Дисциплина МДК.01.01. Устройство, техническое обслуживание и ремонт узлов локомотива
Гр.№36 Машинист локомотива
Занятие №34
Преподаватель Вовк В.В.
Тема программы:Тема 6 Устройство и ремонт электрической аппаратуры
Тема занятия:Электропневматические контакторы ПК753. Устройство привода контактора. Работа контактора.Дугогасительное устройство.
Цели урока: изучить назначение, устройство и работуконтакторов ПК753 и его дугогасительное устройство.
Оборудование урока: компьютер, проектор.
План урока
I. Организационный момент.
IIИзучение нового материала. Электропневматические контакторы ПК753. Устройство привода контактора.Работа контактора.Дугогасительное устройство.
Работа над новым теоретическим материалом
ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКИЕ КОНТАКТОРЫ
Электропневматические контакторы предназначены для подсоединения тяговых электродвигателей к тяговому генератору.
Основные технические данные главных контактов контакторов приведены в табл. 1, вспомогательных — в табл. 2
Таблица 1
На панели 1 из стеклопластика (рис. 1) электропневматического контактора ПК-753 крепится литой кронштейн из латуни 2. На кронштейне установлена дугогасительная катушка из медного профиля, намотанного на ребро 3 и неподвижный контакт 4. В нижней части панели 1 крепится цилиндр 16 электропневматического привода. В цилиндре помещается поршень 15 со штоком 13, поршень отжимается в левое крайнее положение выключающей пружиной 14. Шток привода связан шарнирно с фигурным рычагом 9, к которому крепится изоляционная колодка 10 с подвижными вспомогательными контактами. Подвижной контакт 5 вместе с притирающей пружиной 8 шарнирно связан с рычагом 9. Силовые контакты подвижной и неподвижный закрыты многощелевойоткрытойдугогасительной камерой 7 со стальными полюсами 6.
|
Таблица2
Тип контактора | Ток длительный, А | Напряжение номинальное, В | Раствор, мм | Провал, мм | Нажатие, Н |
ПК-753Б-1 | 14,5—16,5 | 13—15 | 550—630 | ||
ПК-753Б-5 | 14,5—16,5 | 13—15 | 550-630 | ||
ПК-753Б-6 | 14,5—16,5 | 13—15 | 550—630 | ||
ПКГ-565 | 2X120 | ||||
ПК.Г-566 | 2X120 |
Фиксирующая дугогасительную камеру 7 пружинная планка оканчивается дугогасительным рогом. При подаче напряжения на катушку, выполненной изиз медной шины,электропневматического вентиля он срабатывает, и сжатый воздух из резервуара управления поступает в цилиндр. Под действием сжатого воздуха поршень 15, преодолевая усилие пружины 14, перемещается вместе со штоком 13 вправо. Конец штока при этом поворачивает литой фигурный рычаг 9 с укрепленным на нем подвижным медным контактом 5. Как только силовые контакты 4 и 5 сомкнутся, держатель подвижного контакта сжимает притирающую пружину 8 и, поворачиваясь на собственном валике, притирает контактные поверхности. При вращении рычага 9 перемещается и укрепленная на нем колодка с подвижными контактами,состоящими из и латунных контактных пластин, которые замыкают вспомогательные контакты 11 (стальные контактные пальцы).
При разрыве цепи катушки вентиля его впускной клапан закрывается, а выпускной открывается и сообщает цилиндр с атмосферой. Под действием выключающей пружины поршень со штоком возвращаются в исходное положение, а главные и вспомогательные контакты разрываются.
|
Работа дугогасительного устройства
При протекании тока по катушке между полюсами возникает магнитное поле. В момент разрыва контактов оно воздействует на возникшую дугу, заставляя ее растягиваться и перемещаться вверх. При этом дуга вначале переходит с контактов на дугогасительные рога, а затем, удлиняясь, перемещается по поверхности рогов. Дугогасительная камера, имеющая в зоне горения дуги специальные металлические вставки, отводит от дуги тепло, обеспечивая эффективное ее гашение.
Рис. 1 Электропневматический контактор ПК-753:
1— панель; 2 — кронштейн; 3 — дугогасительная катушка; 4 — неподвижный контакт; 5- подвижной контакт; 6 — полюс; 7 — дугогасительная камера; 8 — притирающая пружина; 9— рычаг; 10 — изоляционная колодка; 11— вспомогательные контакты; 12— гибкий шунт; 13 — шток; 14 — выключающая пружина; 15 — поршень; 16 — цилиндр; 17— электропневматический вентиль
Вопросы для самопроверки:
1.Назначение электропневматического контакта?
2.Сколько контакторов ПК753 на тепловозе 2ТЭ116?
3.какой источник сжатого воздуха на тепловозе 2ТЭ116?
4.Где установлены контакторы ПК753?
5. Какой элемент контактора управляет подачей и выпуском воздуха в цилиндр?
IV. Домашнее задание:
Проработать текст. Изучить устройстводанного контактора и материал изготовления его деталей.Ответить на вопросы для самопроверки. Фото ответов на вопросы самопроверкиотправить на сайт https://vk.com/club194189853 ( Гр.36 ЯЦПТО.Дистанционное обучение)или отправить на электронный адрес vvovk1964@gmail.com или выложить сообщением в здесь в группе
Литература:
1.С.П.ФилоновТепловоз 2ТЭ116, М.Транспорт,1985. 328с.;
3.Бородин Электрическое оборудование тепловозов, М.Транспорт 1988г.
4.К.И.Рудая Электрооборудование тепловозов, М.Транспорт, 1963