Методические рекомендации по подготовке
Часть 1
1. Рекомендации учителей, преподающих иностранный язык. Из опыта работы.
Общие рекомендации
- познакомить учащихся со структурой экзаменационной работы
- познакомить учащихся с форматом заданий, обращая внимание на временные ограничители;
- проанализировать содержание инструкции к каждому заданию, формат задания и критерии оценивания;
- пошагово выполнять задания с последующей проверкой, самопроверкой, взаимопроверкой.
Стратегия выполнения конкретных заданий
Чтение вслух:
- внимательно прочитать текст задания, обращая внимание на временные ограничители;
- внимательно прочитать текст про себя, обращая внимание на сложные для чтения слова, продумать расстановку пауз.
Монологическое высказывание:
- внимательно прочитать текст задания, обращая внимание на выделяемые элементы содержания, пункты плана, объем монолога;
- строить высказывание в соответствии с данным в задании планом;
- продумать план ответа: вступление (о чем будет высказывание), основная часть (раскрытие всех аспектов, данных в задании), заключение (подведение итога сказанному, выражение своего мнения);
- продумать ключевые фразы каждого пункта;
- при необходимости дать развернутую аргументацию;
- стараться не давать избыточной информации, которая не обозначена в пунктах;
- дать развернутые ответы на дополнительные вопросы, заданные экзаменатором.
Примерная тематика монологических высказываний:
Социально-бытовая сфера общения: общение в семье и школе, межличностные отношения с друзьями и сверстниками;
Социально-культурная сфера: досуг и увлечения молодежи, родная страна, выдающиеся люди, природа и проблемы экологии, здоровый образ жизни;
|
Учебно-трудовая сфера: проблема выбора профессии, роль языка.
Диалог:
- внимательно прочитать текст задания, обращая особое внимание на предлагаемую ситуацию общения, ограничители, объем диалога;
- сообщать запрашиваемую информацию.
2. Подготовка к устному собеседованию по русскому языку
Чтобы приступить к подготовке, необходимо с помощью технического специалиста школы установить на рабочем компьютере звукозаписывающую программу.
Придерживаться следующего алгоритма действий.
Во-первых, прочитать инструкцию по выполнению заданий.
Устное собеседование по русскому языку состоит из четырёх заданий.
Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку 2 минуты.
В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнивего высказыванием. Время на подготовку – 1 минута.
В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенныхвариантов беседы: описание фотографии, повествование на основежизненного опыта, рассуждение по однойиз сформулированных проблем.
Время на подготовку – 1 минута.
В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по темепредыдущего задания.
Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) – 15 минут.
Всё время ответа ведётся аудио- и видеозапись.Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, старайтесьговорить ясно и чётко, не отходить от темы и следоватьпредложенномуплану ответа. Так Вы сможете набрать наибольшее количество баллов.
|
Во-вторых, проанализировать рекомендуемый порядок проведения собеседования
№ | Действия собеседника- экзаменатора | Действия учащихся | Время |
Приветствие ученика. Знакомство. Короткий рассказо содержании экзамена | 1 мин | ||
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА | |||
Предложить учащемуся познакомиться с текстом для чтения вслух. Обратить внимание на то, что ученик будет работать с этим текстом, выполняя задания 1 и 2. | |||
За несколько секунд напомнить о готовности к чтению. | Подготовка к чтению вслух. Чтение текста про себя. | 2 мин. | |
Слушание текста. Эмоциональная реакция на чтение ученика. | Чтение текста вслух | 2 мин. | |
Переключение ученика на другой вид работы. Объяснить, что ученик имеет право пользоваться записями, сделанными во время подготовки к пересказу, а также дополнительной информацией, необходимой для выполнения задания 2. | Подготовка к пересказу с привлечением дополнительной информации | 1 мин | |
Забрать у ученика исходный текст. Слушание пересказа. Эмоциональная реакция на пересказ ученика. | Пересказ текста с привлечением дополнительной информации. | 3 мин. | |
Забрать у ученика материалы, необходимые для выполнения задания 1 и 2. Объяснить, что задания 3 и 4 связаны тематически и не имеют отношения к тексту, с которым работал ученик при выполнении заданий 1 и 2. Предложить обучающемуся выбрать вариант темы беседы и выдать ему соответствующую карточку. | |||
МОНОЛОГ | |||
Предложить ученику ознакомиться с темой монолога. Предупредить, что на подготовку отводится 1 минута, а высказывание не должно занимать более 3 минут. | |||
Подготовка к ответу | 1 мин. | ||
Слушать устный ответ. Эмоциональная реакция на ответ. | Ответ по теме выбранного варианта. | 3 мин. | |
ДИАЛОГ | |||
Задать вопросы для диалога. Экзаменатор-собеседник может задать вопросы, отличающиеся от предложенных в экзаменационных материалах. | Вступает в диалог. | 3 мин. | |
Эмоциональная поддержка ученика. |
|
Рабочая группа пришла к выводу, что подготовка должна идти в 3 направлениях: ученик, собеседник (не учитель русского языка и литературы), экзаменатор (учитель русского языка и литературы, не преподающий в данном классе).
3. Задание 1. Чтение текста вслух. Информация для ученика.
Алгоритм подготовки к выразительному чтению
1.Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь представить то, о чём в нём говорится.
2.Определите тему, основную мысль, основной тон высказывания.
3.Подумайте, с какой целью вы будете читать этот текст, в чём будете убеждать своих слушателей.
4.Обращайте внимание на знаки препинания: они указывают на места логических пауз и их длительность.
5.Найдите слова, на которые падает логическое ударение.
6.Прочитайте предложенный отрывок про себя, разделив каждое предложение на смысловые отрезки, чтобы при чтении вслух использовать правильную интонацию.
7.Прочитайте текст сначала шёпотом, а потом вслух.
8.Не торопитесь при чтении текста, выдерживайте средний темп речи.
В открытом банке оценочных средств по русскому языку в разделе «Говорение» есть тексты, которые можно использовать в качестве тренировочных. Например,