Упражнения с многозначными словами




СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

 

Методика развития речи на лексическом уровне

Уточнение словаря

Работа с синонимами – наиболее важная область словарной работы. Лексическое богатство языка в значительной степени обеспечивается его синонимикой.

Синонимы – это слова одной части речи, обозначающие одно и то же явление действительности.

Примеры упражнений с синонимами

1. Предлагается список слов, относящихся к одной части речи. В списке две синонимические группы и одно-два «конфликтных» слова. Задание состоит в том, чтобы из этого списка выписать или вычленить устно эти группы:

бежит, глядит, спит, лечится, смотрит, несется, глаз не сводит.

2. Расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-либо признака (градация синонимов): огромный, гигантский, большой. Затем с этими словами составляются предложения, позволяющие уточнить значения каждого слова.

3. Подбор синонимов к данному слову. Затем со всеми словами составленного ряда составляются предложения.

4. Замена синонима в предложении. Включаются поочередно разные синонимы и определяется, в чем различие значений этих слов. (Воробьи уселись на крышу и весело (пели, щебетали, чирикали)

5. Выбор наиболее точного слова из двух-трех синонимов.

6. Найди лишнее слово: собака, щенок, песик, котик; глубокий, печальный, унылый, грустный.

7. Установите соответствие между словами-синонимами.

8. Заменить одним словом фразеологизм: бить баклуши – бездельничать

 

*Антонимы – слова с противоположным значением. Они используются в речи для контраста, для построения антитезы. Контрастные картины, поставленные рядом, воспринимаются ярче.

Примеры упражнений с антонимами

1. Подбор антонимов к данным словам:

тьма - …………… холодный - ……………

2. Составление предложений с антонимами, точнее – с парами антонимов;

3. Учитель называет слова, а учащиеся подбирают к ним антонимическую пару. Приходят к выводу, что не к каждому слову можно подобрать пару.

4. Замена антонима в предложении:

Заяц бегает быстро. Черепаха ползает ……………

5. Продолжение начатого предложения с антонимами:

В поле холодно, а в беличьем домике ……………

6. Подбор антонимов к многозначным словам:

свежий хлеб - …………… хлеб

свежий ветер - ………… ветер

7. Сравнить предметы по разным признакам и составить антонимические пары:

перец – мед; река-ручей; уголь-мел

8. Составление параллельных синонимических рядов:

старый, ветхий – новый, крепкий

Упражнения с многозначными словами

1. Подобрать слова, которые имели бы по 2-3 значения; на каждое значение составить предложения. Объяснить значения слов.

2. Сравнить значения слов в сочетаниях:

Идут часы – идут дети – идёт строительство.

3. Подобрать близкие по смыслу слова (синонимы) к каждому значению данных слов:

сырой картофель - …………

сырая земля - …………………

4. Подобрать противоположные по смыслу слова (антонимы) к каждому значению данных слов.

сырой песок - ……………………

сырой картофель - ……………

5. Распределить в два столбика слова: однозначные и многозначные.

 

Омонимы

омофоны омоформы

(гриб-грипп) (три - числ.; три – гл.)

(лиса-леса) (косой – чем; косой – какой)

омографы

(замок – замок)

Омонимы: Многозначные слова: Слово

- слово 1

- слово 2 1 2 3

банка – скамья банка – мед. предмет

банка – мед. предмет банка – тара

коса – прическа кисть- рука

коса – инструмент кисть – инструмент для рисования

кисть винограда

заяц – животное

заяц – безбилетный пассажир

паронимы – человечный-человеческий;

  значение форма
синонимы + _
омонимы _ +
паронимы +_ +_

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!