Русские мотивы в зарубежной моде




Введение

 

Одежда является одним из наиболее значимых явлений культуры. Она способствует эстетическому самовыражению народа, сохраняет национальные традиции, историческую память. Она хранит культурное наследие, способствующее созданию некой связи между поколениями, что очень важно. Только зная свое прошлое, мы можем лучше понять себя и свое настоящее.

Вот уже на протяжении ста лет западные модельеры, вдохновившись русской культурой, создают коллекции в стиле «a la russe». Однако стоит отметить, что русский стиль нельзя охарактеризовать в рамках одного исторического периода, так как история нашего государства богата и насыщена событиями, изменившими и самосознание людей, и их культуру, стиль жизни, восприятие мира. Говоря об одежде в русском стиле, мы не можем ограничивать себя в рамках одного лишь народного костюма допетровских времен, поскольку помимо данного периода Отечественной истории, русская одежда прошла и портновскую революцию Петра Великого, создавшую новое платье европейского типа, и попала под французское влияние моды во время правления Елизаветы Петровны с ее пышными и вычурными платьями в стиле рококо. Русская одежда возвращалась к своим русских народных истокам при Екатерине 2, имела дальнейшее развитие во время правления дома Романовых, начиная с ампира и заканчивая костюмами в стиле модерн, была она и революционной, и советской, и постсоветской. Несмотря на то западное, в основном европейское влияние, русский костюм искусно сочетал национальные, народные мотивы с модной французской вышивкой, создавая при этом что-то совершенно новое и уникальное. Конечно, стоит отметить сильное классовое и социальное различие в русском обществе на протяжении всей истории нашей страны. В основном сильные изменения претерпевала мода в высших кругах, в то время как низшие слои населения продолжали носить косоворотки и сарафаны. Тем не менее изменения происходили во всех слоях населения в той или иной степени.

Моя работа посвящена отношению к русскому стилю со стороны иностранцев, западному восприятию русского костюма, что очень сильно сокращает круг исследовательской работы. Связано это с тем, что любым иностранцам свойственно стереотипное мышление о других странах. К тому же внимание всегда приковывает что-то необычное и непохожее, поэтому платья и костюмы эпохи Дворцовых переворотов не будоражат сознание иностранцев. Они не могут воспринимать их русскими, так как для них они являются всего лишь калькой с их собственных западных исторических костюмов. У каждого народа есть свои, принадлежащие только им, определенные черты, особенности одежды, которые редко можно встретить у других народов.

В этой работе в качестве источников будут использоваться коллекции таких домов моды, как Dolce & Gabanna, Valentino, Chanel, Dior, KENZO, Marchesa, Ralph Lauren, YSL, Christian Lacroix, John Galliano, Giambattista Valli, Oscar de la Renta, Alexander Mcqueen, Adadis Originals

В своем исследовании я буду опираться на мнения таких модных экспертов, как редактор сайта «Style.com» Тим Бленкс, редактор «Vogue US» Марк Холган, Минал Мистри, работающая на «Harper’s Baazar» и «Style.com», на мнения таких историков, как В.В Стасов, Н.И. Данилевский, В. А.Прохоров и Кристиан Руан.

Целью моей работы является определение образа России, который создает западная индустрия моды.

Основные задачи, исходя из цели исследования:

· Выделить русские элементы, которые чаще всего используются в зарубежной моде.

· Выяснить основные источники вдохновения модельеров, которые побуждают их к созданию «русских коллекций»

· Объяснить такой интерес Запада к нашей культуре.

Русские мотивы в зарубежной моде

 

На протяжении последних 300 лет мы оказываем большое влияние на развитие мировых цивилизаций, в том числе на такие сферы, как наука, искусство, экономика и т.д. В связи с этим наши страны начинают взаимодействовать, изучать культуры друг друга, интересоваться историей.

Наша культура самобытна, богата и сильно отличается от других. В своей работе «Россия и Европа» Н. Я. Данилевский рассуждал о принадлежности России к Европе. Историк высказал мнение, что «Россия не питалась ни одним из тех корней, которыми всасывала Европа как благотворные, так и вредоносные соки непосредственно из почвы ею же разрушенного древнего мира,- не питалась и теми корнями, которые почерпали пищу из глубины германского духа; не составляла она части возобновленной Римской Империи Карла Великого, которая составляет как бы общий ствол, через разделение которого образовалось все многоветвистое европейское дерево..». Тем самым Россия и Славянство являются чем-то чуждым Западу. Исходя из данного различия исторических путей, мы вызываем интерес у зарубежного мира к нам, как к чему-то необычному, загадочному и непохожему на универсальные и общеевропейские стандартны, в которые верит Европа. Наша страна восприниматеся как особыи мир, обладающии собственными неповторимыми характеристиками, образом жизни, менталалитетом и культурои. Например, каждого иностранца, приезжающего в Москву, поражает буйство красок и многообразие узоров на куполах Собора Василия Блаженного, поскольку у себя дома, он не найдет здания в подобном стиле.

Проанализировав самые известные коллекции, дизайнеры которых были вдохновлены русской культурой, мы можем спокойной выделить несколько основных, более запоминающихся источников вдохновения для иностранцев. Первым делом, конечно, самый популярный вид костюмов у Запада- это русский народный. Также, изучив большое количество «русских коллекций», можно выделить большевистское движение и советский период, которые в этой работе будут объединены в одну главу под названием «Военная Россия». Помимо этого, стоит отметить любовь западных модельеров к русскому фольклору. И последнее, одно из наиболее популярных, это русский авангард со всеми включающими его течениями.

Начало.

В 1908 году Париж, который на тот момент был центром моды, открыл для себя русскии балет и русскую оперу. С. Дягилев, критик искусства и импресарио, организовал русские сезоны в Париже, благодаря которым французы знакомились с русским искусством. Поль Пуатье, будучи в то время ведущим модельером, так вдохновился выступлением русского балета Сергея Дягилева, что создал новую коллекцию одежды, в которой присутствовали различные русские мотивы. Каждую весну с 1908 по 1914 год Дягилев вместе со своей труппой отправлялся в Париж. Ими были поставлены «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Петрушка», «Жар- птица» Стравинского и многие другие балеты. Однако из всех спектаклей, представленных труппой, именно восточные балеты, в особенности «Шехерезада» и «Клеопатра», более всего привлекли сердца парижской публики. Тем не менее «Русские сезоны» и прекрасные, красочные и изысканные костюмы Александра Бенуа, Леона Бакста и Николая Рериха с русскими народными мотивами (Приложение №2) произвели большое впечатление на французов. Именно с них началось знакомство Западного мира с русской культурой.

После революции, с притоком эмигрантов из России, любовь ко всему русскому перешла в массовый психоз. Рестораны, чайные, самовары, косоворотки и многое другое «русское» пришло в европейский быт. Стиль 20-х годов в женской одежде с его жесткой линией, расположением орнамента послужил прекрасной базой для создания костюмов в славянском стиле.

Уже после революции возникла повсеместная мода на костюмированные балы в русском стиле. Многие аристократы, уезжая в изгнание, забирали с собой маскарадные костюмы в память об оставленной Родине и былых прекрасных днях. За границей они возобновили русские балы (Приложение №3).

В 1966 в свет вышла коллаборация Марка Бохана, главы модного дома «»DIOR», совместно с Пьером Карденом и Гаем Лакрошем. К сожалению, информации о данной коллекции практически совсем не осталось, кроме как нескольких фотографий в журнале «LIFE» за 1966 год (Приложение 4).

Появлению России на модной арене как объекта вдохновения способствовала и зимняя коллекция «Русский балет и опера» 1976 года модного дома «Yves Saint Lauren» (Приложение №5). Меха, платки, пестрые длинные юбки с цветочным принтом, боярки(меховые шапки с околышком), телогрейки, сережки, стилизованные под колты повойник, шубки, рубахи с вышивкой- все это произвело огромное впечатления на публику. Коллекция Лорана показала всю красоту и богатство русской культуры. Его обращение к царской России, на которую его вдохновили «Русские сезоны» Дягилева, стало сенсацией: «Это революция! Это изменит развитие моды во всем мире», - пророчила «Нью-Йорк Таймс». Сам модельер говорил: «Это, быть может, не самая лучшая, но, безусловно, самая красивая из моих коллекций».

Русские народные мотивы

 

В современном мире одежда, которая раньше являлась одним из способов национальной самоидентификации, претерпела значительные изменения, потеряв свою самобытность. В 1872 году известный русский музыкальный и художественный критик, историк искусств, архивист Владимир Стасов сказал: «Предметы, относящиеся к бытовой народной жизни, с каждым годом все быстрее и быстрее исчезают из употребления, уступая место предметам новейшего происхождения и формы которых, без сомнения, более прежних соответствуют удобствам и потребностям современной жизни, но при этом утрачивают качества, унаследованные от прежних эпох народного творчества: самобытную оригинальность, наивность и красоту. Поэтому-то теперь самое время собирать и издавать эти предметы: уже слишком ясно всякому наблюдателю народной жизни, что пройдет еще немного десятилетий, даже, быть может, лет- и предметы бытовой народной жизни окончательно исчезнут, не оставив по себе никакого следа.» Уже сейчас, в 21 веке, мы носим совершенно отличную одежду от той, которую носили в 19 веке, что, конечно, ни у кого не вызывает удивления. Поэтому такая функция одежды, как этническая исчезает, за исключением у некоторых малых народностей. Но не смотря на изменение стиля одежды в современном мире, каждый этнос хранит свой самобытный, национальный исторический «костюм» со своими неповторимыми, уникальными особенностями, прошедшие сквозь века истории. У русских, как и у всех, народов, есть свой национальный костюм.

По мнению многих, русский народный костюм является истинным символом и стандартом русской национальной одежды, так как именно он является исконно русским, не подлежавший чьему-нибудь влиянию.

Изучая многочисленные визуальные источники, некоторые историки пришли к выводу, что такого понятия, как «русский народный костюм», строго говоря, не существует. Известный историк Стасов открыл, что русская народная культура сочетала орнаментальные элементы финской, персидской и даже индийской культур. Типичные элементы русского народного платья были заимствованы: кафтан-у татар, кика(головной убор)- у финнов, а сарафан- у персов. Так же он отметил, что свастика, изредка фигурирующая в русском орнаменте, была распространена в Древней Индии, на Тибете и в Сибири, откуда и пришел в русский народный стиль. Эти открытия привели Стасова к заключению, что отечественное искусство шитья отражает значительное влияние разных стран и культур: финское, персидское и даже буддистское.

В 1881 году Василий Прохоров опубликовал первую книгу своей многотомной работы «История русского платья и народного образа жизни». Прохоров был выдающимся археологом, исследователем древнего искусства и, вместе со Стасовым,- основателем Этнографического музея Русского географического общества. В своей работе он дополнял выводы Стасова о древних источниках русской культуры и находил им новые подтверждения. После многих лет изучения фрагментов тканей, украшений, ваз, фресок и других артефактов исследователь пришел к выводу, что у истоков русского народного костюма стояли две древние цивилизации: скифские славяне и византийские греки. Прохоров отмечал удивительное сходство между скифским платьем и русской одеждой: «Вообще характер Скифских одежд-восточный, вроде Ассирийских, Персидских и др., но, преимущественно, характер народа Малоазийских. <…>…многие Малоазийские памятники совершенно сходны со Скифскими; преимущественно это сходство отразилось на одеждах, их украшениях и т.п. А так как Скифы строго и неизменно держались древних преданий своих предков, то некоторые из подобных одежд сохранили у них свой характер не только многие столетия и тысячелетия, но и уцелели между их потомками- Славянами, в особенности между Славяно-Руссами. <…>… древнейшие Малоазийские женские одежды совершенно сходны с нынешними нашими малороссийскими и русскими одеждами: те же малороссийские плахты или русские паневы и с такими же узорами; подобные же кофточки и головные покрывала и пр. Такое же сходство, или общий характер мы находим и в других одеждах, как женских, так и мужских».

В то же время Прохоров отмечал и неоспоримое влияние Византии на русские артефакты начиная с 12 века: «На Руси ткали только самые простые холщовые и шерстяные материалы, прочие получались или с Востока, отчасти с Запада, но самые богатые произведения были византийские, так как в то время Византия была для всего христианского мира законодательницей мод, вкуса и образованности. Византийское искусство господствовало на Востоке и Западе».

Однако Прохоров в своей работе, посвященной истории русского костюма, замечает, что русские, несмотря на заимствования, создали собственную и уникальную культуры одежды. Россия соединила Запад и Восток, и этот сплав был сильнее, чем каждая из его составляющих по отдельности.

Таким образом, несмотря на огромное влияние из вне на нашу культуру и одежду в том числе, они могут по праву называться русскими, поскольку это влияние заключалось не в полном копировании. Это было уникальное соединение наследия разных культур с русскими национальными особенностями, что дало совершенно новый народный русский стиль.

Одной из наиболее ярких русских коллекций по праву можно назвать межсезонную коллекцию «Paris-Moscou» 2009 года дома «Chanel». На протяжении довольно долгого периода Карл Лагерфельд, модельер модного дома, был сфокусирован именно на русской аудитории.

Вышивка с русскими народными узорами, верхняя одежда с оторочкой(меховая окантовка), рукавки (муфты на меху) с изображениями матрешек, платья стилизованные под сарафаны, бугай, боярские душегреи, огромное количество золотых элементов, камней, золотые ткани, мех, каблуки в виде куполов, изображения Собора Василия Блаженного- все это, главным образом, является отсылкой к царской России, к русскому народному костюму.

В своей коллекции Лагерфельд уделил повышенное внимание головным уборам моделей. Так, например, на голове девушек красовались как классические кокошники, обшитые поднизью(сеткой из жемчуга) или с ряспой(низко спадающие на плечи нити жемчужных бус), так и головные уборы причудливых форм (Приложение №7). Кроме Лагерфельда русскими народными головными уборами был восхищен и Кристиан Лакруа, показ которого в 2009 году закрывала модель в свадебном платье с кокошником.

Модный дом «Chanel» далеко не единственный бренд, использовавший русский народный костюм. За рубежом именно к нему прибегают чаще всего модельеры при создании чисто «русских коллекций». Так, в 2009 году мир увидел осеннюю «русскую коллекцию» «KENZO» Антонио Марраса, в которой преобладали народные мотивы. Дизайнер был восхищен павлопосадскими платками, поэтому практически каждая модель выходила на подиум с шарфом на шее в цветочный узор. Помимо аксессуаров цветочным принтом были украшены и платья, и блузы, костюмы, перчатки, вязаные шали. Конечно, Маррас не забыл и всеми любимую матрешку. Так, на мягких, расшитых пайетками брошках, на сумках и на каблуках замшевых ботильонов были изображены всемирно известные куклы. Все вещи из этой коллекции подходили для северорусских зим. В ней присутствовали меховые изделия такие, как шубы, меховые шапки, полусапожки, пальто были с меховой окантовкой. Эта коллекция- одна из немногих, которая не была кричащей и вычурной, если сравнивать ее с предыдущими «русскими показами». В отличие от Лагерфельда Маррасу удалось использовать русские народные мотивы и при этом сделать одежду практичной и стильной.

Можно заметить, что очень часто дизайнеры используют рисунки гжельской росписи или жостовской. В 2013 году дизайнеры «VALENTINO» для осенней коллекции создали несколько совершенно потрясающих моделей «под гжель»(Приложение №11). Однако некоторые модные критики заявляли о том, что это не гжельская роспись, а делфтская, которые схожи между собой. Сами дизайнеры Мария Кьюри и Пьер Пиччоли никак это не прокомментировали. Гжельские мотивы также встречались в зимней коллекции 2013 года модного дома «Giambattista Valli» и даже в коллекции «Adidas Originals».

В 2009 знаменитый американский модельер Оскар де ля Рента выпустил коллекцию «Русская сказка». Кутюрье вдохновлялся русскими народными промыслами: жостовскими подносами, хохломской росписью и лоскутным шитьем. Помимо цветочных принтов на платьях, длинных юбках и платках, на моделях были рубашки и пиджаках с вышивкой, а также меховые изделия-шубы и накидки.

Помимо компаний, занимающихся созданием одежды, существует и ювелирные бренды, которые вдохновляются русскими народными мотивами. Весной 2013 года знаменитый австрийский бренд «EWILLE» обратился к русскому народному творчеству, представив коллекцию «Русская страсть». В нее вошли браслеты, серьги и кулоны на цепочке, декорированные росписью по эмали с русской символикой. В качестве таковой мастера использовали традиционные мотивы, ставшие основой четырех дизайнов: матрешка, хохломская роспись, жар-птица из фольклорных сказок и балет.

Русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, с такими же куколками, только меньшего размера, внутри - традиционный и один из самых узнаваемых символов русской культуры. Первая русская матрёшка была создана лучшим игрушечником из Сергиева Посада Василием Звёздочкиным по эскизам Сергея Милютина в 1880 году. Тогда она была восьмиместная. Первая фигурка была девочка, держащая петуха. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спеленатого младенца. Такой известный ювелирный бренд, как «FREYWILLE» при создании своей коллекции, посвященной русской культуре, не мог не использовать известную куклу, которая является за границей одним из самых популярных символом России. Данный дизайн носил название «Моя матрешка».

Старинный русский народный промысел, зародившийся в Нижнем Новгороде, стал еще одной темой дизайна новой коллекции «FREYWILLE». Художники ювелирного бренда решили разнообразить палитру и сделать роспись не в классическом красном, зеленом и черном цвете по золотому фону, а добавить ярких красок. Новшество касается только цвета, а традиционные элементы хохломы - ягоды рябины, земляники, цветки и ветки остались не тронутыми.

Таким образом, излюбленными русскими народными мотивами, которые используют западные дизайнеры, можно назвать вышивку с народными узорами, золотые изделия, в том числе и золотые ткани, меха, цветочные принты, головные уборы, стилизованные под кокошники, всеми любимая матрешка. Одежда имела особый покрой: это были блузки с широкими рукавами, напоминавшими русские рубахи, многослойные юбки, шубы и пальто, по фасону напоминающие боярские душегреи, сапожки и шапки с меховой окантовкой, платья, напоминавшие сарафаны. Основная цветовая гамма- красный, белый, золотой. Некоторые дизайнеры использовали всю цветовую палитру, создавая яркие и потрясающие орнаменты.

Русский авангард

 

Русский авангард - одно из течений модернистского искусства, получившее развитие в начале 20 века. Он характеризовался сочетанием традиций русского искусства и приемов западноевропейской живописи. Русский авангард возник под влиянием французского кубизма и фовизма, итальянского футуризма и немецкого экспрессионизма, оказав затем в свою очередь огромное, во многом определяющее воздействие на все искусство западного модернизма и авангарда.

В России под названием «авангард» (авангардизм) объединялось несколько художественных течений: абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, кубофутуризм.

