Оформление и подсчет результатов обследования




В разделе «Анамнестические данные о ребенке» делаются соответствующие записи в каждой графе (на основании медицинской карты, документов ПМПК, беседы с родителями). В разделе «Осмотр» фиксируются данные о строении артикуляционного аппарата ребенка, полученные в результате визуального обследования органов артикуляции (нужная позиция подчеркивается, отсутствующие позиции дописываются в графе «Примечание»). В разделе «Наблюдение» отражаются сведения о состоянии эмоциональной сферы, использовании невербальных средств общения, особенностях внимания и вступления в контакт с окружающими (результат наблюдения отмечается в графе «Балл»), в разделе «Обследование» производится подсчет набранных ребенком баллов при выполнении предложенных заданий, вычисляется степень успешности выполнения каждого блока заданий, вычерчивается индивидуальный речевой профиль обследуемого ребенка.

Основой предлагаемого исследования является стандартизированная методика Л. И. Переслени и Т. Д. Фотековой, предполагающая балльно-уровневую систему оценки состояния речи детей. Предлагаются 160 заданий, максимальное количество баллов за выполнение которых составляет 180. Каждое задание оценивается отдельно. При обработке полученных данных абсолютное значение (сумма баллов за весь тест — логопедическое обследование) переводится в процентное выражение (степень успешности выполнения). Таким образом, если 180 баллов составляет 100 % успешности выполнения, то степень успешности выполнения каждым испытуемым высчитывается как N * 100: 180. Вычисленное процентное выражение соотносится с одной из четырех степеней успешности:

Предлагаемая форма может использоваться как протокол обследования.

I — до 49 % включительно;

II — от 50 до 64 %;

III— от 65 до 79%;

IV —от 80 до 100%.

После каждого задания в бланке обследования имеется место для выставления количества баллов за него. После подсчета баллов и производства необходимых вычислений результат записывается в пустой квадрат в графе «Баллы». Для получения индивидуального речевого профиля необходимо вычислить степень успешности выполнения каждого блока заданий в процентном отношении (набранное количество баллов умножить на 100 и разделить на максимально возможный результат, который обозначен в таблице после каждого блока). Цифры, записанные в квадратах, являются ключевыми для вычерчивания индивидуального речевого профиля ребенка и откладываются на оси графика. На оси ординат откладываются значения успешности выполнения заданий, ось абсцисс — ключевые задания блоков: 1 — понимание лексических обобщений; 2 — понимание грамматических обобщений; 3 — фонематическое восприятие; 4 — артикуляционная моторика; 5 — слоговая структура слова; 6 — звукопроизношение; 7 — грамматический строй речи; 8 — словарный запас; 9 — словообразование; 10 — связная речь; 11 — общая моторика; 12 — мелкая моторика; 13 -— ритм. (См. пример нижеприведенного графика.)

 

 

Индивидуальный речевой профиль позволяет выделить наиболее благополучные и наименее сформированные компоненты речевой системы и наметить мероприятия плана коррекционной работы с ребенком.

Приведенный пример показывает, что речевое нарушение данного ребенка характеризуется неравномерно выраженным недоразвитием компонентов речевой системы. Самой благополучной областью развития данного ребенка является общая моторика, в значительной степени нарушены слоговая структура слова, звукопроизношение, словообразование. Наиболее нарушенными являются фонематическое восприятие и связная речь.

 

Анамнестические данные

 

1. Анкетные данные (составляются в ходе исследования)

Фамилия, имя ребенка__________________________

Дата рождения (число, месяц, год) ______________

Дата обследования (число, месяц, год) ____________

Возраст (количество лет, месяцев) ________________

Домашний адрес, телефон ______________________

Из какого дошкольного учреждения прибыл _________

Дата поступления в группу (номер протокола обследования в ПМПК, от какого числа)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Диагноз ПМПК___________________________________________

 

2. Сведения о родителях (из беседы с родителями, записей медицинской карты):

Мать (Ф. И. О., возраст)_________________________

Отец (Ф. И. О., возраст)_________________________

Другие члены семьи, живущие в данной семье ________

Жалобы родителей ___________________________________________________________________________________________________________________________

Речь родителей________________________________

(грамотность, правильность построения фразы, связность и логичность сообщения родителей о ребенке или ошибки в употреблении слов, аграмматизмы во фразе, бедность языковых средств для выражения своих мыслей, нарушение связности и логичности повествования)

Наследственные заболеваниия______________________________________________________________________________________________________________________

(наличие нарушений речи, нервно-психических, хронических болезней у родителей и родственников)

 

3. Общий анамнез (сведения из беседы с родителями, из медицинской карты ребенка (нужное подчеркнуть)):

От какой беременности ребенок ____________________

Возраст матери в период родов____________________

Характер беременности (падения, травмы, психозы, токсикоз, хронические и инфекционные заболевания)

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, затяжные, обезвоженные)

Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)

Крик (был, нет)

Асфиксия (синяя, белая)

Резус-фактор: совместимость (да / нет)

Вес и рост ребенка при рождении___________________

Вскармливание (грудное, искусственное, смешанное)

Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивал, поперхивался

Вскармливание до_____месяцев

Дополнительное пребывание в роддоме, причины ______________________________________________________________

Особенности раннего развития: держит голову с______,сидит с_____, ходит с_______, к году_______зубов.

Перенесенные заболевания (до 1 года, от 1 года до 3 лет)___________________________________________________________.

Органические заболевания нервной системы: инфекционные заболевания (бактериальная или вирусная инфекция) и интоксикации, травмы нервной системы (время перенесения травмы). Ликвородинамические нарушения после черепно-мозговых травм и инфекций.

Инфекционные заболевания (корь, скарлатина и др.)

Соматические заболевания (простудные, пневмония, воспалительные процессы уха и др.)

Судороги при высокой температуре (да, нет)

Состояние зрения_____________________________________

Состояние слуха ______________________________________

 


 


Осмотр

Органы Особенности строения (нужное подчеркнуть) Норма Примечание
Губы Толстые, тонкие, короткие, хейлоскиз (расщелина губы), прохейлия (увеличенный размер верхней губы, выступание ее и нависание над нижней губой) Нормальное строение  
Зубы Редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, круп­ные, нарушение зубного ряда, наличие диастемы То же  
Прикус Прогнатия (верхний зубной ряд выступает вперед), прогения (нижний зубной ряд выступает вперед), пря­мой (фронтальные резцы не перекрывают друг дру­га), перекрестный (смещение челюстей относительно друг друга), глубокий, открытый (отсутствие смыка­ния между зубными рядами во фронтальной плоско­сти), сужение челюстей (одностороннее, двухсторон­нее), микрогения (маленький размер нижней челюсти) Ортогнатический  
Твердое нёбо Палатосхиз (расщелины нёба); послеоперационные рубцы; высокое (синонимы: готическое, куполообраз­ное, глубокое) нёбо, узкое нёбо Нормальное строение  
Мягкое небо Длинное, короткое, с послеоперационными рубцами, раздвоенное, субмукозная щель То же  
Язык Макроглоссия, микроглоссия, длинный, короткий, широкий, узкий, массивный, гипертрофия корня язы­ка, раздвоенный, укороченная подъязычная связка То же  

Нужное подчеркнуть.


Наблюдение

Функция Результат Балл
Контакт В контакт не вступает  
Контакт формальный  
В контакт вступает с трудом, не проявляет заинтересованности  
Контакт избирательный или легко устанавливает контакт  
Эмоциональная сфера Пассивный, вялый, инертный  
Повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность  
Колебания настроения, эмоциональная лабильность  
Активный, бодрый, эмоциональный  
Средства общения Общение слабо выражено, реализуется посредством движений тела в сочетании с невыразительной улыбкой, криком  
Общение посредством движений тела, головы, улыбки, голоса  
Общение посредством дифференцированного голоса, мимики, выразительного взгляда, аморфных слов-корней, жестов  
Речевые средства общения  
Понимание жестов и мимики Не понимает  
Понимает конкретные жесты  
Понимает кивки, указательные жесты, простую мимику  
Понимает жесты и мимику  
Использование жестов и мимики Не использует жесты и мимику  
Показывает нужное конкретной демонстрацией действия, прикосновением к объекту  
Показывает объекты на расстоянии, показывает жестом желаемое  
Использует сложную мимику и жесты  
Внимание Плохо сосредоточивается, с трудом удерживает внимание на объекте  
Внимание неустойчивое, поверхностное, быстро истощается  
Внимание достаточно устойчивое  
Длительность сосредоточения и переключения внимания по возрасту  
Переключаемость Не переключается с одного действия на другое при их смене (продолжает выполнять предыдущее)  
Для переключения с одного задания на другое требуется сопряженное выполнение этого действия  
Переключается с одного задания на другое после предъявления образца следующего действия  
Легко переключается на другое задание без организующей помощи педагога  


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: