Игра «Какой предмет издает такой звук?»
Игра «Шумовые коробочки». Предлагаются 5 пар одинаковых коробочек с разными наполнителями (песок, скрепки, крупа, бумажные шарики, мелкие камешки). Ребенок выбирает одинаково звучащие коробочки.
Задача. Развивать умение различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
Задания и упражнения
Игра «Угадай, кто позвал «Ау»? Ребенок-водящий определяет, кто из играющих кричит «Ау!»
Игра «Где гудит пароход?» Звук [у] произносится длительно и тихо (пароход далеко) или длительно и громко (пароход близко).
Игра «Кто сказал „мяу"?» («Кто сказал „му-у"?», «Кто сказал „бе-е"?»). Логопед произносит звукоподражание то низким, то высоким голосом. Ребенок показывает картинку с изображением животного или его детеныша.
Фонематическое восприятие
Задача. Формировать умение различать слова, близкие по звуковому составу.
Задания и упражнения
Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши (поднять зеленый кружок), если он услышит правильное название того, что изображено на картинке.
Цепочка слов: вакон — фагон — вагон — вагом — факон — вагон.
На наборном полотне выставляются картинки с изображениями, названия которых звучат очень похоже: рак, мак, лак, бак, со/с, сук, дам, ком, коза, коса и др. Ребенку предлагается отобрать названные картинки.
Задачи: формировать умения: 1) отвечать на вопросы, поставленные к несложным сюжетным картинкам; 2) подбирать названия предметов к названным действиям.
Задания и упражнения
1. Вопросы: «Кто (что) это? Что (он, она) делает?» Ответы «Папа. Папа сидит (идет, стоит)». «Девочка. Девочка прыгает (плачет, читает)». «Мама. Мама шьет (варит, гладит, пишет, читает)».
|
2. Игра «Кто быстрее принесет картинку?» На столе разложены картинки с изображениями действий (девочка читает, кошка сидит и др.). Логопед выбирает двух детей. Затем четко произносит, кому какую картинку принести. Отдавая картинку, дети отвечают на вопросы: «Кто (что) это?», «Что он (она) делает?»
Глаголы: идет, стоит, сидит, бежит, прыгает, висит, летит, едет, читает.
Ребенку предлагается из предметных картинок, на которых изображены собака, девочка, кошка, паровоз, мальчик: а) отобрать того, кто умеет читать; б) найти в комнате, что висит, что стоит, а что летит; в) посмотреть на улицу и сказать, кто идет, кто (что) едет, а кто бежит.
Самостоятельная речь
Задачи: формировать умения: 1) употреблять возвратную форму глаголов 3-го лица единственного числа настоящего времени; 2) различать вопросы «Что делает?» («Что делают?») и давать ответы на поставленные вопросы с правильным оформлением грамматической формы слова; 3) сопоставлять грамматические формы одних и тех же глаголов: повелительного наклонения 2-го лица единственного числа и изъявительного наклонения 3-го лица единственного числа настоящего времени; 4) договаривать слова, словосочетания в разучиваемых стихотворениях.
Задания и упражнения
1. Мальчик (девочка) моется, купается, катается, качается, одевается, раздевается, обувается, умывается, вытирается, причесывается.
2. Мальчик идет — мальчики идут.
Мальчик бежит — мальчики бегут.
Девочка стоит — девочки стоят.
Мальчик спит — дети спят.
|
Девочка поет — дети поют.
3. Логопед предлагает одному из детей отдать команду другому ребенку что-либо выполнить. Например: «Коля, дай команду Тане: „Таня, спи". Другой ребенок констатирует: «Таня спит».
4. Дети самостоятельно договаривают строки стихотворения.
Дождик, дождик —... (кап да кап!)
Мокрые дорожки. Нам нельзя... (идти гулять),
Мы промочим... (ножки).
Светит солнышко... (в окошко),
Светит в нашу... (комнатку).
Мы захлопаем... (в ладошки),
Очень рады... (солнышку).
Я люблю... (свою лошадку),
Причешу ей шерстку... (гладко),
Гребешком... (приглажу хвостик)
И верхом... (поеду в гости).
Задачи: упражнять: 1) в произнесении заданного количества одинаковых слов и выполнении соответствующего количества движений; 2) в последовательной смене слов и движений.
Задания и упражнения
1. Ребенок на носках легко ступает по разложенным на полу листочкам-«черепицам» и произносит слова «топ-топ-топ».
Кто там топает по крыше?
Топ-топ-топ.
Чьи шаги всю ночь я слышу?
Топ-топ-топ.
Я теперь усну едва ли.
Топ-топ-топ.
Может, кошек подковали?
Топ-топ-топ.
2. Ребенок произносит выделенные слова и выполняет характерные действия.
Дождик-дождик… Указательными пальцами стучит по столу
Кап-кап.
И по грядкам… По столу стучит всеми пальцами
Тяп-тяп.
И по дорожке… Указательными пальцами стучит по столу
Топ-топ.
И по лужам… Ладошками шлепает по столу
Шлеп-шлеп.
Задача. Формировать умение вставлять нужное слово в произносимый педагогом текст, развивать чувство ритма и рифмы.
|
Задания и упражнения
Пальчиковая гимнастика. Выделенные слова произносит ребенок.
Меж еловых мягких лап | Поглаживание подушечками пальцев поверхности стола. |
Дождик кап-кап-кап. | Постукивание пальцами по столу. |
Где сучок давно засох — | Касание стола первым и пятым |
Серый мох, мох, мох. | пальцами раскрытой кисти рук. |
Где листок к листку прилип, | Поднимание рук над столом, пальцы |
Вырос гриб, гриб, гриб. | то складываются вместе, то раздвигаются широко. |
Кто нашел его, друзья? | Касание указательным пальцем правой руки поочередно всех пальцев левой руки. |
Это я, я, я! | Сжимание всех пальцев левой руки кроме мизинца. Показывают мизинец |