Русский аванград весьма популярен среди западных модельеров, Такие дома моды, как «Chanel», «KENZO», «VALENTINO», «Giambattista Valli», «Armani Prive» использовали картины Василия Кандинского, Казимира Малевича, Владимира Татлина, Лазаря Лисицкого в качестве источников вдохновения.

Восхищенный творчеством Малевича и Кандинского, Карл Лагерфельд включил в свою “русскую коллекцию” 2009 года элементы русского авангарда: структурность и яркие цвета. (Приложение №17) “В России мне нравятся три вещи: я обожаю Имперскую Россию, от Екатерины Великой до Фаберже. Я люблю конструктивизм, конечно. И еще русский фольклор! Было очень весело смешать все три стиля»- признавался после показа своей коллекции Карл Лагерфельд. Как в мужской, так и в женской линиях ткани были выполнены в красно- сине-желтой гамме. Строгость, геометризм, разноцветные и разновеликие геометрические фигуры- основные постулаты конструктивизма и супрематизма, которые использовал Лагерфельд при создании «Русской коллекции».

В коллекции «KENZO» 2009 года было представлено несколько моделей, в которых прослеживалась симпатия Антонио Марраса к русскому авангарду. Как и в других коллекциях известных модельеров, Маррас использовал геометрические орнаменты, классическую цветовую гамму- черный, красный, желтый и синий (Приложение №18)

Весенне-летняя коллекция 2015 года дома «VALENTINO», подготовленная Марией Грацией Кьюри и Пьером Паоло Пиччиоли, была ими придумана, как сообщается, в память о великом Марке Шагале, российском художнике еврейского происхождения. Его гениальные картины и стали главной темой показа. Марк Шагал не принадлежал к какому-то определенномутечению. Он творил в уникальном стиле под влиянием кубизма, примитивизма, абстракционизма, экспрессионизма.

Великий художник очень часто в своих произведениях обращался к теме деревенской жизни и неба - отсюда русские орнаменты, просторные платья-рубахи и невесомые сарафаны, меховые жилетки с вышивкой и звездные принты. Одним из главных цветов стал особый оттенок насыщенного голубого, который так и называется - “синий цвет Марка Шагала”. Вечерняя линия была представлена платьями, выполненными из тончайшей органзы и полупрозрачного шелка.

Кутюрная коллекция изобиловала реминисценциями и подтекстами, в которых отчетливо прослеживались основные мотивы жизни и творчества Шагала. Чтобы раскрыть невесомую шагаловскую романтику, был создан целый блок нарядов с любовной тематикой. На льняной юбке из цветных лоскутов вышита фраза ''A Vava, ma femme, ma joie et mon allègresse'', что означает «Моей Ваве, моей жене, моей радости и моей усладе». Именно с такими словами Марк Шагал обращался в письме к своей музе и любовнице Валентине Бродской, которую он ласково называл «Вава». В другом образе на минималистичном драповом топе из нескольких клиньев в глаза бросаются другие слова -''Amor Vincit Omnia'' - средневековая пословица анонимного автора, что в переводе с латыни звучит как «Любовь побеждает все», - истина, которая для художника была священна до конца дней.

Помимо буквальных цитат на творчество гения-художника Марии Грации Кьюри и Пьеру Паоло Пиччоли удалось передать волшебную атмосферу его картин, где реальность переплетается с воображением, а жизнь с фантазией. Герои и образы на его картинах парят над землей, ощущая свободу, радость и счастье. Проще всего идеи передают легкие воздушные платья из цветного шифона, которые появляются в финале.

Безусловно, все эти наряды нельзя назвать иначе, как шедеврами, - мастера итальянского дома вручную создавали платья более шести месяцев, и только на вышивку ушло около 3000 часов. Сам основатель дома «VALENTINO» Гаравани является большим поклонником художника и обладателем нескольких его картин.

Элементы русского авангардизма можно встретить в множестве коллекций западных модельеров. Помимо показов, которые целиком и полностью были посвящены течениям авангарда, существовали и коллекции, в которых чувствовалось легкое влияние русского направления модернизма. Геометризм, строгость, прямые линии, асимметричность - обязательные составляющие любого показа, посвященного данного стилю искусства

Военная Россия

 

Ядро западного мифа о России составляют, несомненно, представления о ней как стране внутреннего деспотизма и внешней агрессивности. Помимо этого, иностранцы продолжают устойчиво ассоциировать нашу страну с Советским Союзом, в особенности со сталинской эпохой. Без сомнения, эти стереотипные представления о нашей стране оказывают существенное влияние на западную индустрию моды. Так, существует много коллекций, в которых присутствует советская атрибутика, одежда, стилизованная под советскую военную форму. Кроме этого, источником вдохновения часто становятся Революция 1917 и большевистское движение.

Образ России зимней коллекции «KENZO» 2009 года, о который уже говорилось раннее, родился не только благодаря русскому балету Сергея Дягилева, но также благодаря роману Бориса Пастернака «Доктор Живаго». Для пущего творческого подъема, по словам Марраса, дизайнера «KENZO», перед созданием коллекции он перечитал «Поэму без героя» Анны Ахматовой, после чего долго размышлял о страшных судьбах людей и метаморфозе России в целом, также перелистал поэму Марины Цветаевой «Молодец». Эта эклектичная коллекция, сочетающая в себе и народные, и военные мотивы, была встречена критиками с восторгом. Военные шинели, армейские пиджаки, ботфорты, напоминающие кирзовые сапоги, кожаные ремни на талии в сочетании с нежными платьями и павлопосадскими платками- такой одежный микс не оставил никого равнодушным.

Жозеф Тимистер, бельгийский модельер, который работал в таких знаменитых и легендарных домах моды, как «Karl Lagerfeld», «Balenciaga», в 2010 году выпускает зимнюю коллекцию уже от лица собственного бренда. Название коллекции - «1915: Bloodshed and Opulence», то есть - кровопролитие и роскошь.

Модельер по-своему переосмыслил такие исторические вехи, как падение царской империи, приход большевиков к власти и первая мировая война. В коллекции присутствовали элементы военной одежды начала 20 века и платья, по-видимому, относящиеся к Имперской России конца 19 века. Женские платья не были похожи на классические дамские костюмы конца 19 века, но, возможно, модельер решил интерпретировать одежду императриц по-своему. Фасон некоторых моделей и красные ленточки через плечо напоминали классические парадные платья царских конца 19 века, начала 20. (Приложение №22). Одежду, стилизованную под военную форму, можно было разделить на два вида: униформа Белогвардейцев и униформа Красной армии. Кроме скрытого сравнения красного цвета с кровью, некоторые модели одежды были «испачканы» кровавыми пятнами. На мужчинах были стилизованные пиджаки, напоминающие военные мундиры, штаны, заправленные в сапоги, армейские рубашки. В коллекции основной цветовой палитрой был белый, цвет чистоты Царской Семьи, красный, символизирующий кровь и террор, и черный.

Что касается советской атрибутики, ее использовал Карл Лагерфельд в своей коллекции 2009 года. Броши в виде советских орденов, платья простого кроя, изобилие красного цвета. В мужской линии все модели одежды были в стиле военной советской формы: кирзовые сапоги, укороченные и длинные мундиры, “погоны” и броши-ордена.

В 2011 году Александр Маккуин создает зимнюю коллекцию под названием «A Russian Vampire Spy». Единой выбранной эпохи вдохновения в данной коллекции не было. В ней присутствовали как военные фуражки, армейские ботинки, так и гусарские доломаны. Основные цвета- красный, черный, серый и белый. Помимо военное униформа в этой коллекции были представлены и повседневная, гражданская одежда.

Западные модельеры любят использовать мотивы, которые являются непосредственной отсылкой к военной и агрессивной России. Основными источниками вдохновения обычно становятся художественные произведения, описывающие определенные исторические события или вехи истории такие, как Революция 1917 года, Гражданская война, Советский Союз сталинской эпохи.

 

Русский фольклор

 

Русский фольклор необычайно богат различными персонажами: это и говорящие животные, и загадочные, таинственные, волшебные существа, и обычные люди, богатыри, красно девицы и т.д. Образы в русских сказках, былинах настолько яркие, живые и неповторимые, что некоторые дизайнеры не остаются равнодушными. Однако стоит отметить, что источниками вдохновения у этих модельеров бывают отнюдь не сами произведения, а их визуальная интерпретация великих и всеми известных русских художников, которые создавали картины на темы русского фольклора.

В 2012 году «Marchesa» демонстрирует весеннюю коллекцию, вдохновленную картиной Репина «Садко в подводном царстве» из былины новгородского цикла. Платья от Джорджины Чепмен и Керен Крэйг поразили всех своей большей пышностью и невесомостью тканей - дизайнеры активно использовали тюль, сетку, кружево, тафту и легчайший шифон, закручивая ткани в романтическом вихре. Все наряды были выполнены в кремовых и пастельных цветах. По словам модных дизайнеров, они были восхищены красотой и богатством «убранства» в подводном царстве, а также существами, населившими этот картинный подводным мир: морскими девами и рыбами. Многие платья украшены узорами из бисера, напоминающими рыбью чешую. По форме некоторые платья были похожи на русалочьи хвосты невест водяного царя.

Модельерам «Marchesa» удалось передать роскошь в необычайной легкости. Эта сказочная и наполненная таинством коллекция была настоящим произведением искусства.

Для создания своей коллекции прет-а-порте сезона осень-зима 2009/2010 эпатажный Джон Гальяно использовал картину М.А. Врубеля «Царевна- Лебедь», персонажа из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», в качестве источника вдохновения.

Все ткани платьев были серыми или белыми с легким отливом голубого. Вместо классического кокошника модельер решил украсить моделей венками с цветами и фатой, которая есть и на голове царевны Врубеля. На платьях присутствовало достаточно большое количество разных серебряных украшений: пояса, ожерелья, браслеты. Рукава платьев сужались к запястьям, поэтому крой верхней части напоминал крой русской рубахи. Во время показа шел снег.

В 2014 году на Миланской неделе моды дом «Dolce & Gabanna» продемонстрировал коллекциюо осень-зима 2014/2015, вдохновленную родиной дизайнеров - Сицилией, а также темой Средневековья с их роскошными нарядами, доспехами, шлемами, а также расшитыми и расписными нарядами у женщин. Однако внимательно изучив образы данной коллекции можно подумать, что итальянские дизайнеры использовались образы из русских сказок. Животные, характерные для русского фольклора, девушки-модели в платках, напоминающих Аленушек, многочисленные цветочные принты, меховые изделия- все это может спокойно навеять воспоминания о Матушке-России и о русских сказках. Такие животные персонажи, как белки, лисицы, совы, лебеди часто упоминаются в русском фольклоре и характерны для русской традиции сказок. Кольчуга и головные уборы в этой коллекции напоминали внешний вид трех русских богатырей с одноименной картины известного русского художника В.М. Васнецова. Все вышеуказанные детали могут спокойно заставить, в особенности русского человека, считать, что коллекция посвящена русскому фольклору. Такой результат визуального воздействия может быть оправдан тем, что, в коллекции использовались определенные мотивы, которые присутствуют и в русских сказках.

Если говорить о самых популярных источниках вдохновения из русского фольклора, которые используют модельеры, то это обычно разные мифические и волшебные персонажи такие, как русалки, девушки, превращающиеся в различные животные, и т.д.. В связи с этим основными часто используемыми элементами бывают переливающиеся ткани с блеском, огромное количество украшений, бисера, перья.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: