Задачи для семинара. Антимонопольное право. 2018




 

1. В ходе осмотра помещений ООО "Салина Трейд", проводившегося в рамках внеплановой проверки данного общества, ФАС России был обнаружен документ под названием «Соглашение».

Соглашение было подписано руководителями ЗАО "ТДС", ООО "Велес Групп", ООО "Соль Брянска", ООО "ТДС Ростов", а также Поповым К.В.

В соответствии с разделом 1 Соглашения ООО "Гроссери" должно было отвечать за реализацию соли фасованной до 1 кг в Москве, Московской и Тверской областях.

ЗАО "ТДС" должно было отвечать за реализацию соли, "затаренной крупнейшим потребителям в мешках по 50 - 1500 кг" (Nestle, Unilever, ReckittBenkiser, FritoLays), в Москве и Московской области и по всем видам пищевой соли в ряде регионов России.

ООО "Велес Групп" было назначено ответственным за реализацию соли в Псковской и Новгородской областях.

ООО "Соль Брянска" - в Брянской, Смоленской, Калужской и Орловской областях.

ООО "ТДС Ростов" - в Южном и Северо-Кавказском округах.

В соответствии с разделом 4 Соглашения его стороны, "используя свои возможности через участие в собрании акционеров, советах директоров и будучи руководителями предприятий", приняли на себя обязательства управлять перечисленными в разделах 1, 2, 3 Соглашения предприятиями и договорились не поставлять продукцию в незакрепленный за ними регион без письменного разрешения ответственного за регион предприятия.

В ходе расследования в отношении участников Соглашения было установлено:

1) в ЗАО "ТДС" директором являлся Боголюбов П.А., он же являлся участником данного общества с долей в 85%; в ООО "Велес Групп" генеральным директором являлся Блохин А.Ю., доля ЗАО "ТДС" в УК составляла 60,0%; в ООО "Соль Брянска" директором являлся Журавков О.В., доля ЗАО "ТДС" в УК составляла 90,0%; в ООО "ТДС Ростов" директором являлся Байбаков В.Н., доля ЗАО "ТДС" в УК составляла 90,0%;

2) Попов К.В. являлся Генеральным директором ООО «Гроссери», участниками данного общества являлись: ЗАО "Антверпен" (доля в УК - 97,09%), ООО "Новый центр" (доля в УК 2,21%), Попов К.В. (доля в УК 0,7%).

На заседании Комиссии ФАС России директор ЗАО "ТДС" Боголюбов П.А. пояснил, что исследуемое Соглашение является корпоративным, заключено группой лиц, а Попов К.В. подписал его как физическое лицо в частном порядке.

Кроме того, в ходе расследования было установлено, что Соглашение фактически сторонами не исполнялось.

 

2. Открытое акционерное общество "Международный аэропорт "Шереметьево" является юридическим лицом, его акционерами являются:

- Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (доля участия в уставном капитале - 83,0381%);

- ОАО "Аэрофлот" (доля участия в уставном капитале - 8,9589%);

- ООО "Инвестиционная компания Внешэкономбанка" ("ВЭБ Капитал") (доля участия в уставном капитале - 4,2405%);

- Банк ВТБ (ОАО) (доля участия в уставном капитале - 3,7625%).

ОАО "Шереметьево" решением Правления МАП России от 25.05.98 внесено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте в сфере услуг аэропортов.

Услугами Международного аэропорта Шереметьево пользуются 29 (двадцать девять) иностранных авиакомпаний и 7 (семь) российских авиакомпаний.

Открытое акционерное общество "Аэрофлот - российские авиалинии" оказывает в том числе такие услуги, как авиационные перевозки пассажиров, багажа, грузов, почты по международным и внутренним авиалиниям, с использованием инфраструктуры международного аэропорта Шереметьево. Основным акционером ОАО "Аэрофлот" является Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом РФ (доля участия в уставном капитале - 51,17%).

Как установлено антимонопольным расследованием, между ОАО «Шереметьево» и ОАО "Аэрофлот" заключено Соглашение о стратегическом партнерстве в целях формирования единого подхода к долгосрочному развитию аэропортового комплекса Шереметьево, учитывающего стратегию развития группы "Аэрофлот".

Указанное соглашение содержит, в частности, следующие положения:

I. Согласно п. 2.1.5 Соглашения о стратегическом партнерстве ОАО "Шереметьево" обязуется начиная с расписания "Лето 2013" не выдавать временные слоты Шереметьево российским и иностранным авиакомпаниям (кроме Аэрофлот) позже 30 минут до вылета/прилета и ранее 30 минут после вылета/прилета рейсов Аэрофлот по одним направлениям. При этом указанное условие применяется в отношении не более 2 рейсов Аэрофлота (время разрыва между которыми составляет не менее 70 минут) в день по каждому направлению.

II. Согласно п. 2.1.6 Соглашения о стратегическом партнерстве ОАО "Шереметьево" обязуется обеспечить изменение специализации терминалов Южного аэровокзального комплекса аэропорта Шереметьево таким образом, что терминал D будет использоваться только для международных рейсов, а терминал F будет полностью перепрофилирован на обслуживание исключительно внутренних рейсов. В соответствии с пояснениями ОАО "Шереметьево", в связи с этим, возникнет необходимость перевода ряда авиакомпаний (кроме Аэрофлота) между терминалами D и F в зависимости от вида осуществляемых рейсов.

III. Согласно п. 2.1.7 Соглашения о стратегическом партнерстве ОАО "Шереметьево" обязуется обеспечивать выполнение необходимого количества взлетно-посадочных операций (ВПО) в объеме не менее 45 ВПО в час в целях обеспечения производственной программы Аэрофлота в соответствии с сезонным расписанием в соответствии с техническими возможностями аэродрома и воздушного пространства. Согласно пояснениям ОАО "Шереметьево" предельная техническая возможность аэропорта по обеспечению взлетно-посадочных операций составляет 52 ВПО/час при условии одновременного использования ВПП и коэффициента сцепления не менее 0,4.

IV. Согласно п. 2.1.11 Соглашения о стратегическом партнерстве ОАО "Шереметьево" обязуется принимать решения об изменении в терминалах аэропорта конфигурации, местонахождения площадей, необходимых для размещения и обслуживания пассажиров, только по предварительному согласованию с органами управления Сторон.

ОАО "Шереметьево" и ОАО "Аэрофлот" привели доводы об отсутствии в действиях ответчиков нарушения антимонопольного законодательства по причине наличия п. 6.6 Соглашения о стратегическом партнерстве, который предусматривает, что «положения Соглашения, которые противоречат действующему законодательству, применению не подлежат».

 

3. Между Правительством Республики Саха (Якутия) и ОАО АК "АЛРОСА" заключен договор о социально-экономическом развитии Республики Саха (Якутия). Пункт 2.15 договора предусматривает обязательства сторон вести единую политику по поддержке и развитию алмазно-гранильной отрасли Республики Саха (Якутия), по стабильному обеспечению алмазным сырьем алмазогранильных заводов, осуществляющих производственную деятельность на территории Республики Саха (Якутия), и по развитию алмазно-бриллиантового комплекса Республики в целом.

Из редакции пункта 2.15 договора следует, что стороны договорились вести единую политику по следующим направлениям:

- по поддержке и развитию алмазогранильной отрасли Республики Саха (Якутия);

- по стабильному обеспечению алмазным сырьем алмазогранильных заводов, осуществляющих производственную деятельность на территории Республики Саха (Якутия);

- по развитию алмазно-бриллиантового комплекса Республики в целом.

Реализация единой политики в указанных сферах отнесена к полномочиям Алмазного совета при Президенте Республики Саха (Якутия).

Частью 2 статьи 10 Закона Республики Саха (Якутия) "О государственном регулировании отношений в сфере деятельности алмазообрабатывающей промышленности" установлено, что Алмазный совет при Президенте Республики Саха (Якутия) совместно с Ассоциацией производителей бриллиантов Республики Саха (Якутия) в соответствии с результатами деятельности субъектов алмазообрабатывающей промышленности ежегодно формирует и представляет в Правительство Республики Саха (Якутия) пакет заявок на алмазное сырье, который является основанием для удовлетворения потребности субъектов производства бриллиантов и субъектов производства продукции и изделий из природных алмазов на предстоящий год.

На заседании Алмазного Совета при Президенте Республики Саха (Якутия), которое состоялось 6 мая 2011 г., была согласована рекомендация АК "АЛРОСА" (ЗАО) по распределению алмазного сырья (распределение лотов) среди гранильных предприятий, осуществляющих деятельность на территории Республики Саха (Якутия), а именно:

N п/п Предприятие лотов в месяц
1. ООО НПК "ЭПЛ Даймонд"  
2. ООО "ДДК"  
3. ООО "Кристал-99" 1,5
4. ГУП "Комдрагметалл РС (Я)"  
5. ООО "Якутская Алмазная Компания" 1,5
6. ООО "Туналгы"  
7. ООО "Покуровский гранильный завод"  
  Итого:  

ГУП "Комдрагметалл Республики Саха (Якутия)" представлены сведения о приобретении алмазного сырья в 2011 г., из которых следует, что поставщиками алмазного сырья являлись ОАО АК "АЛРОСА" и Гохран России. При этом, с ОАО АК "АЛРОСА" в течение 2011 года заключено 44 договора, с Гохраном России 2.

ОАО "Саха Даймонд" представлены сведения о приобретении алмазного сырья в 2011 г., из которых следует, что основным и единственным поставщиком является ОАО АК "АЛРОСА". Общество претензий, замечаний или возражений к решениям по распределению алмазного сырья АК "АЛРОСА" и решениям и рекомендациям Алмазного совета при Президенте Республики Саха (Якутия) не имеет.

ООО "Чорон Даймонд" в ответ на запрос антимонопольного органа представлены сведения о том, что в 2011 г. Алмазный совет при Президенте Республики Саха (Якутия) рекомендаций на приобретение алмазного сырья в ОАО АК "АЛРОСА" не давало. Возможности прямой покупки алмазного сырья в ОАО АК "АЛРОСА" у общества не имеется. Заявки на приобретение алмазного сырья ОАО АК "АЛРОСА" не рассматриваются.

Согласно Приказу МАП России от 7 мая 2001 N 460 "О включении в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов", товарный рынок "алмазы" является федеральным, а ОАО АК "АЛРОСА" включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов в границах Российской Федерации.

При рассмотрении дела представитель Правительства Республики Саха (Якутия) пояснил, что решения Алмазного совета при Президенте Республики Саха (Якутия) не являются для ОАО АК "АЛРОСА" обязательными и носят рекомендательный характер.

Согласно представленным ОАО АК "АЛРОСА" сведениям, 79,2% от общего объема алмазного сырья, реализованного в 2011 г., приходится на экспорт. Оставшиеся 20,7% обращаются на товарном рынке в Российской Федерации. Из оставшихся 20,7% объема алмазного сырья, обращающегося на товарном рынке в Российской Федерации, 9,7% приходится на продажи в Республике Саха (Якутия). Как следует из объяснений ОАО АК "АЛРОСА", возможность приобретения алмазного сырья указанными способами имеется у любых хозяйствующих субъектов, фактически в Якутии осуществляется продажа незначительной части алмазного сырья.

 

4. Некоммерческое партнерство "Национальная Ассоциация по реструктуризации и несостоятельности» (далее – партнерство, СРО) включено в государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и действует на основании ряда документов, таки как устав, стандарты и правила профессиональной деятельности арбитражных управляющих, положение о дисциплинарном комитете, положение об аккредитации. Членами партнерства являются арбитражные управляющие, а также учредители партнерства.

В силу пункта 2.1 устава целями деятельности партнерства являются:

- регулирование и обеспечение деятельности его членов - арбитражных управляющих;

- защита прав и профессиональных интересов членов партнерства;

- обеспечение повышения профессионального роста каждого члена партнерства.

Как следует из пункта 8.2 устава СРО, члены партнерства обязаны при выполнении своих полномочий в качестве арбитражных управляющих использовать услуги только организаций и лиц, имеющих аккредитацию партнерства.

Пунктом 2.10 стандартов и правил профессиональной деятельности предусмотрено, что член партнерства может пользоваться услугами только аккредитованных при партнерстве организации и аттестованных специалистов (оценщики, аудиторы и т.д.).

Согласно положению о дисциплинарном комитете за заключение арбитражным управляющим договора с консалтинговой, страховой, оценочной организацией, не имеющей аккредитации в партнерстве, предусмотрено привлечение к ответственности в виде штрафа в размере 24% от суммы договора, но не менее 5000 рублей.

Согласно пункту 1.4 положения об аккредитации аккредитация юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) проводится в целях обеспечения гарантированного высококвалифицированного сопровождения деятельности арбитражных управляющих - членов партнерства. Согласно пунктам 1.2, 2.1. этого же положения, при Партнерстве могут быть аккредитованы только юридические лица (индивидуальные предприниматели), являющиеся членами консорциума "ВАВИЛОН". К заявлению на получение аккредитации должен быть приложен документ, подтверждающий членство в консорциуме "ВАВИЛОН".

Как следует из пункта 5.1.1. положения о членстве консорциума "ВАВИЛОН", утвержденного решением совета директоров, каждый член консорциума уплачивает следующие взносы:

- вступительный членский взнос в размере 30000 рублей;

- ежемесячный взнос в размере 1000 рублей в месяц;

- процент от дохода в размере 12% от договоров с арбитражными управляющими - членами СРО.

При проведении антимонопольного расследования представитель Партнерства пояснил, что в соответствии со статьёй 22 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" саморегулируемой организации арбитражных управляющих предоставлено право проводить аккредитацию лиц, привлекаемых арбитражными управляющими для обеспечения исполнения возложенных на них обязанностей в деле о банкротстве за счет средств должника. При проведении процедуры банкротства существует вероятность причинения убытков должнику либо его кредиторам действиями лиц, привлекаемых арбитражными управляющими, в силу чего качество предоставляемых такими лицами услуг, их деловая репутация должны проверяться и официально подтверждаться. Получить аккредитацию может любое лицо, желающее оказывать услуги по сопровождению процедуры банкротства. Аккредитация проводится бесплатно. Консорциум "ВАВИЛОН" осуществляет проверку качества услуг, наличие опыта оказания соответствующих услуг, добросовестности и надежности, а также контроль за качеством услуг, оказываемых организациями – членами консорциума.

 

5. Заказчиком на сайте www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение о проведении открытого запроса предложений: «Услуги юридических консультантов по защите интересов ООО «Горэнергосбыт» по спорам о взыскании задолженности». Запрос предложений осуществлялся в соответствии с Законом о закупках № 223-ФЗ. Условиями запроса установлено требование о наличии у участника положительного опыта оказания юридических услуг энергосбытовым организациям (представить в составе заявки копии договоров и иных документов, подтверждаемый опыт). Кроме того, участник должен занимать не ниже 25 места среди региональных компаний в разделе «Топ-50 по размеру выручки» рейтинга юридических компаний «ПравоRU-300» 2017 года, составленный правовым порталом «ПравоРу».

ООО «Егоров и партнеры» заявку на участие в закупке не подало, однако обратилось в адрес Свердловского УФАС России с жалобой на действия ООО «Горэнергосбыт» при проведении указанного запроса предложений. Заявителем были оспорены вышеуказанные требования закупочной документации. В качестве основания для подачи жалобы в антимонопольный орган были указаны доводы о наличии в действиях организатора торгов нарушений Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

 

6. В соответствии с протоколом о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, победителем аукциона признан индивидуальный предприниматель Сергеев П.В. По результатам аукциона с победителем заключен договор аренды лесного участка для рекреационных целей.

Антимонопольный орган обратился в суд с требованием о признании проведенных торгов недействительными, указав, что в размещенном на сайте torgi.gov.ru извещении о проведении торгов не содержались сведения о том, что на лесном участке находятся принадлежащие Сергееву П.В. незаконно установленные строения, которые не снесены и не демонтированы.

По мнению антимонопольного органа, в силу этого извещение о торгах содержит не соответствующие действительности сведения о предмете торгов, что ввело в заблуждение потенциальных добросовестных участников аукциона, и ограничило конкуренцию, в связи с чем имеются признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции. Наличие же у победителя торгов Сергеева П.В. достоверной информации относительно предмета торгов (о существовании самовольных построек на участке лесного фонда), а также сам факт принадлежности ему таких строений, по мнению истца, предоставили указанному лицу необоснованное преимущество при участии в торгах по сравнению с иными потенциальными участниками, что свидетельствует о нарушении также пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: