Служба на отдание соединяется (как исключение из всех двунадесятых праздников) со службой святым священномученикам Клименту Римскому и Петру Александрийскому.




Терминология

Для обозначения Е. в греч. литургической терминологии используются слова συναπτή (сборные [прошения]), αἰτήσεις (прошения - как правило, для обозначения Е., в к-рой аккламацией народа служат слова Παράσχου, Κύριε («Подай Господи»)) и нек-рые др. Термин ἐκτενὴς [ἱκεσία] (сугубое, протяженное [моление]), от к-рого и образовано рус. слово «Е.», в греч. традиции обозначает не любую Е., а лишь сугубую, после прошений к-рой «Господи, помилуй» поется многократно. Наиболее общий термин для обозначения всех видов Е. в греч. традиции - διακονικά (диаконские [возглашения]); в древнерус. традиции был известен эквивалент этого термина - диаконства к-рый в совр. рус. практике не употребляется. Существуют и др. греч. термины для обозначения Е. (напр., мирная Е. в ряде визант. памятников обозначена как εὐχὴ τοῦ τρισαγίου, букв.- молитва Трисвятого; и т. д.).
Происхождение
Древнейшие тексты Е. зафиксированы в описаниях Божественной литургии, вечерни и утрени, содержащихся в VIII кн. «Апостольских постановлений» (ок. 380), а также в «Завещании Господа нашего Иисуса Христа» (V в.) (рус. перевод см.: Скабалланович. С. 86-91) и (фрагментарно) в творениях свт. Иоанна Златоуста. М. Н. Скабалланович выдвинул предположение о происхождении мирной Е. из поминовений в составе анафоры евхаристической литургии, т. е. из intercessio (Там же. С. 78-79). Более вероятно, однако, что Е. и intercessio развивались параллельно, и ядро Е. существовало в чине литургии уже во II в.- с ним можно отождествить моления, произносимые всеми верными вместе (противопоставляемые молитве одного предстоятеля от лица всех, т. е. анафоре) в начале литургии верных (Iust. Martyr. I Apol. 65-67; Х. Матеос указывал также на вербальное сходство нек-рых выражений мч. Иустина Философа и прошений известных по позднейшим источникам Е.- см.: Mateos. Célébration. P. 165-166). К Е., открывавшей литургию верных (предположительно - уже со II в., достоверно - c IV в.), восходят совр. мирная и просительная Е. правосл. богослужения. Эта Е. в IV в. (а возможно, и ранее) читалась коленопреклонно (см.: Ibid. P. 163-165; именно к этой практике относятся канонические правила Петр. Ал. 15, I Всел. 20, Васил. 91, Трул. 90, запрещающие коленопреклонное моление в воскресные дни и в период Пятидесятницы), но со временем коленопреклонение во время Е. было оставлено (возможно, по причине распадения Е. в начале литургии верных на части и увеличения общего числа Е.); следом древней практики коленопреклонного чтения Е. в позднейшей традиции являются 3 особые Е. во время вечерни в день Пятидесятницы и коленопреклонные Е. и молитва в чине освящения храма. Малые Е., по предположению Матеоса, являются расширением краткого возгласа «Господу помолимся», предварявшего отдельные молитвы священника (Mateos. Célébration. P. 31-33), и их прошения лишь постепенно были уподоблены прошениям мирной Е.
Сугубая Е. визант. богослужения несомненно происходит из практики стационального богослужения - она возглашалась во время молитвенных шествий по городу (с этой т. зр. к сугубой Е. близки диаконские прошения, возглашаемые во время литии на всенощном бдении). Ок. VIII в. сугубая Е. была включена в состав к-польского чина Божественной литургии, встав на место исчезнувшей к этому времени проповеди после Евангелия (см.: Ibid. P. 148-156). В рукописях и первопечатных изданиях тексты Е. не вполне стабильны и могут различаться как составом прошений, так и текстами отдельных прошений. В печатных изданиях богослужебных книг Нового и Новейшего времени тексты Е. чаще имеют постоянный состав, хотя в различных изданиях также возможны разночтения (изменения могли быть в т. ч. вызваны, как, напр., в России, гос. потрясениями).
В современном православном богослужении
Е. используются очень широко и входят в состав всех служб суточного круга богослужения (кроме часов и изобразительных), чина Божественной литургии и мн. чинопоследований Евхология (Требника). Существует 4 основных вида Е.: мирная, малая, просительная и сугубая. Все эти виды Е. присутствуют в чинопоследованиях вечерни, утрени и Божественной литургии.
Мирная Е. открывает службу: на вечерне она читается после предначинательного псалма, на утрене - после шестопсалмия, на литургии - сразу после начального возгласа, т. е. в начале литургии оглашенных (некогда мирная Е., однако, открывала литургию верных, т. е. возглашалась уже по окончании литургии оглашенных; напоминанием об этой практике являются Е. особого состава во время молитв верных до великого входа и просительная Е. после него, но впосл. мирная Е. была перемещена в начало службы и стала читаться перед Трисвятым (с IX по XII в.), а затем - и на своем совр. месте (начиная уже с XI в. и окончательно - с XIII в.); см.: Ibid. P. 29-30).
Малые Е. читаются на вечерне и утрене после кафизм (в нек-рых случаях эти Е. отменяются; на утрене малые Е. возглашаются также после 3, 6 и 9-й песней канона (в 1-й день Пасхи - после каждой песни канона)), а на литургии - после 1-го и 2-го антифонов.
Просительная Е. (содержание к-рой указывает на завершение моления - см.: Ibid. P. 158; Taft. Great Entrance. P. 318-322) предваряет заключительную часть вечерни и утрени и следует за «Сподоби, Господи» (к-рое на вечерне представляет собой самостоятельный текст, а на утрене входит в состав великого славословия). На литургии просительные Е., принимающие в свой состав дополнительные прошения, читаются после великого входа и после анафоры.
Сугубая Е. в чине вечерни и утрени служит знаком статуса праздничности службы (см. ст. Знаки праздников месяцеслова): в чинах великой вечерни, славословной и полиелейной утрени сугубая Е. предваряет просительную (на утрене - непосредственно примыкая к ней, а на вечерне - помещаясь до «Сподоби, Господи», причем в этом случае сугубая Е. вечерни приобретает 2 дополнительных прошения в начале: «Рцем вси,Господи Вседержителю …» и на утрене эти 2 прошения присоединяются к сугубой Е. лишь раз в году - в Великую субботу); на вседневном богослужении с «Бог Господь» сугубая Е. помещается в самом конце вечерни и утрени, перед возгласами «Премудрость » Сый благослдовен…» и отпустом; на службе с пением «Аллилуия» и земными поклонами сугубая Е. вечерни и утрени отменяется. На литургии сугубая Е. читается после Евангелия и всегда начинается с прошения «Рцем вси » (таким же образом сугубая Е. читается не только на полной литургии, но и на литургии Преждеосвященных Даров, даже если на ней нет Евангелия - в этом случае сугубая Е. читается после паремий, «Да исправится молитва моя» и поклонов). Подробнее см. статьи Малая ектения, Мирная ектения, Просительная ектения, Сугубая ектения.
Кроме 4 основных видов Е. существуют и иные, напр. благодарственная Е. на литургии после причащения; сокращенная сугубая Е. (читается на утрене в конце двупсалмия, на малой вечерне, на т. н. полунощнице в ночь 1-го дня Пасхи; устав называет эту Е. «малая ектения», т. е. «малая сугубая»); Е., читаемая священником в конце повечерия и полунощницы; мирные Е. при водоосвящениях; сокращенная мирная Е., читаемая тайно в алтаре при хиротониях; заупокойные мирная, малая и сугубая Е. при различных поминовениях усопших и т. д. В церковной практике хорошо известны различные дополнительные прошения о тех или иных нуждах (эти прошения выписаны в Требнике и Служебнике, а также составляются заново при необходимости), включаемые в мирную и особенно сугубую Е.

Вопрос 2. Введение во храм ПресВ. Богородицы
Введение во храм Пресвятой Богородицы (греч. Εἴσοδος τῆς ῾Υπεραγίας Θεοτόκου ἐν τῷ Ναῷ, лат. Praesentatio S. Mariae in templo) – христианский праздник, основанный на Священном Предании о том, что родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна, исполняя обет посвятить своего Ребенка Богу, в трехлетнем возрасте привели свою Дочь Марию в Иерусалимский храм, при котором Она жила до Своего обручения праведному Иосифу. В Православной Церкви празднуется 21 ноября по юлианскому календарю (4 декабря по новому стилю) и принадлежит к числу Двунадесятых праздников, в Католической Церкви празднуется 21 ноября по григорианскому календарю, в Коптской Церкви – 29 ноября. 1. История события Ведения во храм Девы Марии. О событиях, которые явились основой праздника сообщает церковное предание. В апокрифических евангелиях: «Протоевангелие Иакова» и «Евангелие псевдо-Матфея» описываются события, которые произошли в жизни праведной Анны, матери Пресвятой Марии. Перед зачатием Богородицы святой Анне явился ангел и возвестил ей о рождении ребенка. «Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь», – дала обещание праведная. Когда Пресвятой Марии исполнилось три года, отец девочки Иоаким сказал: «Позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут стоять с зажженными светильниками, чтобы Дитя не воротилось назад и чтобы полюбила Она в сердце своем храм Господень». В храме девочку встретил первосвященник Захария, отец Иоанна Предтечи, со множеством священников. Родители поставили Марию на первую ступень лестницы, которая вела в храм, и «…когда Она была поставлена перед храмом Господа, Она поднялась бегом на пятнадцать стуВведение во храм Пресвятой Богородицы, преподаватель: протоиерей В.Грищук 3 пеней, не оборачиваясь назад и не зовя родителей своих, как это обыкновенно делают дети. И все были исполнены удивления при виде этого, и священники храма были в изумлении». По преданию, первосвященник ввел святую Деву Марию в самую святую часть храма – во Святое Святых, куда мог входить только Первосвященник и то однажды в год, в великий день очищения, с жертвенной кровью. Родители возвратились домой в Назарет, а святая Отроковица осталась на долгие годы на воспитание при храме. Здесь она молилась, училась, работала, укрепляла в Своей душе те дивные добродетели, которые сияли, как многоценные камни, благоухали точно душистые цветы, которые привлекли на Нее милость Божию, сделали Ее избранницей Неба, одушевленным Кивотом Господним, Матерью Господа.

Историческое развитие праздника. Древнее предание указывает, что начало почитания праздника относится к первым векам жизни Церкви. При императрице Елене был возведен храм в честь введения во храм Пресвятой Богородицы. О событии введения во храм Девы Марии в трехлетнем возрасте упоминают Евдотий, епископ Антиохийский (Iв.), блаженный Иероним (IVв.), святитель Григорий Нисский (IVв.) Наиболее известные ранние гомилии, посвященные этому празднику можно встретить в творениях Германа, патриарха Константинопольского (+ 733г.) и патриарха Тарасия (+ 806г.) Если праздник Рождества Пресвятой Богородицы получил начало не ранее VIIв., то праздник Введения во храм Божией Матери имеет позднее установление. Упоминание о празднике встречается в некоторых месяцесловах VIII века. В Синайском праздничном Евангелии (715г.) на праздник введения во храм есть чтение. В уставе Великой Консантинопольской Церкви IXв. день отмечен особым названием: «Собор святой Богородицы, когда Она принесена была родителями своими, принесенная в храм Господень 3 лет». В IXв. были составлены каноны праздника, авторами которых считаются Георгий, епископ Никомидийский и Иосиф Песнописец. Некоторые литургисты авторство второго канона приписывают Василию Пагариоту, архиепикопу Кесарийскому (Xв.) На Западе праздник стал известен с IXв. в Сицилии, где проживало много православных греков. В XIв. норманны принесли праздник в Англию. Широкое распространение в Европе праздник получил во второй половине XIVв. В XVв. праздник широко стал почитаться во Франции. В календарь Римо-католической Церкви праздник включил папа Сикст V в 1585г.

Особенности богослужения праздника. Богослужение Введения во храм Пресвятой Богородицы совершается по 48 главе Типикона 21 ноября.
На великой вечерне: По обычном псалме – «Блажен муж» – 1-й антифон 1-й кафизмы. На «Господи, воззвах» стихиры на 8, глас 1-й, «Слава и ныне», глас 8- й: «По Рождестве Твоем, Богоневесто Владычице...». Вход. Прокимен дня. Чтения праздника3: Исход, гл.40, ст.1-5, 9-10, 16, 34-35 – в образе ветхозаветной скинии, которая при освящении исполнилась славы Господней, святая Церковь созерцает Пресвятую Деву – скинию воплощения Господа; 3 Царств, гл.7, ст.51; гл.8, ст.1, 3-7, 9-11 – в кивоте завета Господня, который по освящении храма Соломона священники внесли во Святая Святых, Церковь видит прообраз Пресвятой Богородицы; Иезек., гл.43, ст.27; гл.44, ст.1-4 – виденные пророком Иезекиилем врата Иерусалимского храма. На литии – стихиры праздника и «Слава, и ныне» – праздника, глас 5-й: «Возсия день радостен...». На стиховне – стихиры праздника (с особенными стихами, отличными от других Богородичных праздников), «Слава и ныне» праздника, глас 6-й: «Днесь собори верных...». На благословении хлебов[1] – тропарь праздника трижды: «Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение ». На утрене: На «Бог Господь» – тропарь праздника дважды, «Слава и ныне» – праздника. По обычных кафизмах – седальны праздника с Богородичными их. Полиелей. Величание и избранный псалом праздника: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождениеТвое ». Седален по полиелее – праздника, «Слава, и ныне» – Богородичен. Степенны 4-го гласа: «От юности моея». Прокимен праздника, глас 4-й: «Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо Твое». Стих: «Отрыгну сердце мое слово благо». «Всякое дыхание...» Евангелие праздника – Лк., зач. 4. Псалом 50-й. «Слава», глас 2-й: «Днесь Храм Одушевленный и Великаго Царя в храм входит, Тому уготоватися в божественное жилище. Людие, веселитеся!». «И ныне» – тот же стих. «Помилуй мя, Боже...» – стихира праздника, глас 4-й: «Днесь Боговместимый храм...» Каноны: оба канона праздника с ирмосом на 14. Ирмосы канона 4-го гласа: «Отверзу уста моя...» (особые на Введение). Второй канон 1-го гласа: «Песнь победную поим вси Богу...» Катавасия: «Христос раждается...» – оба лика вкупе. (С этого дня катавасия поется до 31 декабря в случае богослужения со славословием, или полиелеем или бдением (в Типиконе – до 1 января)). По 3-й песни – седален праздника, «Слава, и ныне» – другой седален. По 6-й песни – кондак «Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи. Яже в Дусе Божественном, Юже воспеваютАнгели Божии: Сия есть селение небесное» и икос праздника. На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но припев: «Ангели, вхождение Пречистыя зряще, удивишася, како Дева входит во Святая Святых». Первый лик – ирмос. Другой лик – тот же припев и ирмос; к тропарям 1-го канона – особые припевы. Затем правый лик поет первый припев 2-го канона: «Величай, душе моя, приведенную в храм Господень и благословенную руками иереевыми» и ирмос: «Светоносный облак». То же повторяет другой лик. К тропарям 2-го канона – свои припевы. По окончании 2-го канона, оба лика «вкупе сошедшеся» поют припев 1-го канона: «Ангели, вхождение Пречистыя...» и ирмос: «Таинство странное вижу и преславное...» По 9-й песни – светилен праздника. На Хвалитех – стихиры праздника на 4: «Слава и ныне», глас 4-й: «Днесь во храм приводится...». Славословие великое. Тропарь праздника. Ектении и отпуст. Стихира самогласна праздника. 1-й час. На часах: «Слава» – тропарь праздника, «И ныне» – Богородичен часа. По «Отче наш» – кондак праздника. На Литургии: Антифоны изобразительные. «Блаженны» на 8: праздника, песнь 3-я и 6-я. По Входе – тропарь праздника, «Слав, и ныне» – кондак праздника. Прокимен праздника, глас 3-й, песнь Богородицы: «Величит душа Моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем». Стих: «Яко призре на смирение рабы Своея...» Апостол – к Евреем, зачало 320. Евангелие – от Луки, зачало 54. Задостойник праздника: ирмос 9-й песни: «Яко одушевленному...» с 1-м припевом. Причастный стих: «Чашу спасения приму...»

Попразднство и отдание. Двунадесятый праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (20 ноября) и четыре дня попразднства. Отдание праздника – 25 ноября/8 декабря. С 22 по 24 ноября – попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. 25 ноября – отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Служба праздника в Неделю (без Типикона). Богослужение Введения во храм Пресвятой Богородицы совершается вместе с воскресной службой Октоиха (по Марковой главе Типикона под 21 ноября: «Подобает ведати, яко аще случится праздник Введения Богородицы в Неделю»). На великой вечерне: Стихословится вся первая кафизма. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные – 4 и праздника – 6, «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «По рождестве Твоем...» (догматик гласа не поется). Вход, прокимен дня – «Господь воцарися». Паримии праздника – 3. На литии стихиры праздника и «Слава, и ныне» – праздника, глас 5- й: «Возсия день радостен...» На стиховне – стихиры воскресные, «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Днесь собори верных...» На благословении хлебов – тропарь праздника (трижды). На утрене: На «Бог Господь» – тропарь воскресный (дважды), «Слава, и ныне» – тропарь праздника. По кафизмам – седалены воскресные. По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный настоящего гласа. Полиелей, величание праздника и избранный псалом. Тропари: «Ангельский собор...», Ипакои гласа, седален праздника по первом стихословии, седален праздника по втором стихословии, «Слава, и ныне» – седален праздника по полиелее. Степенны гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Слыши дщи...» Евангелие праздника – Лк., зач. 4. «Воскресение Христово...» Псалом 50. «Слава» – «Днесь храм одушевленный...», «И ныне» – тот же стих. «Помилуй мя, Боже...», – стихира праздника, глас 4-й: «Днесь Боговместимый храм...» Каноны: воскресный с ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2 и праздника оба канона на 8 (1-й на 4 и 2-й на 4). Катавасия – «Христос раждается...» По 3-й песни – кондак и икос воскресные, седален праздника, «Слава, и ныне» – ин седален. По 6-й песни – кондак и икос праздника. На 9-й песни поем «Честнейшую» (припевы праздника не поются). По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный, «Слава, и ныне» – светилен праздника. На хвалитех стихиры на 8: воскресные на 4 и праздника на 4 (со стихами праздничными, которые написаны на стиховне вечерни в Минее). «Слава» – праздника, глас 2-й: «Днесь в храм приводится...», «И ныне» – «Преблагословенна еси...» Великое славословие. Тропарь воскресный. Отпуст воскресный. После отпуста на «Слава, и ныне» – стихира евангельская. На часах: Тропарь воскресный, «Слава» – праздника, «И ныне» – Богородичен часа. Кондаки воскресный и праздника читаются попеременно. На Литургии: Антифоны изобразительные. «Блаженны» на 10: воскресные на 6 и праздника – песнь 3-я на 4. По входе – тропарь воскресный, тропарь праздника, «Слава» – кондак воскресный, «И ныне» – кондак праздника. Прокимен и Аллилуарий – воскресные, затем праздника. Апостол и Евангелие – дня и праздника. Задостойник праздника. Причастен: «Хвалите Господа с небес...» и праздника: «Чашу спасения прииму...» Отпуст воскресный.

Служба на отдание соединяется (как исключение из всех двунадесятых праздников) со службой святым священномученикам Клименту Римскому и Петру Александрийскому.

Со дня праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря) по 31 декабря (13 января нового стиля – отдание праздника Рождества Христова. – Ред.) на утрене в воскресные и праздничные дни, имеющие бдение, полиелей или великое славословие, поется катавасия: «Христос раждается, славите» (рядовая, после всех песней).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: