Искусство Франции XVII век. Никола Пуссен (1594-1665)




Искусство Франции XVII век

Эпоха барокко связана с формированием в Европе капиталистических отношений. Со второй половины XVI в. в некоторых государствах Западной Европы Возрождение сменяется стилем барокко.

В некоторых странах барокко плавно переходит в рококо, это касается искусства Франции. Временные рамки эпохи: конец XVI в., весь XVII век и, в отдельных странах, первая половина XVIII в.

Французское барокко было олицетворением исключительно политических устремлений. Символом этих устремлений является собор Дома инвалидов в Париже.

Живопись.

Когда говорят об успехах классицистической живописи, имеют в виду в первую очередь французскую живопись.

Никола Пуссен (1594-1665)

Высоким образцом данного направления является живопись Никола Пуссена. Он написал много работ на мифологические темы ("Спящая Венера", "Ринальдо и Армида", "Царство Флоры", "Танкред и Эрминия"). Эти просветленно-поэтические полотна по колориту похожи на возрожденческую живопись венецианской школы (Пуссен учился непосредственно у Тициана).

Первостепенное значение мастер придавал композиции, которой он подчинял все выразительные средства. Его композиции строятся на ритмическом равновесии пластических групп, по своим очертаниям приближающихся к правильным геометрическим фигурам: пирамиде и прямоугольнику. Этому организующему принципу подчиняется и пространство: оно делится на планы, причем главное действо разыгрывается на легко обозримом переднем плане, который параллелен плоскости картины.

Со временем богатство оттенков, характерное для ранних работ Пуссена, уступает место более рассудочной и отвлеченной колористической системе, строящейся на ритмическом чередовании пятен локального цвета - красного, желтого, синего. Именно такая колористическая система соответствовала пластическому идеалу художника. Пуссен вырабатывает каноны красоты, все более близкие античности.

Однако это не было простым подражанием античным памятникам. Он воспринял от античного искусства его целостность, ясность и гармонию.

С годами углубляется философская сторона в творчестве Пуссена. Он все чаще обращается к таким сюжетам из Библии и античной истории, которые были созвучны близким ему идеям стоицизма. Их смысл сводится к победе разума и воли над слепыми страстями. Герои его картин - люди необычайной нравственной силы, исполненные сознанием своего долга. В этот ряд может быть поставлена картина "Великодушие Сципиона Африканского".

"Великодушие Сципиона Африканского"

 

Глубоко своеобразны пейзажи художника, хотя в них можно обнаружить следы влияния Аниибале Карраччи. Нередко он включает в свои картины архитектурные памятники - античные здания и руины. Их строгие классические формы так же гармоничны, как и пейзажные мотивы. ("Пейзаж с Полифемом", 1648; "Пейзаж с Геркулесом и Какусом", 1649 и др.).

"Пейзаж с Полифемом"

"Пейзаж с Геркулесом и Какусом"

 

Одно из поздних полотен художника - "Отдых на пути в Египет" - отличает тонкость колористики.

Значение Пуссена во французской, да и в европейской живописи огромно. К сожалению, академическая манера, принятая и во Франции, и в России, усваивала лишь внешние моменты творчества Пуссена. У него было мало учеников. Подлинным продолжателем его дела станет в следующем, XVIII в. Жак Луи Давид.

Клод Лоррен

Клод Лоррен (1600-1682) - второй после Пуссена мастер пейзажа во французской живописи XVII в. Настоящее имя Клод Желле. Уроженец Лотарингии, он еще ребенком связал свою жизнь с Римом. В своих работах он следовал классицистическим требованиям, идущим от Аннибале Карраччи. Однако его живопись совершенно своеобразна и узнаваема. Оригинален он и в выборе мотивов, и в их трактовке. Лоррен мастерски писал морские мотивы ("Утро в гавани").

"Утро в гавани"

Героизация природы Лоррену не свойственна. Его пейзажи лиричны, подчас меланхоличны, природа в них дышит спокойствием. Клод Лоррен более свободен в построении композиции, нежели любой из его современников. У него обычно встречается низкая линия горизонта, что обеспечивает прекрасную передачу желаемых пространственных иллюзий. Новаторски подходит художник к свету, который идет как бы из глубины картины. Избегая резких контрастов, он передает тонкие переходы светотени («Байский залив»).

«Байский залив»

Прекрасным образцом творчества Лоррена стал его пейзаж: «Похищение Европы Зевсом» (ГМИИ).

«Похищение Европы Зевсом»

Его живописная манера тщательна, но мягка. Колорит гармоничный, сдержанный. В средний период его творчества преобладает золотистая гамма, но со временем художник переходит к более холодным серебристым оттенкам. Его знаменитые пейзажи, изображающие время суток: "Утро", "Полдень", "Вечер", "Ночь" (Эрмитаж).

Графика Клода Лоррена близка по характеру его живописному мастерству. Особенно интересны рисунки художника с натуры. Они обнаруживают наблюдательность автора, его чуткое внимание к природным явлениям.

 

Влияние Клода Лоррена на европейскую пейзажную живопись ощущается последние три века.

 

Библиографический список

 

1. История изобразительного искусства: Программа для учащихся I-V классов / сост. Чикина И. И..- Воронеж: ДХШ, 2013.

2. Лившиц, Н., Искусство XVII века, Москва, 1964.

3. Мутер Р. Всеобщая история живописи / Рихарт Мутер.- М.: Эксмо, 2009- 960с.: ил.

4. Чураков С.К. История художественной культуры: Краткое графическое пособие. М., 2000.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: