Тема: «Изменения внесенные в Конституцию РСФСР 1978 г. с 1989 по 1993 гг.»




Тема №3: «Конституция РФ: понятие, сущность, основные функции.

Этапы конституционного развития».

Доклад

Тема: «Изменения внесенные в Конституцию РСФСР 1978 г. с 1989 по 1993 гг.»

Конституция РСФСР 1978 года- четвёртая конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Введена в действие Декларацией Верховного Совета РСФСР от 12 апреля 1978 года в порядке, установленном Законом РСФСР от 12 апреля 1978 года. Принята на внеочередной VII сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 года из-за принятия Конституции СССР 1977 года.

Со времени принятия Конституции РСФСР 1937 г. прошло четыре десятилетия, за которые изменилась экономика страны, иным стал социальный облик общества, изменилось международное положение СССР, субъектом которого была РСФСР. Эти изменения обусловили необходимость создания новой Конституции СССР, которая была принята 7 октября 1977 г. На ее основе была принята Конституция РСФСР 1978 г.

Конституция 1978 года в первоначальной редакции не изменила политической системы страны - советы депутатов трудящихся стали называться советами народных депутатов, срок полномочий Верховного совета был увеличен с 4 до 5 лет, срок полномочий советов народных депутатов с 2 до 2,5 лет.

По структуре и содержанию Конституция РСФСР 1978 года соответствовала новой Конституции СССР. В отличие от предыдущей Конституции новая Конституция РСФСР стала намного объёмнее и углубила систематизацию конституционных норм. Первый и второй разделы в целом соответствовали аналогичным разделам Конституции СССР. В третьем разделе «Национально-государственное и административно-территориальное устройство РСФСР» было закреплено административное деление РСФСР: в состав РСФСР входили 16 АССР, 5 автономных областей и 10 автономных округов.

Конституция содержала 11 разделов, 22 главы и 185 статей. Первый раздел Конституции закреплял общие принципы социалистического строя и основные черты развитого социалистического общества.

Статья 1 обозначала, что РСФСР «есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны». 15 декабря 1990 года эта формулировка была отменена, вместо этого было установлено, что РСФСР «есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нём народами». В 1992 году к этой формулировке было добавлено указание о том, что РФ «есть суверенное федеративное государство…», «незыблемыми основами конституционного строя» которого являются народовластие, федерализм, республиканская форма правления. Наименования «Российская Федерация» и «Россия» Конституция объявляла равнозначными.

Статья 2 утверждала, что вся власть в РСФСР принадлежит народу, который осуществляет её через Советы. Все другие органы были подотчётны и подконтрольны Советам. 15 декабря 1990 года было установлено, что власть принадлежит «многонациональному народу РСФСР», а осуществляется им как через Советы, так и непосредственно.

Статья 3 определяла, что организация и деятельность РСФСР строятся в соответствии с принципом демократического централизма, и давала его характеристику. Однако, 21 апреля 1992 года эта статья была изложена в новой редакции, в соответствии с которой система государственной власти основана на принципах разделения властей и разделения полномочий между Федерацией и её субъектами, но принципу разделения властей противоречила часть вторая статьи 104 Конституции, которая предоставляла Съезду народных депутатов право решать любой вопрос, отнесенный к ведению РФ. Данное противоречие стало одной из причин кризиса власти, переросшего впоследствии в вооруженный конфликт между двумя её ветвями. Впрочем, ещё в августе 1993 года Верховный Совет разработал проект закона о поправках в конституцию, который должен был исключить указанные пункты о полновластии Съезда и парламента. Председатель Комитета ВС по конституционному законодательству Владимир Исаков утверждал, что часть вторая статьи 104 и пункт 26 статьи 109 ни разу не применялись.

Статья 5 предусматривала возможность проведения референдумов и всенародных обсуждений по «наиболее важным вопросам государственной жизни», однако перечень этих вопросов не указывался. 9 декабря 1992 года Съезд народных депутатов РФ определил, что проведение всенародных обсуждений и референдумов производится «в порядке, установленном Конституцией и законами Российской Федерации».

Статья 6 законодательно закрепляла руководящую и направляющую роль КПСС, являвшейся ядром политической системы советского общества. Законодательно закреплялась важная роль в политической системе профсоюзов, комсомола и других массовых общественных организаций, что было значительным отличием от прежних Конституций: в Конституции 1937 года ВКП была «руководящим ядром всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных» (ст. 130), а в Конституции 1925 года и Конституции 1918 года партия не упоминалась вовсе. 16 июня 1990 года однопартийная система в РСФСР была отменена, при этом Съезд не оставил в новой редакции статьи какого бы то ни было упоминания о КПСС.

Содержащаяся в главе 3 статья 10 зафиксировала, что основу экономической системы РСФСР составляет социалистическая собственность на средства производства, существующая в двух формах: государственная (общенародная) и колхозно-кооперативная. 15 декабря 1990 года в новой редакции этой статьи было провозглашено, что «право собственности в РСФСР защищено законом», а 9 декабря 1992 года было установлено, что в Российской Федерации признаются и защищаются следующие её формы: частная (юридических лиц и граждан), коллективная (общая совместная, общая долевая), государственная, муниципальная и собственность общественных объединений.

Статья 16 провозглашала экономику РСФСР составной частью экономики СССР и закрепляла принцип государственного планирования экономики, вместе с тем предполагая сочетание централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, использование хозяйственного расчёта, прибыли, себестоимости и других экономических рычагов, и стимулов. V Съездом народных депутатов РСФСР в октябре-ноябре 1991 года эта статья была исключена.

До 1989 года Конституция РСФСР находилась в полной неприкосновенности, даже малые поправки (например, аналогичные июньским поправкам 1981 года в Конституцию СССР 1977 года), не вносились. Вопрос о необходимости изменения Конституции РСФСР впервые встал лишь в 1988-1989 годах в связи с необходимостью приведения российского Основного Закона в соответствие с новой редакцией Конституции СССР. В соответствии с этим 27 октября 1989 года Верховный Совет XI созыва принял первые поправки к конституции. Высший органом государственной власти становился Съезд народных депутатов избираемый на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами старше 18 лет, сроком на 5 лет. Но Съезд не был постоянным органом - он собирался раз в год. Съезд народных депутатов избирал Верховный Совет РСФСР, собиравшийся на сессии дважды в год и осуществлявший полномочия законодательной власти между съездами. Верховный Совет теперь состоял из двух (а не одной как это было в 1938—1990 годах) палат - Совета Национальностей и Совета Республики, организацию работы обеспечивал Президиум Верховного Совета. Функции высшего должностного лица РСФСР осуществлял Председатель Верховного Совета.

15 декабря 1990 года в Конституцию были внесены наиболее масштабные поправки, которые во многом вывели республику из общесоюзного правового поля. В частности, была включена преамбула и статья 1-я Декларации о государственном суверенитете РСФСР.

Наряду с этим была изменена экономическая система Российской Федерации (разрешена частная собственность, хотя сам термин «частная собственность» тогда в Конституции не появился), создан Конституционный Суд РСФСР, введена должность Генерального прокурора РСФСР, назначаемого ВС РСФСР и утверждаемого Съездом. Закреплялось республиканское гражданство РСФСР, из статей о политических правах граждан РСФСР были исключены положения о том, что эти права должны служить «интересам народа» и целям «укрепления и развития социалистического строя» (статья 49), «коммунистического строительства» (статьи 45, 49), в новой редакции была изложена статья о свободе совести и вероисповеданий. Была изъята обязанность граждан «беречь и укреплять социалистическую собственность», «бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру» (статья 59). В статье 57-й об обязанности соблюдения законов на первое место была поставлена Конституция РСФСР.

24 апреля 1991 года Верховным Советом РСФСР по итогам референдума, состоявшегося 17 марта 1991 года, был принят закон «О Президенте РСФСР» который вводил должность Президента (к которому переходили функции высшего должностного лица РСФСР и главы исполнительной власти), самостоятельно формирующего правительство РСФСР (лишь на назначение Председателя Совмина требовалось согласие Верховного Совета РСФСР и утверждение его Съездом народных депутатов РСФСР), руководящего его деятельностью и правомочного приостанавливать акты нижестоящих исполнительных органов в случае их противоречия Конституции и законам РСФСР (хотя последнее право было сохранено и за Правительством РСФСР). В мае 1991 года этот закон был утверждён Съездом, соответствующие изменения 24 мая 1991 года были внесены в Конституцию РСФСР. Совет Министров был лишен статуса высшего органа власти и стал подотчётен только президенту, автономные советские социалистические республики были переименованы в советские социалистические республики в составе РСФСР.

1 ноября 1991 года в конституцию были внесены поправки об учреждении поста президента в каждой республике и утверждении в качестве государственного флага РСФСР государственного флага, аналогичного национальному флагу дореволюционной России.

21 апреля 1992 года Съезд народных депутатов РСФСР принял закон № 2708-I. Из Конституции были почти повсеместно (за исключением части второй статьи 4, статей 7, 30 и некоторых других) исключены положения о вхождении в состав СССР, а наименование государства было изменено на Российская Федерация — Россия (оба эти наименования были объявлены равноправными). Также в данной редакции были исключены упоминания о социализме.

Также, необходимо отметить, что существенные изменения были внесены в федеративное устройство России. Бывшие автономные республики и ряд областей добились статуса республик в составе Российской Федерации. Повысился статус краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, которые стали субъектами РФ. Изменилась государственная символика России.

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что начиная с 1989 г., в период перестройки существовавших тогда в России политической и экономической систем, в Конституцию РСФСР 1978 г. было внесено более 300 поправок. Была учреждена новая система высших представительных органов государственной власти: Съезд народных депутатов РСФСР, Верховный Совет РСФСР. Учрежден пост Президента РФ и Конституционный Суд РФ, проведена реформа судебной власти. Из официального названия страны и республик в составе РСФСР были исключены определения "советская" и "социалистическая", что означало отказ от социалистической модели развития страны, монопольного положения КПСС в политической системе общества. В Конституцию были включены нормы о признании частной собственности на средства производства, разделении властей, местном самоуправлении, политическом плюрализме. В содержание Конституции были включены нормы принятой Верховным Советом РСФСР в 1991 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина, которая значительно расширила круг нрав и свобод человека и гражданина, а также гарантии их реализации. В результате внесения изменений в Конституцию РСФСР 1978 г. ее объем увеличился почти в два раза, она стала внутренне непоследовательным и противоречивым документом. Так, с одной стороны, Конституция закрепляла разделение властей, а с другой – определяла Советы народных депутатов как основу государственного аппарата, которым были подчинены исполнительные органы государственной власти, что, несомненно, противоречило конституционному принципу разделения властей.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: