Опросные методы исследования




ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫкультурологического ИССЛЕДОВАНИЯ

(2 часа)

 

1. Метод наблюдения.

2. Опросные методы исследования.

3. Метод контент-анализа.

 

Дополнительные источники:

1. Беседа, интервьюирование и анкетирование [Электронный ресурс] // https://cito-web.yspu.org/link1/metod/met93/node4.html

2. Манаев О.Т. Контент-анализ – описание метода [Электронный ресурс] // https://psyfactor.org/lib/kontent.htm

3. Наблюдение как метод исследования [Электронный ресурс] // https://spravochnick.ru/ pedagogika/nablyudenie_kak_metod_issledovaniya/.

4. Эмпирические и теоретические методы изучения культуры [Электронный ресурс] // https://culture.wikireading.ru/61762.

 

Метод наблюдения

К эмпирическим методам культурологического исследования относятся: наблюдение, самонаблюдение, беседа, анкетиро­вание, социометрия, ранжирование, тестирование, шкалирование, экспертные оценки, индексирование В преподавании культурологических дисциплин еще изучение, обобщение и распространение передового пе­дагогического опыта.

Характеристику эмпирических методов культурологического исследования начнем с метода на­блюдения, имеющего широкое применение практически во всех областях научного познания.

Наблюдение как научный метод – это целенаправленный и планомерный процесс сбора информации, осуществляемый путем непосредственного восприятия культурных артефактов, явлений и процессов. Наблюдение – наиболее распространенный и доступный метод изучения социальной практики. Под научным наблюдением по­нимается специально организованное восприятие исследуемого объ­екта, процесса или явления в естественных условиях, результа­ты которого фиксируются наблюдателем. Для повышения эффек­тивности наблюдения оно должно быть длительным, систематиче­ским, разносторонним, объективным и массовым.

Наблюдение должно иметь четкий план его проведения, в кото­ром обозначены объекты наблюдений, цели, задачи, время и условия наблю­дения, предполагаемый результат, ожидаемые изменения объекта. План наблюдения отвечает на вопросы: что наблюдать, в каких условиях наблюдать, для чего наблюдать, когда и сколько времени наблюдать и что можно ожидать в результате проведенных наблюдений.

В деятельности исследователя могут применяться различные виды наблюдения, приведенные табл. 1.

 

Таблица 1 Классификация наблюдений
Виды наблюдения
Непосредственное Проводит сам исследователь, непо­средственно наблюдая за изучаемым явлением и процессом Опосредованное Используются готовые результаты наблюдений, подготовленные други­ми людьми
Открытое (явное) Наблюдение, протекающее в услови­ях осознанного объектом наблюдения факта присутствия посторон­них лиц СкрытоеНаблюдение, протекающее в услови­ях сокрытия от объекта наблюдения факта присутствия посторон­них лиц
Включенное Наблюдатель выступает как член на­блюдаемой группы, анализирует со­бытие «изнутри» Невключенное. Исследователь ведет наблюдение из­вне
Систематическое (сплошное) Регулярное наблюдение в течение определенного периода. Фиксируются все проявления деятельности объекта Несистематическое (выборочное) Наблюдается какой-либо один про­цесс, какое-либо одно проявление объекта
Долговременное Наблюдение в течение нескольких лет Кратковременное Наблюдение деятельности в опреде­ленное время дня в течение одного часа; наблюдение для замера интерва­лов времени частоты событий и т.д.
Каузальное (причинное) Наблюдение отдельных случаев, ко­торые имеют какой-либо интерес для исследователя Эпизодическое Фиксируются отдельные факты пове­дения, типичные для данного объекта
Внешнее (наблюдение со стороны) Способ сбора данных о другом чело­веке путем наблюдения за ним со сто­роны Внутреннее (самонаблюдение) Переживая соответствующее явле­ние, исследователь наблюдает за сво­ими ощущениями

 

Приведенная классификация наблюдений условна и отражает лишь наиболее значимые их особенности. В связи с особенностями каждого вида наблюдения оно должно быть применено там, где мо­жет дать наиболее полезные результаты.

Проведение исследования с помощью метода наблюдения требу­ет особой его подготовки. Необходимо иметь предварительный опыт проведения наблюдения, цель наблюдения (для чего, с какой целью), знать теоретические основы этого метода.

На основе цели наблюдения требуется выбрать объект, предмет и ситуацию наблюдения (что наблюдать?). Затем хорошо продумать план, систему категорий, протоколы наблюдений и т.п. Выбрать способ наблюдения, наименее влияющий на исследовательский объ­ект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать?). К числу средств, повышающих объективность наблю­дений, относятся специальные технические средства записи и реги­страции. Последовательность и содержание процедур наблюдения приведены в табл. 2.

Таблица 2 Процедуры наблюдения
№ п/п Содержание процедуры Цель
1. Определить задачу и цель наблюдения Для чего, с какой целью?
2. Выбрать объект, предмет и ситуацию Что наблюдать?
3. Выбрать наиболее эффектив­ный способ наблюдения: наименее влияющий на исследование объекта; Как наблюдать?
4. Выбрать способ регистрации Как вести запись?
5. Полученную информацию обработать и объ­яснить (оформление и анализ результатов; теоретические и практические выводы) Каков результат?

 

Перед проведением исследования с помощью метода наблюдения желательно провести тренировочное наблюдение, чтобы вскрыть предстоящие трудности и приобрести основные умения наблюдения.

Могут возникнуть трудности наблюдения (это, как правило, при исследовании комплексных явлений, и когда явление протекает в вы­соком темпе и постоянной смене ситуаций). После проведения основ­ных наблюдений происходят обработка и интерпретация полученных данных (каков результат?).

Особенно часто и плодотворно метод наблюдения используется при изучении опыта работы зрительской аудитории. Сущность его заключается в накоплении путем непосредствен­ного, длительного и целенаправленного восприятия конкретных дан­ных об условиях протекания исследуемого культурного явления и объективном описании его восприятия аудиторией. Наблюдение ведется либо за художественным процессом в целом, либо за отдельными его ком­понентами, исходя из стоящей перед исследованием цели. Причем в зависимости от сложности изучаемого объекта работа может выпол­няться одним или несколькими наблюдателями, но при условии, что естествен­ное протекание изучаемого культурного явления не должно быть нарушено.

В соответствии с разработанной заранее программой иссле­дователь должен пронаблюдать протекающие процессы, их объ­ективно и, по возможности, полно зафиксировать, одновременно подвергая предварительному анализу по личным впечатлениям.

Программа наблюдений в известной мере предупреждает их слу­чайность, так как включает цель и задачи исследования, указа­ние объекта и вопросы, подлежащие наблюдению (на что должно быть обращено внимание), способов фиксации, количества и об­щей продолжительности наблюдений.

 

Таблица 3 Общая характеристика метода наблюдения
Характеристика Содержание
Симптомы наблюдения: 1. Движения, действия, поступки, деятельность 2. Мимика, жесты, пантомима 3. Высказывания, речь, словесные реакции 4. Вегетативные реакции 1. Наличие цели и разработанной схемы наблюдения (состав­ленные после предварительного изучения объекта и предмета исследования). 2. Условия, наиболее характерные для изучаемого явления. 3. «Законсперированность» наблюдения и его целей деловыми, с точки зрения испытуемого, взаимоотношениями с ним. 4. Немедленная, систематическая и возможно полная реги­страция результатов (факты, а не их толкование): протоко­лирование с помощью условных значков, стенографирования; система категорий и оценочных шкал; запись и регистрация с помощью технических средств. 5. При наблюдении за сложными процессами могут работать два и более наблюдателей. Каждый должен иметь точно опре­деленные цели и свои задачи наблюдения (подготовка наблю­дений, координация их деятельности). 6. Систематичность проводимых наблюдений.
Достоинства 1. Доступность, дешевизна средств. 2. Не искажает естественного протекания процессов. 3. «Богатство» собираемых сведений.
Недостатки 1. Большие затраты времени в связи с пассивностью наблю­дателя (позиция выжидания). Трудно предвидеть, когда по­явится нечто важное с точки зрения исследуемой проблемы. Некоторые явления недоступны наблюдателю. 2. Невозможность повторного наблюдения тождественных факторов. 3. Трудность установления причины явления: слитность на­блюдаемых факторов с попутными явлениями; много не учи­тываемых условий; возможность субъективизма. 4. Трудность статистической обработки.

 

Недостатком метода наблюдений являются ограниченные воз­можности установления действительных оснований и причин изучаемого культурного явления, существенных, типичных для его протекания влияний и влияний случайных. Эти обстоятельства предъявляют высокие требования к квалификации исследователя, а вместе с тем вынуждают применять и дру­гие методы исследования. Для фиксации данных наблюдения наряду с записями широко используются технические средства. Но и при этом условии зачастую не удается избежать вносимого исследовате­лем субъективизма в отборе и фиксации наблюдаемых фактов, осо­бенно при их анализе, объяснении и оценке. Характеристика метода наблюдения приведена в табл. 3.

Основным средством наблюдения является квалифицированное протоколирование, причем обычно в протоколе фиксируется содер­жательная сторона наблюдаемых явлений и/или хронометрия.

Итак, наблюдение – весьма результативный метод профессионально-педагогиче­ского исследования. Однако этот метод имеет существенные недо­статки:

во-первых, не все явления и процессы доступны наблюдению;

во-вторых, наблюдатель зачастую теряет беспристрастность и пере­стает отделять себя от среды;

в-третьих, высока вероятность ошибок в интерпретации полученных фактов и др.

Поэтому любое исследование не может опираться только на эмпирический метод на­блюдения, но должно использовать и другие методы.

Опросные методы исследования

Ниже рассмотрим некоторые мето­ды, заимствованные культурологией их социологических исследований и имеющих широкое применение. Это несколько вариантов опроса и метод контент-анализа.

Методы исследования социокультурных процессов, основанные на получении вербальных (словесных) откликов от его участников на применяемые воздействия, называются опросными. Они осуществля­ются с помощью бесед, интервью, анкет, тестов. Опрос – это метод сбора первичной инфор­мации, основанный на непосредственном или опосредованном взаи­модействии исследователя с опрашиваемыми (респондентами). При непосредственном взаимодействии опрос выступает как беседа или интервью, а при опосредованном – как анкетирование. Источником информации при этом является словесное или письменное суждение респондента. В культурологическом исследовании социологический опрос может быть одинаково использован в двух направлениях:

• для получения информации о внешней стороне социокультурных процессов;

• для получения сведений о внутренних механиз­мах формирования конкретных поступков, мнений, интересов.

Такие методы используют как разведочные (в начале исследо­вания) и как уточняющие (в его итоге). При проведении опросов предварительного решения требуют проблемы: во-первых, объем и, во-вторых, однородность выборки. Опрос будет ненадежным при охвате слишком узкого круга лиц, и если окажется, что индивиды, входящие в выборку, весьма различаются по измеряемым параме­трам. В-третьих, всегда существует проблема репрезентативности выборки для распространения выводов, полученных при изучении части (выборки) на целое (генеральную совокупность).

Все виды опросов делятся на имеющие определенную программу (план, опросник) и свободные. Свободные опро­сы проводятся в начале исследования, когда необходимо продумать до конца цели, задачи и гипотезу, выдвинуть и обосновать научную проблему.

Достоинствами опросных методов являются:

• быстрота получения информации;

• возможность получения информации по широкой тематике;

• возможность математической обработки полученной информа­ции;

• сравнительная легкость получения большого количества дан­ных.

Различают опросы: сплошной и выборочный; индивидуальный и групповой; очный и заочный; гласный и анонимный.

Общие требования к опросным методам:

• соответствие вопросов целям и задачам исследования;

• адекватное отражение измеряемых характеристик в содержа­нии вопросов;

• нейтральность и однозначность вопросов, обеспечивающие наибольшую объективность ответов;

• доступность и понятность вопросов;

• самостоятельность ответов;

• доверительная психологическая обстановка при опросе.

Опрос проводится с учетом следующих этапов: адаптация, дости­жение поставленной цели, снятие напряжения. В процессе адаптации реализуются две важные цели: создание у респондента позитивной мотивации для ответа на вопросы и настройка его к исследованию. Этап адаптации складывается из обращения и нескольких вопросов. Начало опроса – момент весьма ответственный. От начала во многом зависит достоверность информации. В связи с этим не рекомендуется задавать основные вопросы сразу, без адапта­ции. Необходимо подготовить респондента к беседе психологически.

На этапе достижения поставленной цели происходит сбор ин­формации. В этот период задаются основные вопросы.

Наконец, в процессе опроса может накапливаться отрицатель­ное психологическое напряжение, в связи с чем перед расставани­ем необходимо попытаться сгладить это впечатление, снять стресс. Для этого рекомендуется в конце опроса ставить функционально-психологические вопросы, которые не направлены на сбор важной информации.

Беседа – это метод получения информации на основе словесного общения исследователя с респондентом в форме свободного диа­лога на определенную тему (сбора информации на основе словесной коммуникации). Беседа является самостоятельным или дополнитель­ным методом исследования, применяемым с целью получения необ­ходимой информации или разъяснения того, что не было достаточ­но ясным при наблюдении. Она является разновидностью опроса и представляет собой сравнительно свободный диалог исследователя с респондентом на определенную тему. Беседа обычно применяется на разных стадиях исследования как для получения первичной инфор­мации, так и для уточнения выводов, полученных другими методами, на­пример методом наблюдения. В таких случаях использование беседы дает, как правило, весьма ценные результаты.

Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свободной фор­ме без записывания ответов собеседника. Беседа требует особого мастерства: гибкости и чуткости, умения слушать и одновременно вести разговор по заданному руслу, разбираться в эмоциональных состояниях собеседника, реагируя на их изменения.

Её результат во многом зависит от личностных качеств исследо­вателя. Беседа может быть индивидуальной или групповой. Предварительно определяется программа: цель, объект, предмет разговора, отдельные вопросы и место проведения. Успех зависит от заинтересованности предметом разговора, умения вызвать на откро­венность. Формулировки вопросов должны быть понятными, тактич­ными. Для вступления в контакт рекомендуется придер­живаться следующих правил. Люди склонны охотно говорить о тех предметах, которые их интересуют и увлекают (профессия, хобби), поэтому желательно предварительно узнать о преобладающих интересах респондента или группы. Поводом для начала беседы мо­гут быть объекты, ситуации или события, имеющие эмоциональный характер. При этом следует избегать того, о чем собеседнику вспо­минать неприятно. Важно создать атмосферу доверия. Человек должен быть уверен, что результаты беседы не станут для него источником неприятностей. Благоприятной обстановкой для беседы является привычная и естественная среда.

Анализ результатов беседы следует оформить в виде рабочей таблицы, где фиксируются положительные моменты, недостатки и выводы.

При интервьюировании исследователь при­держивается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определен­ной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто. Интервью отличается от беседы тем, что экспериментатор только задает вопросы, а испытуемый только отвечает на них.

Обычно интервью определяется как метод сбора необходимой информации путем непосредственной целенаправленной беседы ис­следователя с испытуемым. Если беседа обычно не ограничена во времени и порой с трудом укладывается в изначально запланирован­ное русло, то в интервью исследователь сам задает план и темп бе­седы и четко придерживается перечня обсуждаемых вопросов. При этом исследователь только фиксирует высказывания респондента, сохраняя нейтральную позицию. Часто вопросники для интервью строят по типу анкет, для того чтобы получить распределение ти­пичных ответов по некоторому количеству вопросов.

Предметная область термина «интервьюирование» включает три определения.

1. Направленное интервьюирование – сбор данных с помощью интервьюирования, имеющий целью получение от респондента спец­ифической информации.

2. Очное интервьюирование – тип опроса, в ходе которого ин­тервьюер получает непосредственно от респондента ответы на свои вопросы.

3. Специализированное интервьюирование – интервьюирование, при котором для успешного общения с респондентом требуется при­менение нестандартных процедур.

Большое значение в ходе беседы или интервью принадлежит умению фиксировать информацию. Необходимо стремиться к под­робной (даже дословной) фиксации ответов (с помощью сокраще­ний, стенографии); однако использование диктофона нежелательно, ибо это обстоятельство «сковывает» опрашиваемых.

Устный опрос (беседа, интервью) применяется в том случае, когда охватывается небольшой круг людей, но, если при этом не­обходимо опросить несколько десятков, сотен или тысяч людей за короткий промежуток времени, используется письменный опрос – анкетирование.

Анкетирование – это метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает пись­менные ответы; наиболее распространенный метод сбора информа­ции, который позволяет в короткие сроки регистрировать и факты поведения людей, и мнения различных представителей возрастных, профессиональных, социальных групп, и сведения о процессе и ре­зультатах их деятельности и многое другое. Если беседа имеет ценность непосредственного общения и обе­спечивает немедленное получение ответов на интересующие экспе­риментатора вопросы, то анкеты дают возможность собрать значи­тельный массовый материал.

Составление анкеты – задача, требующая от исследователя методического мастерства, соединенного с четким представлением целей и задач исследования.

Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. В зависи­мости от поставленной цели и содержания ожидаемой информации, вопросы анкеты могут существенно отличаться друг от друга.

План беседы, интервью и анкеты – это перечень вопросов (во­просник). Этапы составления вопросника:

• определение характера информации, которую необходимо по­лучить;

• составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы;

• составление первого плана вопросника;

• предварительная его проверка путем пробного исследования;

• исправление вопросника и окончательное его редактирование.

При проведении анкетирования, интервьюирования делает­ся вступление о цели опроса и гарантируется его анонимность. Первые (контактные) вопросы должны быть интересными и недискуссионными. Следующие вопросы постепенно усложняются. По цели различают вопросы содержательные (основные) и функциональные (неосновные). Содержательные направлены на по­лучение информации об явлениях и взаимосвязях. Функциональные используются для оптимизации, упорядочения течения опроса. Основные вопросы направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные – на выявление адресата основ­ного вопроса (вопросы-фильтры) и проверку искренности ответов (контрольные вопросы).

Различают несколько видов функциональных вопросов:

• функционально-психологические, которые используют для снятия напряжения;

• вопросы-фильтры, которые задаются перед содержательными, чтобы определить, относится ли респондент к той группе людей, для которой предназначен вопрос;

• контрольные вопросы, которые используются для проверки данных;

• поддерживающие вопросы, необходимые для оптимизации про­ведения опроса.

По форме вопросы анкеты делятся на открытые и закрытые, прямые и косвенные. При закрытом вопросе испытуемый должен выбрать ответ из числа предложенных (включающих вариации со­держания, качественных признаков, степени интенсивности, удовлет­воренности или комбинацию этих вариаций).

Открытые вопросы не предлагают никаких вариантов ответа. Такие анкеты труднее поддаются обработке, но содержат иногда большую информацию, чем закрытые. При открытом вопросе от­вет формулируется самим отвечающим в свободной форме. В этом случае респонденту предоставляется максимальная свобода в выборе ответа, но и в то же время исследователю зачастую трудно выра­зить, какой именно аспект вопроса подлежит обсуждению, а отве­чающему трудно определить границы вопроса и сформулировать от­вет самостоятельно. Так, в ответе на вопрос «Какой литературой Вы пользуетесь чаще всего в своей работе?» респондент может указать методическую, психолого-педагогическую, специальную или худо­жественную литературу, а также всю вместе.

Если открытый вопрос служит активизации респондента, то за­крытый, напротив, дает ему готовое знание и требует выразить толь­ко согласие или несогласие с ним.

Применяются анкеты с комбинацией открытых и закрытых во­просов. Полузакрытым называется вопрос, в котором, помимо гото­вых ответов, предусматривается позиция, позволяющая респонденту сформулировать свой вариант ответа самостоятельно, например:

Что повлияло на выбор Вами профессии?

• совет родителей;

• мнение учителей;

• занятия в художественной школе;

• образ этой профессии в СМИ;

• мой выбор случаен;

что-либо другое (укажите что);

• затрудняюсь ответить.

В профессионально составленных анкетах предусматривается (в целях надежности) дублирование одного и того же вопроса в разных вариантах (прямой и косвенной вопросы). Если ответы противоречат друг другу, они отбрасываются как недостоверные.

Для повышения надежности получаемых данных измерительную информацию следует сверять, сопоставлять, стремиться получать несколько оценок одного и того же явления.

Поскольку с помощью анкет можно собрать большой материал, он требует и количественной обработки, и проведения тщательного качественного анализа.

Количественная обработка может дать, прежде всего, общие дан­ные о количестве утвердительных и отрицательных ответов, полу­ченных по каждому вопросу анкеты. (При большом количестве отве­тов можно перевести эти данные в проценты). Количественный ана­лиз должен быть направлен, в первую очередь, на анализ негативных суждений (выявление их причины и принятие решений о необходимо­сти изменения тех или иных частей программы). Положительные же суждения используются как материал, подтверждающий гипотезу.

Качественный анализ должен быть направлен, в первую оче­редь, на анализ негативных суждений (выявление их причины). Положительные же суждения используются как материал, под­тверждающий гипотезу.

При проведении экспериментальной проверки в разных местах большую наглядность этим данным придает сведение их в общие та­блицы.

Таким образом, общая методика обработки анкетных данных сводится к их тщательному подсчету, проведению внимательного анализа всех случаев заметного совпадения, несоответствия в дан­ных, разброса.

Преимущества анкетного метода:

• быстрота применения (за очень короткое время можно полу­чить много сведений);

• получение письменных ответов на такие вопросы, которые по различным субъективным причинам устно остаются без ответа.

 

Метод контент-анализа

Анализ продуктов деятельности базируется на предпосылке, что в любых проявлениях творческой активности человека находят выражение (проецируются вовне) значимые личностные свойства, актуальные потребности, эмоциональные состояния, особенности самовосприятия и самооценки. Данный вид анализа распространя­ется на рисунки, тексты, сложные художественные объекты и т.д. Один из методов данной группы – контент-анализ (от англ. contents – содержание) предполагает исследование документов или любых других источников информации и позволяет выделить опре­деленные смысловые единицы содержания и формы передачи инфор­мации в каком-либо тексте.

Определений контент-анализа существует много, но среди них трудно найти удовлетворительное. Например, можно встре­тить следующие формулировки: статистическая (квантитатив­ная) семантика; техника для объективного количественного ана­лиза содержания коммуникации; техника для делания выводов при помощи объективного и систематического установления ха­рактеристик сообщений.

Каждая из приведенных выше формулировок неудовлетвори­тельна уже по той причине, что основной акцент в них делается на количественные параметры анализа текстов и в них совершенно не отражена специфика качественных методов контент-анализа.

Количественный контент-анализ, в первую очередь, интере­суется частотой появления в тексте определенных характеристик (переменных) содержания. Качественный контент-анализ позволяет делать выводы даже на основе единственного присутствия или отсут­ствия определенной характеристики содержания.

Различие двух подходов довольно легко проиллюстрировать при­мерами. В 50-е годы XX в. западные аналитики на основе количе­ственного анализа статей газеты «Правда» обнаружили резкое сни­жение числа ссылок на Сталина. Отсюда они сделали закономерный вывод, что последователи Сталина стремятся дистанцироваться от него. С другой стороны, качественный аналитик мог бы сделать ана­логичный вывод на основе единственного факта, что в публичной речи одного из партийных функционеров, посвященной победе СССР в Великой Отечественной войне, Сталин вообще не был упомянут. Прежде такое было бы немыслимо.

Объектом контент-анализа может быть содержание различ­ных печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, ре­кламных сообщений, документов, публичных выступлений, мате­риалов анкет.

Контент-анализ находит свое применение там, где существует обширный по объему, внутренне организованный, но не системати­зированный текстовой материал, использование которого без пред­варительной обработки затруднено. Основными идеями, лежащими в основе идеологии контент-анализа, являются восхождение от тек­ста к внетекстовой реальности, под которой понимается социальная (или интеллектуальная) действительность во всем ее многообразии и строгость исследования.

Следует обратить внимание на то, что когда говорят о контент-анализе текстов, то главный интерес всегда заключается не в самих характеристиках содержания, а во внеязыковой реальности, которая за ними стоит – личных характеристиках автора текста, преследуе­мых им целях, характеристиках адресата текста, различных событи­ях общественной жизни и пр.

Данный метод обязан своим происхождением социологии. Однако сегодня он активно используется в самых разных областях гумани­тарного знания: в политологии, истории философии, культурологи и прочих.

Появление термина content-analisys относится к концу XIX - на­чалу XX вв. Именно тогда в американской журналистике были пред­приняты первые попытки осуществить тематически точный анализ текстов (Б. Мэттьюз, Д. Спиид, А. Тенни, Д. Уилкокс). «Изобретателями» современной версии контент-анализа часто называют американского социолога Г. Лассуэла и французского журналиста Ж. Кайзера.

Г. Лассуэл в начале 50-х годов прошлого столетия первым пред­ложил использовать для анализа массовой коммуникации статисти­ческий учет абстрактных языковых единиц – символов («слов»). С этого момента начался отсчет истории существования специального метода социологических исследований – контент-анализа.

В начале 60-х годов XX в. Ж. Кайзер разработал целую си­стему изучения больших текстовых массивов, основанную на ана­лизе статистических данных. Вскоре некоторые приемы описа­ния текстов, апробированные в трудах, были стандартизированы ЮНЕСКО и получили широкое распространение. Суть методики Ж. Кайзера заключалась в учете внешних форм организации тексто­вого материала: его расположения, оглавления, оформления, проч.

Дальнейшее развитие этот метод получил в трудах Э. Морен. Так, именно Э. Морен ввела в на­учный оборот понятия «единицы информации» (особые элементы счета в контент-анализе, дающие ответ на вопрос: «О чем говорится?»), «смысловые группы» (совокупности «единиц инфор­мации», формирующиеся на основе их взаимного смыслового соот­ветствия), «эмоциональный тон» повествования» (этот тон опреде­лялся по специальной порядковом шкале с делениями «положитель­ная», «отрицательная», «нейтральная» информация). Исследования Э. Морен положили начало более «гибкому» подходу к процедуре статистической обработки текстов. В результате вскоре последовал бурный всплеск исследовательского интереса к этому методу, по­влекший за собой возникновение бесчисленных методик контент- анализа, ориентированных на количественный анализ поэтических, художественных, философских, других произведений. Процесс ин­теграции контент-анализа с традиционными методами гуманитарных дисциплин привел к разрушению исследовательских стандартов, раз­работанных в социологии.

Контент-аналитическими можно называть только те методики исследования текстовых массивов, которые основываются на стро­гой последовательности процедурных шагов: от формирования аб­страктного объекта исследования и формулирования исследователь­ской задачи до интерпретации результатов и их статистической об­работки.

В контексте традиционных психолого-педагогических исследо­ваний контент-анализ чаще всего применяется как метод источни­коведческий. Целью исследователя является глубокая, всесторонняя обработка документов, полное извлечение из них полезной (в т.ч. и неявной, скрытой) информации, представление информации в мак­симально конкретной, адекватной форме, и только в последнюю оче­редь – ее оценка.

Дальнейшее развитие контент-анализа требовало более точных методов анализа текстов. К середине 50-х годов XX в. исследователи стали все больше уделять внимания не простому наличию или от­сутствию категорий в тексте, а связям между категориями. Для это­го обращают внимание на совместную встречаемость слов различных категорий. Например, для каждого предложения тек­ста мы можем выяснить, слова каких категорий в нем встречаются. После этого легко подсчитать обычный коэффициент корреляции, который даст нам силу связи между категориями и знак этой связи. Может оказаться, что для некоторых категорий наблюдается тенден­ция их совместного употребления, а для других – наоборот.

Метод нахождения контекстов употребления слов допускает дальнейшее развитие метода исследования. Выбрав пред­ложения, в которых встречается конкретное слово или категория, мы получили некоторую подвыборку текста, к которой в свою очередь применимы все методы контент-анализа, т.е. контексты употребления слов и категорий могут быть также подвергнуты контент-анализу – выяснению простых частот категорий, относи­тельных частот, оценок категорий относительно нормы и т.д. Если выразиться образно, то контекстный анализ позволяет выделить в тексте несколько тематических нитей и анализировать их отдельно. Очевиден огромный потенциал контекстного анализа при монито­ринге больших объемов информации, так как он позволяет полно­стью автоматизировать весь процесс сбора информации.

Сегодня методика, процедуры и техника контент-анализа доста­точно полно описаны в специальной научной литературе. Рассмотрим некоторые существенные элементы процедуры контент-анализа.

Первое, с чем сталкивается исследователь при проведении контент-анализа – это разработка конкретной исследовательской программы, под которой обычно понимают изложение основных за­дач, методических предпосылок и гипотез исследования с указанием правил и логической последовательности операций по проверке ги­потез. Общие рекомендации по составлению таких программ сводят­ся к необходимости соизмерять желаемое (цели), возможное (сред­ства) и намеченное (объект) и находить оптимальную для данного случая комбинацию их.

Как раз последнее и представляет главную трудность для иссле­дователя. Преодолев ее, он получает ключ к методу контент-анализа. Никакой другой метод, используемый в социальных исследовани­ях, не связан так непосредственно в своих процедурах с концепту­альной установкой, прямо вытекающей из теоретических посы­лок и задач исследования, как это мы видим при контент-анализе.

Важнейшими элементами исследовательской программы контент-анализа являются: интерпретация понятийного аппара­та, предварительный системный анализ объекта исследования и рабочей гипотезы, а центральным ее пунктом – принципиальный (стратегический) план, составленный на основе логической схемы исследования.

В настоящее время к основным процедурам контент-анализа от­носятся следующие три.

1. Выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми мо­гут быть:

· понятия, выраженные в отдельных терминах;

· темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, теле- радиопередачах и т.п.;

· имена, фамилии людей;

· события, факты и т.п.;

· смысл апелляций к потенциальному адресату.

Единицы контент-анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и ги­потез конкретного исследования.

2. Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не со­впадать с единицами анализа. В первом случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором – исследователь на основе анализируемого материала и здра­вого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:

· физическая протяженность текстов;

· площадь текста, заполненная смысловыми единицами;

· число строк (абзацев, знаков, колонок тек­ста);

· длительность трансляции по радио или телевидению;

· количе­ство рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.

3. Процедура подсчета в общем виде сходна со стандартными при­емами классификации по выделенным группировкам. Применяется составл



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: