Сравнительный анализ законов «О безопасности»




Лист с тестовым заданием вкладывается в тетрадь, в начало переписанной сегодня лекции

15. Если что-то не ясно, подойти ко мне и спросить

Продолжение текста лекции

 

НАЧИНАЕМ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ ЗДЕСЬ!!! ПЕРЕПИСЫВАЕМ ТОЛЬКО ТО, ЧТО ВЫДЕЛЕНО ЖИРНЫМ ШРИФТОМ!!!!

В первой главе представлены основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности, государственная политика в данной области, раскрываются правовая основа обеспечения безопасности и цели международного сотрудничества в этой области (ст.1 – 7). Вторая глава закрепляет полномочия Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания, правительства, федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, а также функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствующей сфере (ст. 8 – 12). В третьей главе определяются основные задачи и функции Совета Безопасности, его состав и организация деятельности (ст.13 – 18). В заключительной главе перечисляются отдельные законодательные акты и положения законодательных актов, утратившие силу (ст. 19 – 20).

Полагаем, что более полную характеристику закона «О безопасности», с позиций его «плюсов» и «минусов», можно дать, если сравнить его с аналогичным документов 1992 года.

Сравнительный анализ законов «О безопасности»

1. В ФЗ 2010 года наблюдается полное отсутствие дефиниций при равнозначном использовании понятий «национальная безопасность» и «безопасность» (ст.1). Во-первых, отказ от введения в новый Закон понятийного аппарата не позволяет создать полноценное правовое терминологическое пространство, в рамках которого будет осуществляться действие данного акта. Крайне сложно достичь и корректного понимания норм Закона, поскольку в каждой статье встречается упоминание о неназванных правовых конструкциях (национальная безопасность, угроза национальной безопасности, средства обеспечения национальной безопасности и т.д.). Во-вторых, методологически неверно отождествлять понятия «безопасность» и «национальная безопасность», так как первое является более широким по смысловому содержанию, и речь в Законе идет именно о национальной безопасности.

2. В ФЗ 2010 года принципы обеспечения безопасности существенно переработаны: изменилась иерархия их введения, появился ряд новых положений. На первый план вышел принцип соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, которого ФЗ «О безопасности» 1992 года не было вообще. Сегодня это один из важнейших конституционных принципов. Пятый принцип, ставит задачу точнее и конкретнее, говоря о необходимости взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов в деле обеспечения безопасности не только с международными организациями, но и с общественными объединениями и гражданами.

3. В Законе 1992 года были сформулированы только общие положения обеспечения национальной безопасности, а в новом акте впервые в отечественном законодательстве конкретно формулируется содержание деятельности по обеспечению безопасности с выделением ее основных направлений. Это стало возможно благодаря огромной работе, проведенной в рамках практического обеспечения национальной безопасности, и усилий большого числа ученых, занимающихся данной проблематикой.

4. В Законе 1992 года нормы, посвященные политико-правовым основам обеспечения безопасности государства и общества отсутствовали. В ФЗ 2010 года дана четкая характеристика понятия «государственная политика в области обеспечения национальной безопасности». Государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер; закреплен механизм формирования и реализации такой политики; установлен перечень заинтересованных субъектов, вовлеченных в названные процессы: Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, а также граждане и общественные организации.

5. В Законе 1992 года не упоминались полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области национальной безопасности, то есть отсутствовали модели обеспечения безопасности на местном, региональном, и общегосударственном уровнях. В новом Законе особо подчеркивается, что в деле обеспечения безопасности принимают участие органы местного самоуправления.

6. В ФЗ 2010 года проблеме международного сотрудничества посвящена отдельная статья, тогда как Закон 1992 года практически не содержал норм, регламентирующих международное сотрудничество в области обеспечения безопасности.

В Закон 1992 года полномочия Президента и Правительства в области обеспечения безопасности были обозначены тезисно и касались только организационных полномочий. В ФЗ 2010 года полномочия Президента и Правительства существенно расширены и конкретизированы.

8. В содержании статьи 9 ФЗ 2010 года заложен правовой механизм реализации законодательной деятельности в области обеспечения безопасности.. Таким образом, на законодательном уровне полномочия парламента в сфере обеспечения безопасности сформулированы впервые.

 

Проведя сравнительный анализ законов «О безопасности» 1992 и 2010 годов, можно сделать вывод, что новый акт содержит ряд базовых недостатков:

- общеизвестно, что название закона должно отражать его основное содержание и предмет правового регулирования. Дефиниция «безопасность» в полном объеме сделать это не позволяет, а в ст. 1, как уже указывалось выше, ставится знак равенства между терминами «безопасность» и «национальная безопасность». Данный законодательный акт регулирует общественные отношения не в сфере абстрактной безопасности, а именно безопасности национальной. Следовательно, следует привести название Закона в соответствие с содержанием (Закон «О национальной безопасности»);

- не указываются, не рассматриваются, не классифицируются конкретные уровни обеспечения национальной безопасности: федеральный, региональный, личная безопасность, а также отдельные виды безопасности – информационная, промышленная и т.д.;

- закон «О безопасности» содержит ряд противоречивых положений, вызванных, в частности, наличием конкуренции взаимоисключающих норм, отсутствием системности изложения его основных положений и их взаимосвязанности с нормами других правовых актов. Например, непроработанными являются нормы ст. 14, учреждающие основные задачи и функции Совета Безопасности РФ. Необоснованно сузив полномочия Совета Безопасности, законодатель лишил его возможности подготовки предложений Президенту РФ о введении, продлении или отмене военного положения, хотя нормы ст. 13 этого же Закон, устанавливая правовой статус Совета Безопасности, такие полномочия ему предоставляют. Или, в Законе не упоминается такая важная составляющая национальной безопасности, такой её вид, как военная безопасность. При этом ч. 1 ст. 4 Закона принятие военных мер при реализации государственной политики в области обеспечения безопасности допускает;

- не вполне обоснована, как справедливо указывает ряд авторов, позиция законодателя, принявшего в рассматриваемой сфере федеральный, а не федеральный конституционный закон. Во-первых, Конституция РФ 1993года (ст.76, ч.1), посвященная основам федерального правового регулирования, устанавливает, в частности, что федеральные конституционные законы принимаются по предметам ведения РФ, среди которых – безопасность (ст.71 п. «м»). Во-вторых, федеральные конституционные законы закрепляют базовые, фундаментальные положения, которые должны получить свое развитие в федеральных законах и других нормативных правовых актах, имеющих меньшую юридическую силу. Но Закон «О безопасности» как раз и содержит основополагающие начала обеспечения национальной безопасности, закрепляет принципы ее обеспечения, устанавливает единые для всей системы обеспечения национальной безопасности задачи, определяет полномочия высших органов государственной власти в данной сфере. Соответственно, он может служить основой для последующего принятия федеральных законов, регулирующих компетенцию отдельных субъектов, обеспечивающих национальную безопасность РФ. Таким образом, исходя из анализа содержания положений ФЗ «О безопасности», целесообразнее было бы принять его в форме федерального конституционного закона.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: