Формирование опытной науки в новое время. Идея создания «новой науки» (Бэкон, Декарт)




БИЛЕТ № 17.

7 век открывает период в развитии философии, который принято называть философией нового времени. Специфика эпохи ранних буржуазных революций определялась движением более широких народных масс, углублением материальной основы культуры и теми открытиями и достижениями наук, в отношении которых 17 век превзошел все предшествующие. В Новое время ускоренными темпами развивается процесс размежевания между философией и частными науками. Процесс дифференциации не расчлененного ранее знания идет по следующим основным направлениям: 1. Отделение науки от философии. 2. Выделение в рамках науки как целого отдельных частных наук - механики, астрономии, физики, химии, биологии и др. В философии на первый план выходят проблемы теории познания – гносеологии. Наиболее крупными представителями философии и науки XVI-XVII вв. были Н. Коперник, Г. Галилей, И. Ньютон, Ф. Бэкон, Р. Декарт, Д. Локк, Г. Лейбниц и др., которые, как правило, были и выдающимися философами, и крупными естествоиспытателями, и математиками, соединяя эти "ипостаси" в одном лице. Уже в начале XVII в. Ф. Бэкон и Р. Декарт выступи­ли пропагандистами науки, естествознания, которое воз­никло как особый духовный феномен, оформилось и обо­собилось от философии, выработало свои особые мето­ды, принципы и ориентиры. Бэкон и Декарт рассматри­вали науку как такой реальный социально-духовный фе­номен, который существует самостоятельно и по своему методу познания принципиально отличается от традици­онной философии. При этом они не только осмыслива­ли логику развивающегося естествознания, но также были создателями его методов и принципов познания, резко критиковали схоластический метод исследования. Они призывали философов и ученых прислушиваться к фак­там, закономерностям природы. Главную задачу науки они видели в испытании природы, в тщательном анализе предмета исследования и обобщении, объяснении реаль­ных фактов. Согласно Бэкону, научное познание природы возмож­но только на основе опыта, экспериментального метода исследования. И поэтому он подверг сокрушительной критике схоластический метод исследования, который в рассуждении исходил из общих идей, необоснованных, умозрительных положений, пустопорожних абстракций и способствовал разработке неадекватных теоретических за­ключений. Бэкон пытался заложить основы новой философии, цель которой должна выражаться в том, чтобы «сделать разум адекватным материальном вещам». Английский мыслитель одним из первых осознал необходимость реформации разу­ма с целью приспособить его к природе, и для этого пред­ложил критико-рефлексивный метод «очищения разума» от различного вида идолов и призраков. В своей философии Бэкон также разработал новый на­учный метод, который позволял ему концентрировать вни­мание на эмпирических фактах, единичных и особых яв­лениях. Критикуя силлогистическое умозаключение, его связь со схоластическим методом познания, философ обо­сновывал великое познавательное значение индуктивного метода, согласно которому в познании происходит движе­ние от частного к общему. При этом он не только описал схему своей научной индукции, но также пытался дока­зать возможность получения достоверного знания о при­роде посредством индуктивного анализа, обобщения, по­средством метода аналогии и исключения. В ходе обоснования научного знания Декарт обращал внимание на продуктивное значение математического, де­дуктивного метода. Основным недостатком прежней фи­лософии и науки, по его мнению, являлось отсутствие прочных, безусловно истинных начал. Многие принципы и положения, с которых начинала и на что опиралась пре­жняя философия при построении здания науки, не были непосредственно достоверными. Декарт придавал огромное значение ясности и отчет­ливости исходного основоположения научного познания. Действительные основы знания, по его мнению, содер­жатся в названных принципах, которые должны быть не­посредственными знаниями, и по своему характеру не ве­роятными, а безусловно истинными. Такие достоверные знания достаточны для доказательства многих вещей. Вся­кое же расхождение науки с действительностью происхо­дит из-за отсутствия таких истинных знаний. В качестве идеала науки он выдвигал арифметику и гео­метрию, значение которых состоит в том, что в них все вытекает из простых и ясных принципов. Все науки, в том числе и философия, смогут придать своим положениям ха­рактер всеобщности, если будут следовать методам этих наук. Декарт был глубоко убежден, что всякие знания, основан­ные не на таких принципах и началах, являются только ве­роятными, а не достоверными. Знания имеют какую-либо ценность только благодаря тому, что они опираются на не­посредственно очевидные принципы и положения, кото­рые нас обязательно приводят к истинным целям. Кто пользуется в обосновании науки ложными принципами, тот подобен путнику, который все больше удаляется от цели. Философ придавал огромное значение исходным «на­чалам» (принципам) познания. Последние, по его мне­нию, должны быть, во-первых, столь ясны и самоочевид­ны, чтобы при внимательном рассмотрении человеческий ум не мог усомниться в их истинности; во-вторых, позна­ние всего остального должно зависеть от них так, что хотя начала и могли бы быть познаны помимо познания прочих вещей, однако, обратно, эти последние не могли бы быть познаны без знания начал. Следовательно, начала или ос­нования познания выступают у Декарта как «весьма яс­ные», из которых можно вывести все остальное. Главную задачу науки Декарт видит в том, чтобы, оттал­киваясь от относительного, идти к абсолютному, из кото­рого затем последовательно выводить все положения нау­ки. Он считал, что таких абсолютных, ясных и отчетливых понятий в науке и философии очень мало. Даже многие положения математики не выдерживают строгой критики. Главная же задача метода, по Декарту, состоит в выяв­лении простого, абсолютного принципа науки. Можно счи­тать, что метод соблюдается строго, если темные и смут­ные положения науки сводятся к простым и ясным, а затем делается попытка, опираясь на интуицию, восходить по тем же ступеням к познанию всех остальных. Преимущество математической науки философ видит в том, что в ней долгое время самопроизвольно приме­нялся теоретический метод. Декарт был убежден, что этот метод получит свое должное развитие во всех науках, в частности в философии. Он придавал огромное значение открытию безусловно достоверного в философской науке, которая должна содержать в себе первые начала челове­ческого разума и простирать свои задачи на извлечение истин относительно любой вещи, которую нужно предпо­честь всем другим знаниям, предоставленным людям, ибо она является их источником.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: