Размерной цепью называется совокупность размеров, образующих замкнутый контур и влияющих на точность одного из размеров контура. Размерная цепь состоит из составляющих звеньев и замыкающего звена. Составляющие звенья получаются непосредственно при изготовлении деталей, а замыкающие – последними при обработке детали.
В прямой задаче задаются номинальные размеры и предельные отклонения составляющих размеров и определяются допуск и предельные размеры с отклонениями замыкающего звена.
ПРИМЕР 5.
Д ля линейной размерной цепи заданы размеры составляющих звеньев:
А=90 0,080мм, а1=30+0,020мм, а2=32 , а3=25 мм. Определить предельные отклонения и допуск на размер замыкающего звена.
Решение.
1. Схема размерной цепи.
2. Верхнее отклонение замыкающего звена равно сумме верхних отклонений увеличивающих звеньев минус сумма нижних отклонений уменьшающих звеньев:
ВОА∑=(0,080)-(0-0,020-0,030)=+0,130мм.
3. Нижнее отклонение замыкающего звена равно сумме нижних отклонений увеличивающих звеньев минус сумма верхних отклонений уменьшающих звеньев:
НОА∑=(-0.080)-(+0,020+0,035+0.030)=-0.165мм.
4. Номинальный размер: А∑=(А-а1-а2-а3)
А∑=(90-30-32-25)=3 мм.
5. Номинальный размер с отклонениями
А∑=3 мм.
6. Допуск замыкающего звена должен быть равен сумме допусков составляющих звеньев.
Допуски составляющих звеньев:
ТА=0.160 мм, Та1=0.020 мм, Та2=0,055 мм, Та3=0,060 мм.
Сумма допусков составляющих звеньев:
ТА+Та1+Та2+Та3==0,160+0.020+0.055+0.060=0.0295 мм.
Допуск замыкающего звена:
А∑= ВОА∑- НОА∑=(+0.130)-(-0.165)=0.295 мм.
Равенство допусков имеется, поэтому задача решена правильно.
ПРИМЕР 6
В сборочной линейной цепи размеры составляющих звеньев даны в номинальном выражении. При сборке узла важно обеспечить определенный размер составляющего звена. Задавшись наибольшим и наименьшим размерами замыкающего звена, можно определить отклонения размеров составляющих звеньев.
|
В процессе эксплуатации в результате износа деталей происходят нарушения размерных цепей. Для их восстановления и поддержания среднепостоянными в большинстве случаев предусматривается возможность регулировки. Например, зазора между поршнем и гильзой, что относится к размерным цепям типа: отверстие-зазор-вал.
Поршень двигателя имеет размер d=110 мм. Зазор между поршнем и гильзой должен быть по техническим условиям: Smax=0,220мм.; Smin=0,180мм.
Определить, какие предельные размеры должны иметь гильзы, чтобы обеспечить зазор в пределах нормы.
Решение.
1.Номинальный размер отверстия и вала: D =d = 110 мм.
2.Предельные отклонения вала: es =- - 0;160 мм.
ei = - 0,180 мм
3.Предельные размеры вала (поршня):
dmax = d + es = 110 +(-0,160) = 109,840 мм;
dmin = d + ei = 110 + (- 0,180) = 109,820 мм.
4. Из выражения предельных значений зазора определим предельные значения
отверстия (гильзы):
Dmax=Smax+dmin=0,220+109,820=110,040 мм.
Dmin=Smin+dvax=0,180+109,840 =110,020 мм.
3.Предельные размеры отверстия (гильзы):
ES=-0,040мм.
EI=0,020 мм
5.Допуск на изготовление отверстия и вала:
ТD = Dmax - Dmin =110,040-110,020=0,020 мм;
Тd = dmax - dmin =109,840 – 109,820 = 0,020 мм;
Td = es - ei = -0,160- (-0,180) = 0,020 мм. 6. Допуск посадки:
6.JTS = TD + Td =Smax-Smin=0,220-0,180 мм. или JTS =0,020+0,020=0,040мм.
ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы
Задание № 1
Для заданного сопряжения определить: номинальный размер отверстия и вала;
верхнее и нижнее отклонения отверстия и вала; предельные размеры отверстия и вала, допуск на отверстие и вал; предельные зазоры (или натяги); допуск посадки.
|
Начертить график полей допусков.
Таблица№1
№ задачи | Сопряжение | Запись размера на чертеже, в мм. |
Дизель Д-21 Шестерня распределения ведомая Вал распределительный | Ø 20 + 0,023 Ø 20 + 0,023 + 0,002 | |
Пусковой двигатель дизеля А-01М Втулка верхней головки шатуна Палец кривошипа | Ø 18 + 0,040 + 0,032 Ø 18 -0,008 | |
Трактор Т-150 Коленчатый вал Шестерня привода газораспределения | Ø 106 + 0,045 + 0,023 Ø 106 + 0,035 | |
Дизель А-01М Блок картера Гильза цилиндра (верхний посадочный поясок) | Ø 153 + 0,040 Ø 153 - 0,050 - 0,090 | |
Трактор МТЗ-50 Роликоподшипник 7608 Цапфа поворотная | Ø 40 - 0,012 Ø 40 - 0,010 - 0,027 | |
Картер Шарикоподшипник | Ø 35 +0,025 -0,020 Ø 35 -0,010 | |
Вал коленчатый Шатун в сборе | Ø 45 +0,085 Ø 45 -0,100 -0,150 | |
Поршень Палец поршневой | Ø 45 -0,025 -0,050 Ø 45 -0,010 | |
Маховик Вал коленчатый | Ø 130 +0,085 Ø 130 -0,050 -0,090 | |
Шарикоподшипник Вал | Ø 40 - 0,015 Ø 40 +0,025 - 0,012 |
Задание №2
Для заданного сопряжения определить согласно табл.2.
1. Номинальный размер отверстия и вала.
2. Верхнее и нижнее отклонения отверстия и вала.
3. Предельные размеры отверстия и вала.
4. Допуск на размер отверстия и размер вала.
5. Предельные зазоры (или натяги).
6. Допуск посадки. Построить схему полей допусков.
Таблица №2
Исходные данные к задачам
№ задачи | Запись размера на чертеже | № задачи | Запись размера на чертеже |
14 + 0,045 - 0,027 | 65 +0,046 +0,135 +0,075 | ||
+0,020 50 +0,003 -0,017 | 416 +0,097 +0,295 +0,232 | ||
+0,083 180 +0,043 -0,025 | 48 +0,027 +0,027 +0,009 | ||
+0,038 42 +0,023 -0,0009 | 25 +0,021 +0,008 -0,008 | ||
-0,024 106 +0,059 -0,220 | 250 +0,072 +0,186 +0,140 |
Задание №3
|
По указанным в таблице 3 данным определить:
1. Величину допуска и квалитет для отверстия и вала.
2. Условное обозначение полей допусков. Предельные отклонения отверстия и вала.
3. Построить схему полей допусков.
4.Результаты расчетов занести в таблицу4.
Таблица №3
Исходные данные к задачам
№ задачи | Номинальный размер соединения | Система | Зазоры, мм | Натяги, мм | ||
Smax | Smin | Nmax | Nmin | |||
отверстия вала | 0,077 | 0,032 | 0,034 | 0,005 | ||
отверстия вала | 0,122 | 0,030 | 0,072 | 0,023 | ||
отверстия вала | 0,271 | 0,145 | 0,233 | 0,130 | ||
отверстия вала | 0,151 | 0,050 | 0,042 | 0,001 | ||
отверстия вала | 0,218 | 0,056 | 0,088 | 0,004 | ||
отверстия вала | 0,194 | 0,080 | 0,099 | 0,021 | ||
отверстия вала | 0,054 | 0,039 | 0,010 | |||
отверстия вала | 0,079 | 0,014 | 0,253 | 0,127 | ||
отверстия вала | 0,050 | 0,009 | 0,064 | 0,023 | ||
отверстия вала | 0,075 | 0,422 | 0,278 | |||
Таблица №4
Результаты расчетов
Контрольные вопросы | Система отверстия | Система вала | ||
отверстие | вал | отверстие | вал | |
Номинальный размер соединения | ||||
Квалитет | ||||
Условное обозначение поля допуска | ||||
Верхнее отклонение | ||||
Нижнее отклонение | ||||
Тип соединения |
Графическое изображение полей допусков
Задание № 4
Для заданной посадки определить: номинальные размеры отверстия и вала, систему, поле допуска, предельные отклонения, допуски на обработку отверстия и вала, предельный зазор (натяг), допуск посадки, годность деталей с указанными действительными размерами.
Таблица №5
№ задачи | Буквенное обозначение посадки | Действительные размеры, мм | |
отверстия | вала | ||
210 | 210,000 | 209,980 | |
70 | 69,990 | 70,000 | |
59 | 59,100 | 58,985 | |
18 | 17,985 | 18,012 | |
14 | 14,016 | 14,000 | |
46 | 46,025 | 46,020 | |
39,0 | 39,000 | 38,970 | |
120 | 120,028 | 119,990 | |
125 | 125,200 | 124,986 | |
38 | 38,045 | 37,970 |
Задание № 5
Д ля линейной размерной цепи заданы размеры составляющих звеньев:
А, а1, а2, а3. Определить предельные отклонения и допуск на размер замыкающего звена.
Таблица №6
№ | А | а1 | а2 | а3 |
60 | 5 | 15 | 35 | |
50 | 15 | 10 | 20 | |
75 | 10 | 30 | 10 | |
80 | 20 | 40 | 18 | |
65 | 10 | 15 | 35 0.030 | |
120 0.045 | 60 | 30+0.040 | 25 | |
85 | 30 | 20 | 20 | |
68 | 10 | 35 | 20 | |
95 | 50 | 25 | 10 | |
100 | 60 | 15 | 15 |
Задание № 6
Поршень двигателя имеет размер d. Зазор между поршнем и гильзой должен быть по техническим условиям: Smax; Smin.
Определить, какие предельные размеры должны иметь гильзы, чтобы обеспечить зазор в пределах нормы.
Решение. Таблица №7
№задачи | Размер вала с отклонениями | Smax,мм | Smin,мм |
1. | 130 -0.011мм | 0.018 | 0.003 |
2. | 110 | 0.070 | 0.010 |
3. | 93 | 0.180 | 0.120 |
4. | 110 | 0.080 | 0.030 |
5. | 130 | 0.060 | 0.010 |
6. | 100 -0.011 | 0.018 | 0.003 |
7. | 130 | 0.180 | 0.120 |
8. | 130 | 0.210 | 0.140 |
9. | 80 | 0.136 | 0.060 |
10. | 120 | 0.130 | 0.036 |
Приложение 1.1.
(из таблицы 1 ГОСТ 25346-89)
Числовые значения допусков
Интервал номиналь- ных разме-ров, мм | Квалитет а л и т с т | |||||||||||||||||||||
Свыше | До | МКМ | ММ | |||||||||||||||||||
0,3 | 0,5 | 0,8 | 1,2 | 0,10 | 0,14 | 0,25 | 0,40 | 0,60 | 1,00 | 1,40 | ||||||||||||
0,4 | 0.6 | 1,5 | 2,5 | 0,12 | 0,18 | 0,30 | 0,48 | 0,75 | 1,20 | 1,80 | ||||||||||||
0,4 | 0,6 | 1,5 | 2,5 | 0,15 | 0,22 | 0,36 | 0,58 | 0,90 | 1,50 | 2,20 | ||||||||||||
0,5 | 0,8 | 1,2 | 0,18 | 0,27 | 0,43 | 0,70 | 1,10 | 1,80 | 2,70 | |||||||||||||
0,6 | 1,5 | 2,5 | 0,21 | 0,33 | 0,52 | 0,84 | 1,30 | 2,10 | 3,30 | |||||||||||||
0,6 | 1,5 | 2,5 | 0,25 | 0,39 | 0,62 | 1,00 | 1,60 | 2,50 | 3,90 | |||||||||||||
0,8 | 1,2 | 0,30 | 0,46 | 0,74 | 1,20 | 1,90 | 3,00 | 4,60 | ||||||||||||||
1,5 | 2.5 | 0,35 | 0,54 | 0,87 | 1,40 | 2,20 | 3,50 | 5,40 | ||||||||||||||
1.2 | 2,5 | 0,40 | 0,63 | 1,00 | 1,60 | 2,50 | 4,00 | 6,30 | ||||||||||||||
Приложение 1.2