основе определенных приз­наков (например, профессиональная или социальная принадлеж­ность, цели функционирования, степень сплоченности и т.д).

Наиболее распространенной в отечественной психологии счи­тается дифференциация (типология) групп по следующим основа­ниям

1 )размер: большие, они (выделяются на основе: а) определенных социальных признаков: пол, возраст, национальность, религиозная принадлежность - христиане, буддисты и т.п. и б) реализации слож­ной совместной деятельности (коллектив крупного завода, фабрики, образовательного учреждения и тд.) и малые - непосредственно контактирующие индивиды, объединенные совместной деятель­ностью или общими целями и интересами (школьный класс, произ­водственный отдел, туристическая группа и т.д.);

2) характер организации: официальные (формальные) - имею­щие юридически или административно зарегистрированный статус и заданную деятельность, и неофициальные (неформальные), не имеющие такового статуса и объединенные на основе дружбы, сим­патий, взаимопомощи, других прагматических целей;

3) специфика деятельности: производственные, торговые, на­учные, учебные, воинские, спортивные и т.п.;

4) по уровню опосредованности связей: контактные (реальные) - группы, члены которых вступают в непосредственные взаимодей­ствия и взаимоотношения в общем пространстве и времени (семья, рабочая бригада, студенческая группа) и условные - группы, пред­ставители которых не имеют прямых или косвенных контактов друг с другом, но исследователями объединяются в нечто единое на осно­ве специфических признаков для изучения в социальных науках или достижения каких-то практических целей (для выяснения психоло-гических особенностей выделяется условная группа - студенчество, а также пенсионеры, учительство и т.д.); "члены" таких групп могут совершенно не встречаться и не знать друг друга;

5) по значимости для индивидов - референтные - контактные или условные социальные группы, на нормы и ценности которых индивид ориентируется, мнениями и оценками которых он дорожит;

6) по времени действия: постоянные и временные. Представлены некоторые главные критерии и конкретные ва­рианты типологии групп, но потенциальный спектр их подразделе­ния значительно шире, что мы покажем в дальнейшем изложении. Чтобы глубже понять роль и значение различных групп в теории и практике социальной психологии, стоит разобраться еще в одном понятии, которое является одним из основных в зарубежной социо­логии, но у нас до последних лет рассматривалось сравнительно редко или вообще не использовалось. Речь идет о термине "страта" и производных от него понятий. Причем сразу же надо отметить, что данный термин "пришел" в общественные науки из геологии, где он обозначает расположение пластов земли по вертикали.

Латинский термин страта (stratum - слой, пласт) и его произ­водное - стратификация в зарубежной социологии используется для обозначения расслоения в обществе, дифференциации населения на группы (слои) в определенном иерархическом ранге. Ранг слоя (группы, класса) чаще всего будет зависеть от уровня материальной обеспеченности, обладания властью или привилегиями, что, в свою очередь, обычно связано с основными сферами деятельности пред­ставителей данного слоя.

В марксистской философии и политэкономии существует раз­деление общества на классы: рабочие, крестьяне, буржуазия и "прослойка" - интеллигенция. Но сегодня ясно, что такое деление весьма схематично и альтернативно. На самом деле, в каждом из данных классов существуют группы, отличающиеся по своему иму­щественному положению социальной роли, например, рабочий класс могут составлять высокообеспеченные рабочие престижных профессий и одновременно представители данной категории, живу­щие на низком материальном уровне, не имеющие аналогичного по­ложения в обществе и в силу этого отличающиеся по многим жиз­ненным показателям. Уравнивать, уподоблять потребности и воз­можности людей из разных слоев даже одного класса практически уже нельзя. При этом все большее число выходцев всех названных классов становятся предпринимателями, коммерсантами, бизнесме­нами и в своих интересах полностью отходят от своих прямых "родственников". Общество резко дифференцируется не столько по "отношению к средствам производства", сколько по профессиональному и материальному положению людей, их запросам и соци­альному статусу. И этот момент становится чрезвычайно важным для понимания общественной психологии.

Стратификация исторически была присуща организации всех человеческих сообществ (за исключением, возможно, первобытно­общинных объединений). Так, в древнеримском обществе существо­вали патриции, плебеи и рабы (а внутри каждого из данных слоев наблюдалась и более "тонкая" стратификация); в Индии общество подразделялось па брахманов - жрецов и мыслителей, которым над­лежало определять политику, хранить и развивать высшие духов­ные принципы страны; кшатриев - правителей и воинов, вайшьи - земледельцев, ремесленников и торговцев; ниже этих трех каст нахо­дились шудры - или батраки, и все неквалифицированные наемные работники, кроме земледельцев.

Поскольку в наших теоретических построениях понятия груп­па и страта рядоположны, попытаемся или "развести" или же при­вести их к общему знаменателю, чтобы использование данных де­финиций в сознании читателя не вызывало каких-либо особых про­тиворечий. Сопоставление терминов показывает, что в их содержа­нии много общего, особенно если говорить о различных вариантах вышеназванных условных групп, поскольку последние, как и социаль­ные страты представляют собой гипотетически выделяемые объеди­нения людей на основе сходных или общих признаков и характери­стик. К примеру, совокупность представителей класса "буржуазия" можно рассматривать и как социальную страту (в экономическом и политическом смысле) и как социальную группу (в плане изучения ее социально-психологических характеристик).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: