Анализ картины В. А. Серова «Портрет П.П. Кончаловского».




 

 

 

Серов Валентин Александрович (1865–1911)
Портрет Петра Петровича Кончаловского (1839–1904)
1891
Холст, масло

ЕМИИ

 

Валентин Александрович Серов – выдающийся русский художник, увековечивший свое имя как непревзойденный мастер портретной живописи. Его работы отличаются глубокой характеристикой и тонким проникновением в психологию изображенного лица. Наследие и творческие достижения мастера имеют большое значение и влияние на все последующее русское искусство.

Валентин Серов родился в творческой семье. Его отец был композитором и музыкальным критиком, а мать — выдающейся пианисткой. Рано проявивший свое уникальное дарование, мальчик обучался сначала у немецкого художника Кемпинга, а затем у знаменитого живописца Ильи Репина. Позже Репин направил Валентина Александровича в Петербургскую академию художеств, где он занимался в мастерской Чистякова, став одним из самых способных и любимых учеников преподавателя. Все схватывая налету, Серов быстро перерос уровень академии и в 1885 году оставил учебу, не получив диплома.

Творчество Серова раннего периода формировалось под влиянием реалистического искусства Репина и строгой пластической системы Чистякова. Большое воздействие на Серова оказала живопись старых мастеров, виденная им в музеях России и Западной Европы, дружба с М. А. Врубелем, а позже с К. А. Коровиным. Высшими достижениями раннего периода являются портреты-картины «Девочка с персиками» (1887), «Девушка, освещенная солнцем» (1888; обе в Третьяковской галерее).

Уже в ранних работах Валентин Серов ярко раскрыл свое дарование живописца. Его картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» стали свежим и исключительно сильным словом в изобразительном искусстве. При их написании художник искал новые, собственные приемы передачи света и тени, стремился к максимальному сохранению свежести красок «при полной законченности, как у старых мастеров». Оба портрета несут на себе печать романтической одухотворенности, особой возвышенной поэтичности, подчеркнутой ясной и чистой цветовой гаммой.

В этих произведениях Серов, воспевая юность и красоту, видел главную свою задачу в непосредственности восприятия модели и природы и их убедительном пластическом истолковании. С начала 1890-х годов портрет стал основным жанром в творчестве Серова, приобретая новые черты: психологически заостренную характеристику человека и активно выявленное в нем артистическое начало. Отказавшись от многокрасочной, сочной по цвету живописи второй половины 1880-х годов, Валентин Серов теперь предпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов, стал пользоваться более широким мазком, способствующим остроте передачи натуры. Импрессионистические черты в живописи Серова часто сказываются лишь в композиционном построении портрета, характере движения модели портретируемого. Получив широкую известность, Серов был вынужден много работать над заказными, как правило, парадными портретами. В этих правдивых, совершенных по композиции и живописному исполнению произведениях, Серов всё более последовательно использовал линейно-ритмические начала и декоративные цветовые сочетания.
Одним из лучших живописных произведений в собрании ЕМИИ является портрет Петра Петровича Кончаловского, написанный в 1891 году. В этот период Кончаловский готовил издание полного собрания сочинений М.Ю. Лермонтова, для иллюстрирования которого пригласил известнейших художников того времни, в том числе Серова и Врубеля. Каждый из них тогда исполнил по портрету П.П. Кончаловского маслом, которые долгое время находились в семье издателя. В настоящее время портрет кисти Врубеля хранится в Третьяковской галерее, а написанный Серовым – в Екатеринбургском музее.
В 1890-е годы, к которым относится время написания работы, начинается новый период творчества Серова. Импрессионистическая цветность уступает место ограниченной, часто достаточно скупой красочной гамме. Художника привлекают яркие творческие личности, сила таланта которых стимулирует его творческую энергию и позволяет создать выдающиеся портретные образы. Именно таким особенным человеком был Петр Петрович Кончаловский. В его изображении Серов использует минимум выразительных средств, но эти динамичные, свободные, широкие мазки и сдержанная серо-черная цветовая гамма воплощают потрясающе убедительный и точный по характеристике образ литератора-вольнодумца, сильную, благородную увлекающуюся и страстную натуру. Вот как вспоминал один из сыновей Кончаловского: «Влияние отца на людей, особенно молодежь было огромное. И все, что он делал, он делал с большим, горячим темпераментом и не преследовал никогда узких, практических целей». Под обаянием и силой личности модели Валентину Серову удалось сделать один из лучших в своем творчестве портретов деятелей русской культуры.

 

Литература:

1. Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. - Л., 1971.

2. Д.В. Сарабьянов. История русского искусства рубежа веков. - М., 2007.

3. Грабарь И.Э. Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество. - М., 1914.

4. Леняшин В.А. Портретная живопись В.А. Серова 1900-х гг., 2 изд. - Л., 1986.

5. Мамонтов В.С. Воспоминания о русских художниках. - М., 1951.

6. Рерих Н.К. Из литературного наследства. - М., 1974.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: