СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Методика развития речи на лексическом уровне
Уточнение словаря
Работа с синонимами – наиболее важная область словарной работы. Лексическое богатство языка в значительной степени обеспечивается его синонимикой.
Синонимы – это слова одной части речи, обозначающие одно и то же явление действительности.
Примеры упражнений с синонимами
1. Предлагается список слов, относящихся к одной части речи. В списке две синонимические группы и одно-два «конфликтных» слова. Задание состоит в том, чтобы из этого списка выписать или вычленить устно эти группы:
бежит, глядит, спит, лечится, смотрит, несется, глаз не сводит.
2. Расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-либо признака (градация синонимов): огромный, гигантский, большой. Затем с этими словами составляются предложения, позволяющие уточнить значения каждого слова.
3. Подбор синонимов к данному слову. Затем со всеми словами составленного ряда составляются предложения.
4. Замена синонима в предложении. Включаются поочередно разные синонимы и определяется, в чем различие значений этих слов. (Воробьи уселись на крышу и весело (пели, щебетали, чирикали)
5. Выбор наиболее точного слова из двух-трех синонимов.
6. Найди лишнее слово: собака, щенок, песик, котик; глубокий, печальный, унылый, грустный.
7. Установите соответствие между словами-синонимами.
8. Заменить одним словом фразеологизм: бить баклуши – бездельничать
* Антонимы – слова с противоположным значением. Они используются в речи для контраста, для построения антитезы. Контрастные картины, поставленные рядом, воспринимаются ярче.
|
Примеры упражнений с антонимами
1. Подбор антонимов к данным словам:
тьма - …………… холодный - ……………
2. Составление предложений с антонимами, точнее – с парами антонимов;
3. Учитель называет слова, а учащиеся подбирают к ним антонимическую пару. Приходят к выводу, что не к каждому слову можно подобрать пару.
4. Замена антонима в предложении:
Заяц бегает быстро. Черепаха ползает ……………
5. Продолжение начатого предложения с антонимами:
В поле холодно, а в беличьем домике ……………
6. Подбор антонимов к многозначным словам:
свежий хлеб - …………… хлеб
свежий ветер - ………… ветер
7. Сравнить предметы по разным признакам и составить антонимические пары:
перец – мед; река-ручей; уголь-мел
8. Составление параллельных синонимических рядов:
старый, ветхий – новый, крепкий
Упражнения с многозначными словами
1. Подобрать слова, которые имели бы по 2-3 значения; на каждое значение составить предложения. Объяснить значения слов.
2. Сравнить значения слов в сочетаниях:
Идут часы – идут дети – идёт строительство.
3. Подобрать близкие по смыслу слова (синонимы) к каждому значению данных слов:
сырой картофель - …………
сырая земля - …………………
4. Подобрать противоположные по смыслу слова (антонимы) к каждому значению данных слов.
сырой песок - ……………………
сырой картофель - ……………
5. Распределить в два столбика слова: однозначные и многозначные.
Омонимы
омофоны омоформы
(гриб-грипп) (три - числ.; три – гл.)
(лиса-леса) (косой – чем; косой – какой)
омографы
(замок – замок)
Омонимы: Многозначные слова: Слово
|
- слово 1
- слово 2 1 2 3
банка – скамья банка – мед. предмет
банка – мед. предмет банка – тара
коса – прическа кисть- рука
коса – инструмент кисть – инструмент для рисования
кисть винограда
заяц – животное
заяц – безбилетный пассажир
паронимы – человечный-человеческий;
значение | форма | |
синонимы | + | _ |
омонимы | _ | + |
паронимы | +_ | +_ |