Лит-миры большие и малые




 

Неоднократно сталкивался с одной очень интересной проблемой или скорее особенностью (которая порой становится проблемой) в произведениях фантастов. То есть, авторов, пишущих о выдуманных вселенных и, соответственно, эти вселенные создающих.

Фантастика и фентези, как два почти что противоположных жанра, тяготеют к одной и той же проблеме в опять же противоположных проявлениях. Это – неадекватное восприятие автором размеров собственного сэттинга.

Напомню, что «неадекватное» - это вовсе не «истерически-непредсказуемое», как это слово принято теперь понимать благодаря интернет-общению. Неадекватное восприятие лит-вселенной – это то есть восприятие, не соответствующее, несоразмерное логическим внутре-сэттинговым реалиям.

Сейчас объясню на простых примерах.

Часто ли вы сталкивались с выражениями типа «Планета такая-то воюет с планетой такой-то», а то и ещё шире – «Галактика Андромеда против Галактики Млечный Путь»? Не хило так замахнулись на сотни тысяч световых лет в поперечнике, да?;)

Не менее странно выглядит и описание какой-то небольшой части континента или острова как «мира». Соответственная обрезанная по краям карта прилагается.

Вышеописанным грешат фантастика и фентези соответственно.

Фантасты чрезмерно «глобалят», а «фентезисты» утыкаются носом в небольшой клочок земли и игнорируют окружающее пространство.

И то, и другое, с моей сугубо индивидуальной точки зрения не есть хорошо и не полезно для литературного мира.

Это лишает его живости, выпуклости, реалистичности, если хотите.

Ну сами посудите, если бы Земля начала воевать допустим с Марсом – то австралийские аборигены воевали бы вместе с американцами и китайцами? Очень сомневаюсь. Думаю, что они бы даже не узнали о том, что над ними где-то там в небе взрываются космические корабли.

А если, например, вы вспомните, как в детстве ваш мир во время летних каникул у бабушки на даче ограничивался Великим Лесом с одной стороны и Болотом - с другой, то сейчас очевидно, что там было ходу от силы пара часов неспешным шагом.

Про мои романы кибер-сэттинга частенько говорят – «Мир киборгов». Но это не так! Я просто описываю большей частью будни киборгов Империи. И Империя – это далеко не весь мир, хоть и самое большое государство на Земле в далёком будущем, и киборгов не больше чем у нас представителей элитных военных подразделений. Ну вот если например инопланетянин прочитает роман про какого-нибудь спецназовца – он по такой логике должен будет думать, что Земля заселена спецназовцами, а жизнь землянина состоит из постоянных перестрелок и погонь.

Но ведь наша жизнь гораздо шире и разнообразнее, не так ли?

Подобной глобальности не хватает фентезистам.

Зато фантасты никак не могут остановиться, и раздувают сэттинги до масштабов вселенных. Вселенных! Забывая о том, что, например, на Земле даже города в масштабах отдельно взятой страны могут довольно сильно отличаться. А уж как отличаются джунгли Амазонки от Тибетских гор… Зачем такие громадные масштабы, если упомянута будет скорее всего небольшая площадка для посадки какого-нибудь космолёта?

А кроме того, не стоит забывать, что один и тот же мир может довольно сильно отличаться и с течением времени.

Итого, стоит постоянно помнить о том, что немецкий солдат Второй Мировой отличается от самурая времён Токугавы в той же мере, как некоторые расы в фентези. А ведь это одна и та же планета! Просто разные её времена и разные места.

Собственно, почему же тогда авторы любят во всю ширь неудержимого воображения упоминать воюющие друг с другом вселенные или, напротив, расписать на тридцать томов эпичные битвы одного племени эльфов с одним племенем людей на отдельно взятом острове, гордо назвав свой цикл «Хрониками Бурбурлянда», как будто это целый мир?

Кстати, часто как фантасты, так и фентези-авторы совершенно забывают о том, что просто с течением времени мир обязан как-то изменяться. 80-е очень сильно отличаются от 90-х, например.

Но в «Звёздных Войнах» не чувствуется течения времени (только меняются лица персонажей, которые в одной части франшизы могут быть моложе, чем в другой).

У Толкиена, например, всё застыло в вечном волшебном средневековье. Ну ладно, эльфы – они очень долго живут и потому их цивилизация может развиваться очень медленно и отличаться крайней консервативностью. Но люди-то или хоббиты? Где тяга к развитию? Наверняка «маложивущие» расы в силу особенностей сознания изобрели бы и паровые двигатели, и атомную бомбу, и лазерное оружие за пару веков. Однако Толкиен описывает столетия, а воз истории и цивилизации и ныне там.

Но именно поэтому его мир и узнаваем!

Каждому сэттингу нужна фишка. Это должен быть стройный, запоминающийся, предсказуемый мир со своими строго ограниченными особенностями. Чтобы читатель подсознательно узнавал этот мир, чтобы в его мозгу всплывала картинка. Сказали «Звёздные Войны» - вот вам звездолёты и лазерные мечи (а не дубинки или стрелы с копьями). Сказали «Средиземье» - и вот вам благолепные эльфы в кельтских узорах. А не в бронежилетах.

А если уж какой-то автор пишет об эльфах в бронежилетах, то они, бедняги, будут вынуждены носить эти бронежилеты вечно.

С одной стороны, это может быть и верно…

Вот называют мой сэттинг «Миром киборгов», а между тем на одной из планет-колоний вообще техно-магия и ни одного киборга. Да и на самой Земле были времена без киборгов. В конце концов, вместе с киборгами сосуществуют и обычные люди, а в некоторых странах киборгов нет вообще. Так что ж тогда получается? Какой этот мир? Мир чего? Мир кого?

Лично я вижу выход в раскручивании имени автора или же в том, чтобы чётко разделять все «сериалы» в рамках одного и того же мира, насколько громадным он ни был бы.

Цикл такой-то, цикл сякой-то, хроники этих, хроники тех.

Но всё это вместе – один громадный и, самое главное, разнообразный мир!

Если одна галактика похожа на другую как две капли воды, то зачем плодить сущности?

Ужми такой «разбавленный» сэттинг до одной планеты. Вон на одной-единственной Земле какая веселуха!

Если же «лит-вселенная» ярка и разнообразна, но при этом совершено не известно, что там, за Старым Лесом – то не стоит ли это дописать? Хотя бы для самого себя, для лучшего понимания собственной лит-вселенной. Да и заодно «на вырост» для гипотетического нового цикла.

Или для какого-нибудь другого автора, у которого всё веселье кипит в рамках отдельно взятого островка.

Согласитесь, очень интересно как для автора, так и для обитателей созданного им мира, узнать, что, оказывается, за Старым Лесом – море, а в море – тот самый остров другого автора.

Так что не плодите сущности!

Расширяйтесь, добавляйте деталей, объединяйте ваши сэттинги и не глобальте чрезмерно.

И будет вам счастье.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: