Искусство Франции XVII век
Эпоха барокко связана с формированием в Европе капиталистических отношений. Со второй половины XVI в. в некоторых государствах Западной Европы Возрождение сменяется стилем барокко.
В некоторых странах барокко плавно переходит в рококо, это касается искусства Франции. Временные рамки эпохи: конец XVI в., весь XVII век и, в отдельных странах, первая половина XVIII в.
Французское барокко было олицетворением исключительно политических устремлений. Символом этих устремлений является собор Дома инвалидов в Париже.
Живопись.
Когда говорят об успехах классицистической живописи, имеют в виду в первую очередь французскую живопись.
Никола Пуссен (1594-1665)
Высоким образцом данного направления является живопись Никола Пуссена. Он написал много работ на мифологические темы ("Спящая Венера", "Ринальдо и Армида", "Царство Флоры", "Танкред и Эрминия"). Эти просветленно-поэтические полотна по колориту похожи на возрожденческую живопись венецианской школы (Пуссен учился непосредственно у Тициана).
Первостепенное значение мастер придавал композиции, которой он подчинял все выразительные средства. Его композиции строятся на ритмическом равновесии пластических групп, по своим очертаниям приближающихся к правильным геометрическим фигурам: пирамиде и прямоугольнику. Этому организующему принципу подчиняется и пространство: оно делится на планы, причем главное действо разыгрывается на легко обозримом переднем плане, который параллелен плоскости картины.
Со временем богатство оттенков, характерное для ранних работ Пуссена, уступает место более рассудочной и отвлеченной колористической системе, строящейся на ритмическом чередовании пятен локального цвета - красного, желтого, синего. Именно такая колористическая система соответствовала пластическому идеалу художника. Пуссен вырабатывает каноны красоты, все более близкие античности.
|
Однако это не было простым подражанием античным памятникам. Он воспринял от античного искусства его целостность, ясность и гармонию.
С годами углубляется философская сторона в творчестве Пуссена. Он все чаще обращается к таким сюжетам из Библии и античной истории, которые были созвучны близким ему идеям стоицизма. Их смысл сводится к победе разума и воли над слепыми страстями. Герои его картин - люди необычайной нравственной силы, исполненные сознанием своего долга. В этот ряд может быть поставлена картина "Великодушие Сципиона Африканского".
"Великодушие Сципиона Африканского"
Глубоко своеобразны пейзажи художника, хотя в них можно обнаружить следы влияния Аниибале Карраччи. Нередко он включает в свои картины архитектурные памятники - античные здания и руины. Их строгие классические формы так же гармоничны, как и пейзажные мотивы. ("Пейзаж с Полифемом", 1648; "Пейзаж с Геркулесом и Какусом", 1649 и др.).
"Пейзаж с Полифемом"
"Пейзаж с Геркулесом и Какусом"
Одно из поздних полотен художника - "Отдых на пути в Египет" - отличает тонкость колористики.
Значение Пуссена во французской, да и в европейской живописи огромно. К сожалению, академическая манера, принятая и во Франции, и в России, усваивала лишь внешние моменты творчества Пуссена. У него было мало учеников. Подлинным продолжателем его дела станет в следующем, XVIII в. Жак Луи Давид.
|
Клод Лоррен
Клод Лоррен (1600-1682) - второй после Пуссена мастер пейзажа во французской живописи XVII в. Настоящее имя Клод Желле. Уроженец Лотарингии, он еще ребенком связал свою жизнь с Римом. В своих работах он следовал классицистическим требованиям, идущим от Аннибале Карраччи. Однако его живопись совершенно своеобразна и узнаваема. Оригинален он и в выборе мотивов, и в их трактовке. Лоррен мастерски писал морские мотивы ("Утро в гавани").
"Утро в гавани"
Героизация природы Лоррену не свойственна. Его пейзажи лиричны, подчас меланхоличны, природа в них дышит спокойствием. Клод Лоррен более свободен в построении композиции, нежели любой из его современников. У него обычно встречается низкая линия горизонта, что обеспечивает прекрасную передачу желаемых пространственных иллюзий. Новаторски подходит художник к свету, который идет как бы из глубины картины. Избегая резких контрастов, он передает тонкие переходы светотени («Байский залив»).
«Байский залив»
Прекрасным образцом творчества Лоррена стал его пейзаж: «Похищение Европы Зевсом» (ГМИИ).
«Похищение Европы Зевсом»
Его живописная манера тщательна, но мягка. Колорит гармоничный, сдержанный. В средний период его творчества преобладает золотистая гамма, но со временем художник переходит к более холодным серебристым оттенкам. Его знаменитые пейзажи, изображающие время суток: "Утро", "Полдень", "Вечер", "Ночь" (Эрмитаж).
|
Графика Клода Лоррена близка по характеру его живописному мастерству. Особенно интересны рисунки художника с натуры. Они обнаруживают наблюдательность автора, его чуткое внимание к природным явлениям.
Влияние Клода Лоррена на европейскую пейзажную живопись ощущается последние три века.
Библиографический список
1. История изобразительного искусства: Программа для учащихся I-V классов / сост. Чикина И. И..- Воронеж: ДХШ, 2013.
2. Лившиц, Н., Искусство XVII века, Москва, 1964.
3. Мутер Р. Всеобщая история живописи / Рихарт Мутер.- М.: Эксмо, 2009- 960с.: ил.
4. Чураков С.К. История художественной культуры: Краткое графическое пособие. М., 2000.