Тема. Место и роль лекции в образовательном процессе.




1. Методика подготовки лекции.

Подготовка лекции – глубоко творческий и самостоятельный труд преподавателя. Непосредственная подготовка лекционного курса начинается с отбора материала. Руководством здесь должна служить рабочая программа учебной дисциплины, учитывающая специфику содержания образования в конкретном образовательном учреждении. Рабочие программы динамичны, и каждый преподаватель имеет возможность внести в нее свои изменения. Учебный план и рабочая программа служат основой разработки рабочего учебного плана конкретного лекционного курса. В рабочем учебном плане определяются все виды занятий, формы контроля текущей успеваемости и т. д.

Организационно-методической базой проведения лекционных занятий является рабочий учебный план направления или специальности. При подготовке лекционного материала преподаватель обязан руководствоваться учебными программами по дисциплинам кафедры, тематика и содержание лекционных занятий которых представлена в рабочих программах. При чтении лекций преподаватель имеет право самостоятельно выбирать формы и методы изложения материала, которые будут способствовать качественному его усвоению. При этом в установленном порядке он может использовать технические средства обучения, имеющиеся на кафедре и в университете. Вместе с тем, всякий лекционный курс является в определенной мере авторским, представляет собой творческую переработку материала и неизбежно отражает личную точку зрения лектора на предмет и методы его преподавания. В этой связи представляется целесообразным привести некоторые общие методические рекомендации по построению лекционного курса и формам его преподавания.

Проведение занятий с аудиторией студентов является публичным видом деятельности, определяющим ряд специфических требований к преподавателю: преподаватель должен иметь опрятный внешний вид, обязан владеть культурой речи; его поведение при любых ситуациях должно быть корректным и достойным.

Преподаватель несет личную ответственность (в пределах заключенного с администрацией вуза контракта) за правильность и достоверность излагаемого материала. Преподаватель, назначенный для чтения лекций в ближайшем семестре по новой для кафедры дисциплине, должен до начала этого семестра подготовить учебно-методические материалы, необходимые для проведения лекционных занятий или обновить имеющиеся учебно-методические материалы с учетом современных достижений соответствующей отрасли знаний. Обычно это выражается в дополнении конспекта лекций последними научными данными по излагаемым на лекциях проблемам, в корректировке тематики лекций и рекомендациях новых литературных источников. Для дисциплины, динамично развивающейся в последние годы (обычно это связано с современным литературным процессом), возможна переработка рабочей учебной программы и контрольных заданий.

Соблюдение трудовой дисциплины в работе преподавателя – необходимое требование обеспечения высокого уровня образовательного процесса. Преподаватель обязан проводить лекционные занятия в строгом соответствии с годовым учебным графиком и утвержденным на его основе расписанием лекций. Категорически запрещается заканчивать лекционные занятия ранее или позже установленного в расписании времени, досрочно (до окончания семестра) завершать чтение курса, самовольно изменять время или место проведения лекционных занятий. В случае возникновения объективной необходимости переноса занятий на другое время или в другую аудиторию, преподаватель обязан заблаговременно согласовать это изменение с заведующим кафедрой и с деканатом. Не допускается отмена лекции. При возникновении форс-мажорных обстоятельств преподаватель, назначенный для чтения лекций, обязан заблаговременно информировать заведующего кафедрой о невозможности проведения занятий с тем, чтобы у руководства кафедры и учебного отдела была возможность найти замену или внести изменения в расписание студентов. Преподаватель, проводящий лекционные занятия, обязан вести учет посещаемости студентов – по журналам групп, собственным ведомостям посещаемости или другим способом. Сведения о посещаемости студентами лекционных занятий должны регулярно передаваться в деканат для анализа.

Структура учебного процесса примерно такова:

· лекция – самостоятельная работа – практическое (лабораторное) занятие или семинар;

· лекция – самостоятельная работа – консультация – итоговое занятие (зачет, экзамен).

Лекция предшествует самостоятельной работе студентов и практическому (лабораторному) занятию или семинару. Это позволяет лектору давать материал, в котором он представляет обобщенную структуру изучаемого объекта или явления и направляет самостоятельную работу студентов при подготовке к практическому занятию или семинару.

Далее следует четко определить структуру лекционного курса, которая обычно включает в себя:

· вводную часть;

· учебные вопросы;

· заключительную часть.

Вводная часть лекции по возможности должна быть яркой и эмоциональной. Преподаватель напоминает студентам фрагменты предыдущей лекции, на которых будет базироваться настоящее изложение лекции. Нет необходимости излагать полностью весь лекционный материал, студент должен как можно чаще брать в руки книгу, а не конспект. Вступление должно быть кратким, его цель – подготовить обучающихся к восприятию существа учебных вопросов лекции.

Рассмотрение учебных вопросов составляет основную часть лекции. Вопросы излагаются с учетом требований передовой методологии и современных педагогических принципов обучения. Каждое теоретическое положение не навязывается обучаемым, а должно быть обосновано и доказано с применением наиболее целесообразных для данной аудитории методических приемов. Любой учебный вопрос заканчивается раскрытием перспектив развития его теории и практики, а также краткими выводами, логически подводящими к последующему вопросу лекции.

Заключение завершает лекцию. В нем выражается основная мысль изложенного, а также логический переход от изложенного к будущей теме лекции, даются рекомендации по самостоятельной работе для углубления, расширения и практического применения знаний по данной теме.

После определения структуры лекционного курса можно приступать к подготовке той или иной конкретной лекции. Методика работы над лекцией предполагает следующие этапы:

· отбор материала для лекции;

· определение объема лекции;

· выбор последовательности и логики изложения;

· набор иллюстрированного материала;

· выработка техники чтения лекции.

Отбор материала и формирование содержания лекции, прежде всего, начинается с определения ее темы. Далее лектору следует тщательно ознакомиться с содержанием этой темы в учебнике, которым пользуются студенты, чтобы выяснить, какие аспекты изучаемой проблемы хорошо и полно изложены, какие данные отсутствуют, устарели и требуют корректировки. Следует продумать обобщения, которые необходимо сделать, выделить спорные вопросы и четко сформулировать свою точку зрения на них. Лектору необходимо с современных позиций проанализировать состояние проблемы, изложенной в учебнике, составить план лекции и приступить к созданию лекционной модели, то есть расширенного плана лекции.

По всем читаемым темам нужно накапливать материал. Он складывается из разнообразного фактического материала, газетных вырезок и журнальных статей, названий книг и выписок из них, собственных разрозненных или более, или менее систематизированных мыслей, интересных наблюдений, записанных афоризмов, народных поговорок и пословиц, старых конспектов, содержащих важный фактический материал, а также важные теоретические мысли. И все это день ото дня накапливается в тематических папках. Не все собранное обязательно будет использовано, зато преподаватель имеет под руками наиболее необходимое для успешной подготовки очередного публичного выступления. Он не будет действовать в «экстренном порядке», нервничая в поисках нужной информации, не в «один присест» продумает свою лекцию. Он готовится к ней спокойно, равномерно (ритмично), в настоящей творческой атмосфере. Такая атмосфера, то есть работа с желанием и радостью, с душевным подъемом, возникает не сама по себе. Ее нужно организовать, создать, настроить.

Определение объема содержания лекции – второй важный этап подготовки лекции, определяющий темп изложения материала. Это обусловлено ограниченностью временных рамок, определяющих учебные часы на каждую дисциплину. Не рекомендуется идти по пути планирования чтения на лекциях всего предусмотренного программой материала в ущерб полноте изложения основных вопросов. Лекция должна содержать столько информации, сколько может быть усвоено аудиторией в определенное время. Лекцию можно разгружать от части материала, перенося его на самостоятельное изучение. Этот материал наряду с лекционным должен выносится на экзамен. При этом, как показывает опыт, объем времени, отводимый на самостоятельную работу не должен превышать 30–40% от лекционного времени. Если лекция будет прекрасно подготовлена, но перегружена фактическим материалом, то она будет малоэффективной и не достигнет поставленной цели. Текст лекции разрабатывается, как правило, на двухчасовое занятие и в зависимости от характера изучаемого материала может иметь объем 20–26 страниц машинописного текста (для конспекта – 10–15 страниц и менее). Студентам нужно предоставить возможность записать ту информацию, которую, по вашему мнению, они и должны обязательно усвоить.

Выбор последовательности и логики изложения материала – следующий важный этап работы над лекцией. При составлении плана лучше выделить самостоятельные разделы, после каждого из них сделать обобщение. Выделить информацию, на которой необходимо сконцентрировать внимание аудитории.

Большинство начинающих лекторов подобранные материалы оформляют в виде конспектов, более опытные преподаватели обходятся разного рода тезисными записями и планами.

Подбор иллюстрированного материала – последний этап подготовки лекции. Таблицы, диапозитивы, рисунки, схемы, графологические конструкции необходимо не только тщательно отобрать, но и определить последовательность их демонстрации при чтении лекции. На одну двухчасовую лекцию целесообразно иметь: до 3–5 схем и таблиц, или 5–8 слайдов, или 1–2 схемы и диафильмы на 4–6 кадров.

Выработка индивидуальной манеры чтения лекции – исключительно важный и длительный период в подготовке лекции.

Методика чтения лекции.

Лекция одна из определяющих организационных форм обучения психологии в современном высшем и средним учебном заведении. Какие инновационные формы не использовались бы в современной высшей школе, живое слово педагога невозможно заменить пусть даже совершенным в технологическом плане способом обучения.

Лекция — это организационная форма обучения, регламентированная по времени и составу слушателей, направленная на передачу им информации по определенному алгоритму, как правило, в монологе педагога.

В зависимости от темы лекции, уровня студентов для раскрытия их содержания используют индуктивный метод (факты, примеры, подводящие к научным выводам) или дедуктивный (объяснение общих положений с последующим показом возможности их применения на конкретных примерах).

В педагогике единой методики проведения лекций не существует, однако каждый преподаватель должен придерживаться определенных требований:

1. Доведение до студентов цели лекции и должное ее мотивации. Это воспитывает в них умение сразу, без проволочек, вовлекаться в процесс слушания лекции.

2. Доступность и научность изложения. Доступность предполагает учет уровня студентов, их индивидуальных особенностей, а научность - раскрытие причинно-следственных связей, явлений, событий, проникновение в их сущность, междисциплинарные связи и тому подобное. Материал должен быть интересно выстроен, чтобы легко воспринимался и полнее, и всестороннее осознавался студентом. Преподаватель должен отслеживать, что из сказанного им и в какой мере воспринято аудиторией, не возникли у слушателей вопросы из-за недостаточного понимания содержания лекции, неподготовленность к ее восприятию; успевают они осознать каждое новое положение, умеют сочетать новую информацию с предыдущей и тому подобное.

3. Включение механизма обратной связи. Это позволяет лектору не только контролировать уровень восприятия, но и регулировать процесс размышлений в зависимости от реального состояния студентов. Этого можно достичь 5-10-минутным выборочным опросам нескольких человек. Иногда его проводят в письменной форме, раздавая всем студентам карточки с важнейшими вопросами, на которые они должны сразу написать короткие ответы.

4. Повторение важных теоретических положений. Это позволяет студентам не только записать основное, но и лучше усвоить материал. Такие повторы повышают вероятность запоминания, а, следовательно, и понимание, систематизацию материала, который основывается на прочном фундаменте усвоенных фактов.

5. Завершение каждого вопроса лекции итогом и мотивированным переходом к следующему. Выделение составных частей учебного материала облегчает восприятие и запоминание, помогает лучше осознать связи между частями целого.

6. Умение и способность заставить себя слушать. Это предполагает внимание. Процесс восприятия, понимания и усвоения лекционного материала невозможен без внимания, которая заключается в направленности и сосредоточенности психической деятельности человека на определенных объектах или действиях и отстранении от всего остального. К. Ушинский образно говорил, что внимание является "той дверью, через которые проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира". А В. Ключевский отмечал, что в преподавании тяжелым и самым важным является умение "поймать эту непоседливого птицу - юношескую внимание".

7. Эмоциональность изложения. Она является средством мобилизации и поддержания внимания студентов. Эмоциональность достигается прежде всего четкой, живым, образным, интонированной языке преподавателя. ей способствовать также афоризмы, удачные аналогии, идиоматические выражения.

Студентов следует ориентировать и на то, что в процессе слушания лекций нужно сочетать непосредственное увлечение с необходимостью выполнять и такую работу, которая не вызывает особого интереса, а требует произвольного внимания, волевых усилий.

8. Настройка живого контакта. Речь идет об умении преподавателя держать в поле своего зрения каждого студента, своевременно и правильно реагировать на их мимику, реплики, жесты, удачно использовать шутка, острота, юмор. Такие средства сближают преподавателя с аудиторией и способствуют созданию настроения для более осмысленного восприятия содержания лекции. Как отмечал Д. Писарев, пользоваться средствами юмора следует умело: "Когда смех, шутки, юмор являются средствами, тогда все в порядке, когда они становятся целью - тогда начинается умственная распущенность".

9. Создание проблемных ситуаций. Осознание студентами проблемы настраивает их на ее решение, побуждает к размышлениям, активизирует их познавательную деятельность. Преподаватель при этом имеет возможность управлять ходом мышления студентов.

Важным вопросом в работе студента во время лекции является конспектирования. Оно полезно, учитывая то, что помогает научиться одновременно делать несколько дел: слушать, писать, анализировать, рассуждать; во время записей на лекции у студента одновременно работает несколько анализаторов - он слушает, смотрит, пишет. Такая комплексная деятельность способствует лучшему усвоению учебного материала и интенсивному развитию научного мышления студента.

Слушания лекций будет эффективным, если студенты самостоятельно заранее готовиться к следующей лекции по учебнику. При таком условии они перестанут механически конспектировать все, что преподаватель дает во время лекции. Ведь механическое записи текста лекции мешает слушать и анализировать ее по содержанию, отделять в ней главное от второстепенного. Студентам, особенно первых курсов, стоит давать план каждой следующей лекции. Это активизирует познавательные силы, способствует сосредоточению внимания.

Успех лекции зависит и от некоторых организационных моментов: оборудование рабочих мест преподавателя и студентов, удачного использования наглядности и технических средств обучения, налаживание обратной связи, строгого соблюдения регламента занятий и тому подобное.

Эффективность лекции определяют и другие факторы. Важно для лектора уметь использовать возможности своего голоса. Так, неблагоприятно действует на студентов тихое и монотонное чтение, от чего наступает быстрая утомляемость слушателей: студенты или перестают слушать лекцию, или волевыми усилиями заставляют себя следить за ней. В языке лектора студент должен испытывать определенные ориентиры для восприятия. Опыт убеждает, что студенты, особенно младших курсов, больше ориентируются на голос преподавателя, чем на само содержание сообщения.

Важным средством для поддержания внимания студентов во время лекции является использование пауз. их следует делать перед сообщением важных научных положений, чтобы заострить внимание студентов.

Необходимо учитывать также темп чтения лекции. При слишком быстром темпе студент не успевает следить за мыслями преподавателя и записывать важные положения лекции. Если же темп слишком медленный, то студенты отвлекаются.

В процессе чтения лекции важно активизировать умственную деятельность студентов. Для этого используют различные приемы: вопросы, в т. Ч. Риторические; попытки вызвать у студентов сомнение; сочетание теоретических положений с важной для студентов практикой; использование в изложении новейших открытий и достижений науки; обеспечение студентов микроконспекты к следующей лекции, который готовил бы их к ее восприятия, понимания и осуществления обмена мнениями в "спровоцированной" дискуссии; проведения "молниеносного" исследования методом "мозгового штурма" и создание на лекции проблемных ситуаций и тому подобное.

Стимулированию активности аудитории, направлению ее на поисковую деятельность, формированию у нее опыта творческого интеллектуального труда во время лекции способствуют различные виды вопросов:

1) формулировка темы лекции может выглядеть так называемого общего вопроса с альтернативным ответом. Преимущество тематических вопросов состоит в том, что они заранее готовят студентов к необходимости решить определенную проблему, побуждают их к размышлениям над возможным ответом, активизируют предыдущие знания и опыт;

2) вопрос, с которыми лектор обращается к аудитории, могут открывать перед слушателями исторический путь поиска истины, ставить их в реальных условиях научного исследования, побуждать к самостоятельному генерированию идей на основе полученных знаний и опыта. Личное участие слушателей в решении проблемных ситуаций, умело смоделированных лектором, стимулирует эвристичность, творческую деятельность в процессе обучения;

3) уместно включение вопросов, вокруг которых строится содержание темы, в опорную информацию лекции, которую раздают слушателям перед занятием в виде печатной основы или проецируют на экран в процессе лекционного изложения. Таким образом студенты получают направление движения мысли и схему для структурирования своих записей во время лекции, которая может выполнять функцию ориентира при разработке литературы;

4) важны вопросы от аудитории, которые свидетельствуют о проявлении внимания, заинтересованность и сознательное восприятие материала.

Как правило, привлечение аудитории к участию в обсуждении высказанного лектором взгляда на определенную проблему происходит путем постановки им вопросов типа "Что вы думаете по этому поводу?", "Кто хотел бы что-то уточнить?", "У кого есть вопросы?" тому подобное.

В разных странах неоднократно проводили исследования среди студентов по представлениям об идеальном изложение или лекцию. Согласно им, признаками успешной лекции для студентов являются:

1) красный, доступный, эмоциональный и нескучный изложение с выделением главного и вспомогательного (темпом и громкостью речи), предоставление плана лекции, итоги, обеспечивающих восстановление восприятия для тех, кто временно отвлекся;

2) интересный, полный экспрессии, элементов уместного юмора (без жаргона и примитивизма) изложение с использованием всех вспомогательных технических средств удержания внимания слушателей;

3) логический, связный, без отклонений, которые отвлекают внимание от главного, свободный от слов-паразитов изложение, содержание которого неразрывно связано с практикой, быть перспективным;

4) положительное восприятие слушателями личности преподавателя. Важные его вид, настроение, хорошая дикция и лучше владения риторикой без привязанности к конспекту;

5) научная и дидактическая подготовка преподавателя, которая не может быть ниже границы ожиданий студентов. Идеал - сочетание желания преподавать с научным авторитетом, глубокими знаниями, использованием собственного научного наследия и новейших научных достижений;

6) содержание лекции, что коррелировать с другими предметами, а их совокупность - формировать определенную целостность, стимулирует личную учебную активность студента, вызывает желание завершить ознакомление с определенной темой с помощью дополнительных печатных и электронных источников для формирования собственных представлений, мнений, убеждений.

Однако этот комплекс признаков не является неизменным во времени, единым для всех высших учебных заведений. Например, выявлена зависимость относительной важности этих требований от года обучения студентов и дисциплины, которую им предлагает университет или другая высшая школа.

3.Подготовка и использование мультимедийной презентации в ходе чтения лекции.

Социально-экономические условия развития общества на современном этапе расширили и усложнили процесс обучения и воспитания в высших учебных заведениях.

Главной задачей высшей школы является подготовка специалистов к профессиональной деятельности в информационном пространстве современного общества. Умение молодого специалиста активно использовать средства информационных и телекоммуникационных технологий входят в понятие компетентности современного специалиста.

В обществе растет спрос на высококвалифицированных специалистов-универсалов, которые имеют не только специализированную профессиональную подготовку, но и успешно овладевают навыками инновационной, предпринимательской и управленческой деятельности, максимально используют индивидуальные способности.

Современная классическая вузовская лекция сегодня сопровождается мультимедийной презентацией, одной из новых форм реализации дидактического принципа наглядности. «Ориентация на визуальное — как наиболее эффективное — восприятие материала. При построении сценария лекции информационные объекты трансформируются в визуальную форму представления. Подача материала происходит по принципу: «то, что студенту необходимо усвоить, ему необходимо увидеть».

Под термином «мультимедийная лекция» понимается электронное средство обучение, дополняющее речь лектора и совмещающее в себе слайд шоу текстового и графического сопровождения (чертежи, рисунки, эскизы, фотоснимки, и т. д.) с компьютерной анимацией и качественно-численным моделированием изучаемых процессов, визуализированных на экране с помощью видеопроектора, управляемого компьютером.

Актуальность использования мультимедийного оборудования в процессе обучения в вузе сегодня не вызывает сомнения как со стороны преподавателей, так и со стороны студенческой аудитории. Однако грамотное использование современных технических средств в учебном процессе позволяет сделать подачу информации более интересной, запоминающейся и наглядной в демонстрационном плане.

Реализация задач совершенствования образования в высшем учебном заведении требует внедрения новейших методов обучения на всех этапах учебного процесса.

Внедрение в учебный процесс компьютерных учебно-контролирующих систем, которые в силу интерактивности обладают мощными возможностями ветвления процесса познания и позволяющие студенту направления включиться в тему, которая его интересует - это один из наиболее действенных средств повышения эффективности обучения.

Современные компьютерные дидактические программы (электронные учебники, пособия, компьютерные задачники, гипертекстовые информационно-справочные системы- архивы, каталоги, справочники, энциклопедии, программы-тренажеры для тестирования и моделирования и и др.) разрабатываются на основе мультимедиа-технологий, которые возникли на пересечении многих областей знаний.

Основным видом учебной работы в вузе является лекция, которая создает фундаментальную базу знаний студентов по каждой дисциплине, предусмотренной учебным планом.

Активные методы обучения предполагают изменение характера лекционных занятий.

Преподаватель должен учитывать ограничения времени на лекционные занятия и излагает основные понятия курса и дает указания, объяснения относительно материала, который должен быть проработан самостоятельно. В таких условиях для повышения качества и эффективности образования возрастает значение визуализации учебного материала.

Техника мультимедиа дает возможность проведения учебных занятий на принципиально новом уровне. Следующим шагом может быть переход к системам дистанционного образования, который потребует новых технологий переработки информации, ведь механическое перевод материалов в электронный вид не всегда повышает эффективность обучения.

Методические преимущества мультимедиа заключаются в том, что студента легшее заинтересовать и научить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него осуществляется не только информационный, но и эмоциональное воздействие.

Мультимедиа создает мультисенсорное учебную среду. Увеличение числа количества органов чувств, которые задействованы в процессе восприятия информации приводит к росту степени усвоения материала по сравнению с традиционными методами. Так, например, по данным ЮНЕСКО при аудиовосриятии усваивается лишь 12% информации, при визуальном около 25%, а при аудиовизуальном - до 65% информации [8].

Следовательно, одним из самых перспективных образовательных технологий, которая позволяет одновременно задействовать графическую, текстовую и аудиовизуальную информацию при подаче учебного материала, является мультимедийная лекция - презентация. Чередование или комбинирование текста, графики, видео и звукового ряда позволяет привлекать все средства восприятия учеников и представить учебную информацию в максимально наглядной форме. Мультимедийные технологии позволяют за то же время предоставить гораздо больший объем учебного материала, что особенно важно для студентов заочной формы обучения.

Таким образом, обучение с использованием аудиовизуальных средств комплексного представления информации является наиболее интенсивной форме обучения. Учебный материал, дидактически подготовленный специалистами, ориентируется на индивидуальные способности студентов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: