Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны.
Законодательная власть (парламент – Федеральное собрание) состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Она обеспечивает господство правового закона (признание, гарантия и защита прав человека).
В компетенцию Совета Федерации входят: право законодательной инициативы; одобрение или отклонение законов, принятых Государственной Думой; утверждение изменения границ между субъектами Федерации; утверждение указов Президента РФ о введении чрезвычайного или военного положения; решение вопросов о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами государства; назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты; внесение предложений о поправках и пересмотре Конституции РФ.
В полномочия Государственной Думы входят: принятие федеральных конституционных и федеральных законов; право законодательной инициативы депутатов Государственной Думы; дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; право амнистии; выдвижение обвинения в адрес Президента РФ для отрешения его от должности; выражение недоверия Правительству РФ или его членам; внесение предложений о поправках и пересмотре Конституции РФ, обращение в Конституционный суд РФ с запросом в соответствии со ст. 125 Конституции РФ.
|
Исполнительная власть осуществляется Правительством РФ. Ее главная задача — исполнение принятых парламентом законов.
Правительство РФ: разрабатывает и представляет Государственный Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственный Думе отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения; осуществляет управление федеральной собственностью, меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ, законного порядка, борьбе с преступностью; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.
Судебную власть осуществляют Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд и прокуратура. Их основная функция — защита прав человека.
Судебная власть РФ построена на принципах:
— государственности (осуществляется государственными органами и выражает государственную волю);
— компетентности. Правосудие — исключительная компетенция судебной власти;
— судопроизводства. Судебная власть осуществляется посредством четырех видов судопроизводства: конституционного, гражданского, уголовного и административного;
— процессуальности. Судебная власть осуществляется в строгих процессуальных формах;
— самостоятельности и независимости. Суды в РФ руководствуются только Конституцией РФ и законодательством РФ;
|
—- состязательности и равноправия сторон. Стороны в судах пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции;
— гласности. Рассмотрение дел в судах проводится открыто;
— презумпции невиновности. Принцип, гарантирующий права и свободы человека и гражданина;
— государственности языка. Производство в судах ведется на русском языке;
— устности. Разбирательство на заданиях судов происходит устно.
Президент РФ выступает в качестве высшего представителя государственной власти, высшего должностного лица государства. В его полномочия входят:
— в сфере обороны и безопасности (является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами РФ, утверждает военную доктрину РФ, формирует и возглавляет Совет безопасности, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил, вводит на территории РФ или в ее отдельных местностях военное или чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе);
— по формированию государственных органов (назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ, утверждает по предложению Председателя Правительства РФ структуру федеральных органов исполнительной власти; принимает решение об отставке Правительства РФ, формирует Администрацию Президента, назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации; назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях);
|
— в области внешней политики (осуществляет руководство внешней политикой РФ, ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ, подписывает верительные и отзывные грамоты);
— в области взаимодействия с органами законодательной власти (назначает выборы в Государственную Думу, распускает Государственную Думу в соответствии с законодательством, вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы, обращается с ежегодными посланиями к Федеральному собранию о положении в стране, назначает референдум РФ);
— в области взаимодействия с органами судебной власти и прокуратуры (вносит в Совет Федерации предложенные об освобождении от должности Генерального прокурора РФ, осуществляет помилование, назначает судей федеральных судов).
В полномочия Президента РФ также входит: решение вопросов гражданства, предоставление политического убежища, награждение государственными наградами, присвоение почетных званий, высших воинских и специальных званий.
Согласно Конституции РФ народовластие — это одна из основ конституционного строя, являющаяся единственным источником власти в России. Граждане могут осуществлять свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.
Власть народа осуществляется в форме референдумов и выборов. Наряду с этим могут использоваться и другие: народная правотворческая инициатива, собрания граждан, митинги, шествия, демонстрации, пикирования, обращения в органы власти.
Референдум — это прямое голосование граждан, проживающих на определенной территории, для решения наиболее важных вопросов в различных сферах общественной жизни.
В референдуме принимают участие только граждане РФ, достигшие 18 лет, не признанные судом недееспособными и не содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Граждане РФ, находящиеся или проживающие вне пределов России, обладают всей полнотой прав на участие в референдуме РФ.
Референдум признается состоявшимся, если в нем приняли участие более половины граждан, имеющих на это право. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников голосования. Решения, принятые всеобщим голосованием, обладают высшей юридической силой и применимы на всей территории РФ.
Выборы — форма непосредственного народовластия, при которой путем голосования граждане выбирают своих представителей для выполнения в государственных органах и органах местного самоуправления функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан.
Правоотношения
Нормы права проявляются через правоотношения.
Правоотношение – это часть общественных отношений, урегулированных правом.
Правоотношения бывают: Регулятивные (регулируют что-либо) и охранительные (охраняют что-либо).
Структура правоотношений:
Субъекты;
Объекты;
Содержание.
Субъекты правоотношения – это его участники (физические лица, государство и его органы, юридические лица).
Объекты правоотношений - материальные блага (имущество, деньги, ценные бумаги, природа и т.д.) и нематериальные блага (честь и достоинство, авторство, жизнь и здоровье, личная неприкосновенность и др.).
Содержание правоотношений:
Взаимные субъективные юридические права субъектов правоотношений;
Юридические обязанности субъектов правоотношений.
Чтобы быть участником правоотношения, необходимо иметь все признаки правосубъектности, т. е. правоспособность и дееспособность.
Правоспособность — это способность иметь права и обязанности.
Дееспособность (действиеспособность) — это способность своими действиями приобретать права и обязанности. 6-14 лет — малая; 14-16-18 лет — неполная; с 18 лет — полная.
Дееспособность включает сделкоспособность и деликтоспособность.
Сделкоспособность - это возможность самостоятельного заключения сделок.
Деликтоспособность - это возможность нести самостоятельную ответственность.
Снижение возраста дееспособности в случаях:
— вступление в брак с 16 лет;
— привлечение к уголовной ответственности с 14 или 16 лет;
— эмансипация несовершеннолетнего.
Увеличение возраста дееспособности в случаях:
— право быть избранным в Государственную Думу у граждан РФ
с 21 года;
— Президентом РФ может быть избран гражданин не моложе 35 лет;
-др.
Возникновение, изменение и прекращение правовых отношений связано с юридическими фактами.
Юридические факты — это различные явления, с которыми закон связывает наступление правовых последствий: действия (по воле людей, провоцируются самими людьми) и события (не зависят от людей).
Правонарушение — антиобщественное деяние (действие или бездействие), причиняющее вред обществу и наказываемое по закону.
Признаки правонарушения и условия юридической ответственности:
- Противоправность (нарушение закона);
- Наказуемость (дееспособность, вменяемость лица- правонарушителя);
- Опасность (вред обществу либо отдельным гражданам, либо порядку);
- Виновность (наличие вины в действиях лица).
Вина:
Умысел (лицо предвидело последствия);
Неосторожность (лицо предвидело возможность последствий).
Виды правонарушений:
1. Гражданское (проступок).
Невыполнение обязательств по договору. Причинение имущественного вреда и т.д.
Гражданско-правовая ответственность имущественного характера: правонарушитель расплачивается своим имуществом.
С 14 лет — частичная. С 18 – полная.
По решению суда (судей).
2. Дисциплинарное (дисциплинарный проступок).
Прогул, опоздание, неисполнение приказа руководителя и т.д.
Дисциплинарная в виде взысканий:
— замечание;
— выговор;
— увольнение.
Материальная ответственность за причинение ущерба работнику и работодателю при исполнении трудовых обязанностей.
С 16 лет.
Налагают вышестоящие органы и должностные лица.
3.Административное правонарушение (проступок).
Мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения, правил строительства, правил содержания домашних животных, безбилетный проезд и т.д.
Ответственность административная в виде наказания:
— предупреждение;
— административный штраф;
— возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
— конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения
— лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
— административный арест;
— административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
— дисквалификация.
С 16 лет.
Органы и должностные лица по решению судей.
4.Уголовное правонарушение (преступление).
Убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, изнасилование, разбой, грабеж, кража, злостное хулиганство.
Ответственность уголовная в виде наказания:
- штраф;
- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
- лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
- обязательные работы;
- исправительные работы;
- ограничение по военной службе;
- конфискация имущества;
- ограничение свободы;
- арест;
- содержание в дисциплинарной воинской части;
- лишение свободы на определенный срок;
- пожизненное лишение свободы;
- смертная казнь
С 14 лет за некоторые (по ст. 20 УК). С 16 за все.
По решению суда.
Преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное УК под угрозой наказания.
Обстоятельства, исключающие преступность деяния и уголовную ответственность:
Необходимая оборона;
Причинение вреда при задержании лица;
Крайняя необходимость;
Физическое или психическое принуждение;
Обоснованный риск;
Исполнение приказа или распоряжения.
Права человека – те права, которые имеют универсальное применение.
Учение об естественных правах: Дж. Локк, Ф. Вольтер, Ж-Ж. Руссо, Т. Джефферсон.
Международный билль о правах, Всеобщая декларация прав человека, 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах, 1966 г., Международный пакт об экономических социальных и культурных правах, 1966 г. и др.