ДОШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
№ | Название, границы | Кризис | Особенности физического развития | Особенности психического развития |
| |||||
Новорожденность от 0-10 дней до 3 месяцев | связан с переходом в новую среду (прохладную, светлую, меняющуюся), проявляется в потере веса | НС готова к деятельности в новых условиях (безусловные рефлексы) ОДС не сформирована, представлена хрящами, на голове швы (роднички), ДС дышит самостоятельно воздухом, ПС питается самостоятельно (сосательный рефлекс) молоком, характерны срыгивания и рвота. Мочеполовая система: мочеиспускание до 25 раз в день. Пол определяется на 20 недели внутриутробного развития (первичные половые признаки сформированы) | Ощущение (слуховое и зрительное интенсивно развиваются) Память образная, кратковременная Речь-гуление Внимание как безусловный рефлекс | Единство, слитность матери и ребенка | Эмоциональное общение - это | Комплекс оживления - это Базовое доверие | ||||
Младенчество (от 3 месяцев до 1 года) | связан с овладением ходьбой, проявляется в упрямстве | ОДС: начинается окостенение скелета (зубы с 6 месяцев до 2,5 лет; овладение прямохождением (держит голову, переворачивается, сидит, ползает, встает, ходит) Меняется кисть (большой палец противопоставляется ладони). ПС: общий стол. | Ощущение (все виды), сенсорное развитие активное Сенсомоторный интеллект Память — кратковременная, образная Речь — до 8 -10 слов, развитие фонематического слуха начинается Внимание — непроизвольное, неустойчивое. | Вместе со взрослыми, но нет слитности | Манипулятивная деятельность - это | Автономная речь - это | ||||
Раннее детство (1-3) | 3 года – кризис «Я сам» связан с зарождением самосознания и проявляется в упрямстве (истеричное поведение) | ОДС: продолжается окостенение скелета, улучшается координация движений НС: начинается контроль КБП над подкоркой | Восприятие (формирование перцептивных эталонов формы, размера, цвета) | Совместная деятельность со взрослыми в познании функций предметов, первичных простых нравственных норм | Предметная деятльность- это (орудийные и соотносящие действия - это) | Чувство автономии- это | ||||
Младший дошкольный возраст (3-5) | нет | ОДС: продолжается окостенение скелета, улучшается координация движений НС: | Речь внешняя, устная, диалогическая, еще есть эгоцентрическая (мысли вслух), словарный запас в пределах 3 -4 тысяч | Совместная деятельность со взрослыми в познании нравственных норм | Игра одиночная 10-15 мин, подражая действию взрослых с реальными предметами | Самосознание - это | ||||
Средний дошкольный возраст (5-6) Самый нравственный возраст (ябиднечество) | нет | ОДС: продолжается окостенение скелета, улучшается координация движений НС: | Память наглядно-образная, непроизвольная с элементами произвольности, механическая, эмоциональная. | Совместная деятельность со взрослыми в познании нравственных норм | Игра совместная сюжетно-ролевая от 20 мин до 45 мин., отражающая отношения между людьми | Нравственное самосознание (соподчинение мотивов — это... | ||||
Старший дошкольный возраст (6-7 лет) Шестилетки | При поступлении в школу кризис 7 лет | ОДС: продолжается окостенение скелета, но остается слабым позвоночник и мелкая моторика пальцев рук, улучшается координация движений НС: вес мозга приближается к весу взрослого человека, в КБП быстро и прочно образуются нервные связи – благоприятный фактор для научения, но возбуждение доминирует над торможением ССС: изменение состава крови – повышение числа лейкоцитов – укрепление иммунитета. Работоспособность постепенно повышается, ног нет устойчивости, при утомлении сразу падает (смена видов деятельности необходима) | Мышление наглядно-образное доминирует, при затруднениях прибегает к предметно-действенному, сравнивать умеет, но лучше видит разное, чем схожее, понятия требуют уточнения, умеет строить суждения, но часто алогичные, способен к элементарному обобщению на основе наглядности Воображение воссоздающее, непроизвольное с элементами произвольности. | Совместная деятельность со взрослыми в познании нравственных норм | Игра совместная сюжетно-ролевая от часа до нескольких дней Игры с правилами | Самооценка неадекватная, завышенная | ||||
|
|
Домашнее задание: прочитать о возрастах учебник Мухиной В.С. (Крутецкого В.А, или Дубровиной...), соотнести информацию из учебника с характеристиками таблицы, создать для себя образ возраста, уметь рассказывать о каждом, законспектировать таблицу, определить выделенные понятия,
Разработать рекомендации для родителей «Как подготовить ребенка к школе?». Рекомендации выслать по эл.адресу spun163@mail.ru
P.s.
По Мухиной лучше читать новорожденнсть, младенчество, раннее детство. По Крутецкому кратко и доступно дошкольный возраст. По Дубровиной лучше раскрыта проблема готовности детей к школе. Можно заниматься по одному учебнику, если он есть в бумажном формате.