Дискуссионная модель обучения истории. Характерные черты учебной дискуссии. Типы и формы дискуссий. Структурированные и проблемные дискуссии.
Роль учителя в подготовке и проведении дискуссии.
Методика составления плана-конспекта урока истории
1. Понятие о плане-конспекте
2. Структура конспекта и плана урока
Литература
1. Актуальные вопросы методики обучение истории в средней школе / Под ред. А.Г.Колоскова. – М.,1984. – С. 226-239.
2. Вагин А.А. Методика преподавания истории в школе. – М.,1968. – С. 365-412.
3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя. – М., 1999.
4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. – М.,1999. – С. 89-106.
5. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. – М., 2000. – С. 147-153.
6. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в школе. – М., 1988. – С. 190-202.
7. Гранина Л.В., Фукс А.Н., Шор Б.М. Методические рекомендации по педагогической практике для студентов-заочников исторических факультетов педагогических инсти-тутов. – М.: Просвещение, 1990.
8. Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке. – М., 1987.
9. Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории. – М., 1978.
10. Короткова М.В., Студеникин.М.Т. Методика обучения истории. – М.: Владос, 1999. – С. 137-142.
11. Методика обучения истории в школе: Пособие для учителей / Отв.ред. Н.Г.Дайри. – М., 1978. – Ч.2. – С. 95-112.
12. Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие для студентов пед.ин.-тов по спец. 2108 «История» / С.А.Ежова. – М.,1986. – С. 217-236.
13. Озерский И.З. Начинающему учителю истории. – М.,1989.
14. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. – М.: Владос, 2002. – С. 124-144.
|
15. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М.: Владос, 2000. – С. 151-163.
16. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. – М., 1985.
Конспект урока в традиционном понимании необходим на начальном этапе преподавательской деятельности учителя. В конспекте учитель фиксирует все то, к чему он пришел в результате изучения специальной и методической литературы, структурно-функционального анализа и своих размышлений над предстоящим уроком. Конспект нужен для подготовки к уроку, так как работа над ним помогает организовать учебный материал, его логическую последовательность изложения, определить соотношение звеньев урока, уточнить формулировки и понятия. На уроке же следует руководствоваться развернутым планом.
Структура конспекта разработана методистами А.А. Вагиным, Г.М. Донским, А.И. Купцовым. Конспект отражает педагогический замысел урока и является его моделью, сценарием, раскрывая ход урока, деятельность учителя и учащихся на всех его этапах, начиная с образовательных, развивающих и воспитательных задач и кончая подведением итогов урока.
Разрабатывая конспект, учитель выясняет, нужны ли на этом уроке проверка знаний умений и навыков, изучение нового, закрепление и повторение, задание на дом; какова последовательность расположения этих звеньев обучения; сколько времени следует отвести на каждый этап работы. Он отбирает оптимальное сочетание методов, приемов, средств и организационных форм обучения. Это могут быть словесные, печатные, наглядные или практические методы, проблемно-поисковые или репродуктивные, самостоятельные виды деятельности или под руководством учителя. Надо четко себе представлять слабые и сильные стороны методов и их сочетаний. Каждый метод лучше решает одни задачи и хуже — другие, усложняет или упрощает восприятие нового. Поэтому речь может идти только о целесообразном их сочетании. Решение о методах и приемах работы учитель принимает после отбора содержания и планирования задач, с учетом специфики класса и своего стиля работы. Учитываются также состояние учеников, их возможное настроение (например, в предпраздничные дни) и работоспособность (какой по счету урок), возможности кабинета истории, имеющееся время (для всех этапов урока с учетом выполняемых учениками заданий). Как установили психологи, наибольший объем информации ученики усваивают в первой половине урока и лишь 50% — во второй.
|
В конспекте учитель дает формулировку вопросов для опроса, записывает переход к началу изложения нового материала, выводы, формулировки и обобщения. Излагается также тот или иной вид рассказа учителя на уроке, методика преподавания. Учитель намечает вопросы и задания учащимся по ходу изложения нового, способы работы с картиной, картой, иллюстрацией, предусматривает запись терминов, схем на классной доске. Все это позволяет достичь четкости и выразительности на уроке, сделать рассказ ярким, эмоциональным и убедительным. Дословная запись дает возможность подготовиться к свободному (без конспекта) изложению материала на уроке.
Конспект включает название темы урока, цель, перечень оборудования, содержание учебного материала и методику его изучения. Последнее дается в виде таблицы.
|
Б первой колонке в виде краткого плана перечисляются основные вопросы содержания урока: тема проверки знаний и умений; тема изучения нового, план; вопросы закрепления; домашнее задание. Для всех видов работ указывается отведенное на них время. Значительные потери времени бывают при опросе из-за его затягивания, неумелой постановки вопросов.
Во второй колонке записывается содержание нового учебного материала, представленного в виде сюжетного рассказа, образного описания, обобщающей характеристики и т.д. Здесь же указаны приемы работы учителя, средства изучения нового, выводы и итоговые обобщения; познавательные задания; даны указания о месте и приемах работы с.источниками знаний.
Третья колонка раскрывает познавательную деятельность учащихся по каждому вопросу новой темы. В ней записываются предполагаемые ответы учащихся во время проверки знаний; результаты выполнения заданий по ходу изучения нового; предполагаемые ответы учеников при закреплении и повторении; данные о выполнении заданий по составлению схем, таблиц, диаграмм. Содержание этой колонки поможет учителю дать па уроке разъяснение неправильных, неполных ответов учеников.
Если часть урока или урок в целом посвящены учету и обобщению знаний, то страница конспекта приобретает следующий вид:
В первой колонке около вопросов и заданий учитель делает пометки о месте и содержании приемов: «у карты», «по кадру 12-го диафильма», «изобразить на доске», «составить и заполнить схему». Здесь же можно указать фамилии отвечающих учеников. Если лишь часть урока отводится на обобщение знаний, то далее содержание нового записывается в конспекте на всю страницу.
План урока. Как правило, освоив преподавание, учитель составляет развернутый план. В нем прописаны структурные элементы урока, по пунктам указано, что входит в каждое звено урока и какова деятельность учителя и учащихся. В рабочем плане излагается порядок объяснения нового материала, указывается объем главного и неглавного материала, выделяются ключевые положения, понятия, персоналии. Здесь же пометки, как соотнести устное изложение нового с учебником.
В виде сложного плана учитель записывает основные и дополнительные вопросы для повторения. Рядом с вопросами и заданиями помечает приемы проверки: «фронтальная беседа», «запись на доске», «развернутый ответ», «вопрос сильному ученику», «задание для интересующихся историей» и т.д. Делаются также указания на использование оборудования урока, учебных пособий, документов, перечисляются задания.
Составляя план урока, учителю следует иметь в виду, что он должен быть посильным для учащихся, реальным. Надо продумать, как приспособить теоретическое и методическое содержание урока к конкретному классу, какая ситуация сложилась к уроку, как стимулировать деятельность учащихся, каковы возможные их достижения на уроке. В хорошем плане словесной информации немного, но много графических и схематических обозначений (различные стрелки, подчеркивания), указания по ведению урока. Это программа управления процессом обучения. Важно определить, какой объем работы выполняют ученики на всех этапах урока, что будет делать при этом каждый ученик.
Подготовленный урок желательно отрепетировать, проговорить, поупражняться в работе с картой, схемой, иллюстрациями. Поскольку вначале трудно дозировать время и излагаемый объем материала, надо продумать дополнительные вопросы и задания ученикам на тот случай, если на уроке останется время. Не следует учеников отпускать с урока до звонка, поскольку их шум будет мешать ученикам других классов.
Задание по теме: Тематическое планирование уроков истории.
1. Выяснить сущность понятия «тематический блок уроков», каковы принципы построения тематического блока уроков в основной и средней школе (Учебник «Теория и методика преподавания истории», S29).
2. Разработайте тематическое планирование уроков по курсам новейшей и отечественной истории 9-го класса (можно взять любой период: 1900-1918; 20-30 годы ХХ в.; «Вторая мировая война и Великая Отечественная война».
Разрабатывать планирование целесообразно в форме таблицы, рубрики таблицы вы найдете в учебнике по теории и методике преподавания истории на стр. 315. Первую и вторую рубрики можно объединить. Целесообразно добавить еще одну рубрику: внутри-, межкурсовые, межпредметные связи. Эту рубрику можно поставить перед 7 рубрикой (по нумерации О.Ю.Стреловой).
Задания по теме: Подготовка учителя к уроку истории
1. Изучите материалы учебника по теории и методике преподавания истории и ответьте на вопросы:
– какое значение имеют название и эпиграф урока?
- каковы варианты формулирования тем учебных занятий?
- как составлять план-конспект урока?
- какой план подготовки к комбинированному уроку истории предлагает О.Ю.Стрелова?
- какие возможны варианты анализа урока истории?
- какой вариант анализа урока истории предлагает О.Ю.Стрелова.
2. Изучить вариант урока по теме «Иван III- государь всея Руси», разработанного О.Ю.Стреловой (О.Ю.Стрелова, Е.Е.Вяземский. Учебник истории: старт в новый век. С.101-108. При этом воспользуйтесь учебником А.Н.Сахарова по истории России для 6 класса
3. Проанализируйте представленный конспект урока по плану, предложенному самой О.Ю.Стреловой и сделайте общий вывод о современном уроке истории.
1. Понятие о структурно-функциональном анализе учебного материала
Структурно-функциональный анализ изучаемого материала. Анализ содержания учебного материала при подготовке к уроку П.В. Гора назвал структурно-функциональным. Под структурным анализом он понимал логическую обработку содержания урока учителем, выделение из его содержания главных исторических фактов, теоретических положений и вытекающих из анализа фактов теоретических выводов и обобщений. Эти выводы и обобщения могут быть сформулированы в учебнике или не сформулированы и скрыты в фактах и их связях. Функциональный анализ представляет собой определение образовательных, воспитательных и развивающих возможностей выделенных при структурном анализе теоретических положений, выводов и главных исторических фактов урока.
Что же относится к главным историческим фактам? Это факты, оставившие в общественной жизни заметный след, оказавшие на развитие общества значительное влияние. Они составляют основное фактологическое содержание урока, воссоздавая картину событий, имеющих определяющее значение в развитии исторического процесса. Из анализа главных фактов вытекают основные выводы и обобщения. В содержании и связях главных фактов могут быть заключены важные теоретические сведения, необходимые для формирования у учащихся мировоззренческих идей и понятий. Теоретические положения не одинаковы по своей значимости. В них может быть главное и второстепенное, подчиненное главному.
2. Среди главных фактов есть и такие, которые не несут в себе большого теоретического содержания. Но они ценны своей образностью, яркостью и эмоциональностью. Изучение их вызывает у школьников эмоциональное сопереживание, возбуждающее интерес к истории и содействующее развитию воссоздающего и творческого воображения.
3. Кроме главных фактов, на урок привлекается неглавный учебный материал — неглавные исторические факты, картографические, хронологические и иные изучаемые на эмпирическом уровне сведения. Часто они важны для образования учащихся, развития интереса, необходимого для активизации мыслительной деятельности. Так, рассказывая о Параде Победы 1945 г. и о памятнике Г. К. Жукову возле Исторического музея в Москве, учитель приводит такие сведения. Все знают, что маршал Г.К. Жуков принимал Парад Победы на коне, но мало кому известно, что звали того ахалтекинского скакуна Араб. В 1935 г. прославился он в знаменитом конном переходе из Ашхабада в Москву. Отпрыск Араба — Абсент стал чемпионом на Олимпийских играх в Риме.
4. Фактический материал, в зависимости от возраста учащихся, может изучаться как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях. Эмпирическое познание исторического материала предполагает усвоение учащимися знаний в готовом виде на основе «живого созерцания» исторического явления. Такое познание обеспечивает восприятие внешних признаков объекта и формирование представлений. Затем начинается теоретическое познание. На основе главного факта урока учитель проводит систематизацию и обобщение, выделяя существенные признаки понятия. Так процесс познания идет от фактов к теоретическим выводам.
5. Более сложен теоретический уровень познания, когда процесс познания идет от теории к теории. В этом случае сами теоретические знания выступают в качестве инструмента познания. Эти зна ния привлекаются для объяснения и понимания сущности исторических событий и явлений.
6. С таблицей можно работать как по вертикали, так и по горизонтали. По вертикали поочередно разбираются 2, 3, 4-я колонки, т.е. сначала в ходе структурного анализа выделяют содержание главного, потом в результате функционального анализа обдумывают предполагаемые результаты эмпирического изучения главных фактов и теоретического изучения всех составных частей главного. Когда с таблицей работают по горизонтали, то выделяют главный факт или теоретическое положение, затем определяют результаты его эмпирического и теоретического изучения.
7. Определение целей урока. Как правило, опытный учитель определяет перспективные цели изучения разделов и тем при предварительном ознакомлении с тем или иным учебным курсом и составлении тематического планирования. Начинающему учителю мало выделить общие цели, их желательно конкретизировать при подготовке к конкретным урокам.
8. В ходе структурно-функционального анализа учебника и программы учитель на полях книги делает пометки о результатах работы и выписывает на черновик выводы, оценки, определения понятий. Когда структурный анализ закончен, формулируются образовательные, воспитательные и развивающие цели урока. Цель в общенаучном понимании обозначает мысленное предвосхищение результата деятельности.
9. При определении целей исходим из общепризнанного представления о ценностях (человеческое достоинство, равенство прав и возможностей, свобода, долг и др.), а также целей обучения истории, зафиксированных во Временном госстандарте. Цели могут быть глобальные, рассчитанные на длительный срок, среднего диапазона действия и короткие, более конкретные, на каждый урок.
10. Как отмечалось, функциональный анализ предполагает выделение образовательных, воспитательных и развивающих целей обучения. Рассмотрим, что же при их определении обычно записывают в конспект урока. Образовательные цели: какие важнейшие знания формируются, что самое главное из содержания урока должен усвоить ученик; отмечаются также повторение, закрепление и углубление знаний. Воспитательные: каков вклад урока в воспитание нравственных, эстетических качеств личности (доброта, честность, целеустремленность, открытость, трудолюбие); воспитание осуществляется как в процессе познания содержания учебного материала, так и в течение учебной деятельности, а также общения учителя с учениками. Развивающие: какие умения развиваются на основе оперирования материалом (научился составлять план, в логической последовательности изучать материал, формулировать вопросы и т.д.). К развивающим целям относятся предметные и общеучебные умения и навыки, а также развитие психики учащихся (интеллекта, воли, эмоций, познавательных интересов).
11. Так, при изучении темы «Древний Рим» образовательная цель — показать прогресс в развитии человечества (подъем хозяйства и культуры, без введения понятия «прогресс»). Воспитательная цель — вызвать сочувствие учащихся к участи простых людей, негативное отношение к жестокости. Развивающая цель — учить на основе деталей воссоздавать общую картину событий.
12. Неправильное определение педагогических задач ведет к ошибкам на уроке. Методист А.П. Аверьянов приводил пример урока по теме Жакерии, на котором неудачно определены образовательные задачи. Больше внимания на нем уделялось возникновению и первому периоду войны, началу и ходу восстания крестьян, а ведь самое главное, что должны были усвоить ученики, — причины войны, исход битвы при Пуатье, влияние войны на положение крестьян, причины поражения Жакерии.
13. Пути определения целей описывает Ю.К. Бабанский:
14. Планировать надо конкретные цели, вытекающие из определенного содержания учебного материала темы (в ходе тематического планирования) и урока (в ходе поурочного планирования при подготовке к каждому уроку).
15. При планировании к целям над подходить комплексно, рассматривать цели образования, воспитания и развития учащихся в органическом единстве и взаимных связях.
16. Планирование целей должно опираться на анализ основного, главного содержания темы урока (главных фактов и важнейших теоретических положений), внутрипредметных, межкурсовых и межпредметных связей.
17. В ходе анализа учебного материала решается вопрос, какой вклад в реализацию общеисторических целей вносит данный урок.
18. Эффективность проведения урока зависит от умения учителя прогнозировать заданный результат, добиваться его реализации на уроке, обратной связи с учениками (единство преподавания и учения). Н.В. Кухарев выделяет четыре уровня организации и проведения урока (61, с. 40). На высшем уровне учитель способен проектировать и достигать результата обучения на уроке, учитывая возможные затруднения учащихся. При высоком уровне учитель включает учеников в различные виды творческой работы соответственно выдвинутой гипотезе. На этих двух уровнях учитель способен уточнить причины получения того или иного результата, организовать рациональный режим работы на уроке. При среднем уровне учитель ограничивается выявлением знаний и умений учащихся во время опроса. На низшем уровне он придерживается поурочного планирования, не задумываясь о путях достижения ожидаемого результата. На последних двух уровнях учитель лишь собирает информацию о знаниях учащихся и все усилия направляет на достижение дисциплины учеников на уроке.