Критерии установления инвалидности
При освидетельствовании граждан на предмет установления инвалидности ограничение жизнедеятельности понимается, как отклонение деятельности человека от нормы вследствие нарушения здоровья, которое характеризуется ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение и трудовую деятельность.
Надо отметить, что в критериях установления инвалидности большую роль играют не только сами ограничения жизнедеятельности, но и их степень — величина отклонения от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья.
Инвалидность складывается из трех компонентов:
— наличие болезни, вызвавшее нарушение функций организма;
— наличие стойкого ограничения функций организма и ограничений жизнедеятельности;
— наличие социальной недостаточности и потребность в социальной помощи.
При определении состояния инвалидности используется следующая классификация нарушений основных функций организма человека:
1. Нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).
2. Нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания).
3. Нарушения статодинамической функции.
4. Нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции.
Комплексная оценка различных качественных и количественных показателей, характеризующих стойкое нарушение функций организма, предусматривает выделение преимущественно четырех степеней нарушений по степени выраженности:
1 степень — незначительные нарушения функций;
2 степень — умеренные нарушения функций;
3 степень — выраженные нарушения функций;
4 степень — значительно выраженные нарушения функций.
К основным категориям жизнедеятельности отнесены:
1. Способность к самообслуживанию — способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и сохранять навыки личной гигиены.
2. Способность к самостоятельному передвижению — способность самостоятельно перемещаться в пространстве, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела в рамках выполняемой бытовой, общественной, профессиональной деятельности.
3. Способность к обучению — способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (социальными, культурными и бытовыми).
4. Способность к трудовой деятельности — способность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему и условиям выполнения работы.
5. Способность к ориентации — способность определяться во времени и пространстве.
6. Способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации.
7. Способность контролировать свое поведение — способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально — правовых норм.
Классификация ограничений жизнедеятельности по степени выраженности
Классификация ограничений жизнедеятельности по степени выраженности выглядит следующим образом:
Ограничение самообслуживания:
1 степень — способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств;
2 степень — способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств и (или) помощью других лиц;
3 степень — неспособность к самообслуживанию и полная зависимость от других лиц.
Ограничение способности к самостоятельному передвижению:
1 степень — способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращения расстояния;
2 степень — способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств и (или) помощью других лиц;
3 степень — неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц.
Ограничение способности к обучению:
1 степень — способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса и (или) с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц (кроме обучающего персонала);
2 степень — способность к обучению только в специальных учебных заведениях или по специальным программам в домашних условиях;
3 степень — неспособность к обучению.
Ограничение способности к трудовой деятельности:
1 степень — способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности, невозможности выполнения работы по своей профессии;
2 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств, и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц;
3 степень — неспособность к трудовой деятельности.
Ограничение способности к ориентации:
1 степень — способность к ориентации при условии использования вспомогательных средств;
2 степень — способность к ориентации, требующая помощи других лиц;
3 степень — неспособность к ориентации (дезориентация).
Ограничение способности к общению:
1 степень — способность к общению, характеризующаяся снижением скорости, уменьшением объема усвоения, получения и передачи информации;
2 степень — способность к общению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;
3 степень — неспособность к общению.
Ограничение способности контролировать свое поведение:
1 степень — частичное снижение способности самостоятельно контролировать свое поведение;
2 степень — способность частично или полностью контролировать свое поведение только при помощи посторонних лиц;
3 степень — неспособность контролировать свое поведение.