Задачи региональных ФПГ. Основные этапы стратегии их создания и причины, тормозящие их развитие




Региональные ФПГ, являясь элементом народнохозяйственного комплекса региона, должны решать двуединую задачу экономического развития производственных и финансовых структур региона, и, как следствие, комплексного развития конкретной территории.

Финансовый капитал российских ФПГ и банков должен способствовать развитию территории в случае, если их участник расположен на территории определенного региона. Однако процесс согласования интересов приобретает наиболее острый характер, когда управляющая компания зарегистрирована за пределами данного региона. Появляется возможность оттока прибыли региональных предприятий в управляющую компанию. Помимо этого, отток финансовых ресурсов из региона может осуществляться по банковским каналам через размещение временно свободных средств на финансовых рынках Москвы, через вывоз средств в качестве процентов за межбанковский кредит, балансовой прибыли банковских филиалов. Все это увеличивает потенциальные потери реального сектора данного региона.

В России при переходе на новую модель развития каждый регион имеет свои особенности. Успешность перехода сопряжена с административно-территориальными реалиями федеративного устройства государства, разнообразием природно-ресурсного потенциала и экологических условий, уровней и возможностей социального и экономического развития, политических сил в регионе. Экономическая политика российских регионов формируется, исходя из утверждения о том, что изолированные экономики исчерпали потенциал развития и необходима их структурная перестройка. Такими структурами становятся в отдельных регионах ФПГ, ориентированные на развитие определенных территорий и области в целом, либо межрегиональные ФПГ, структурные звенья которых должны строиться с учетом как корпоративных, так и территориальных интересов. Организация работы по выбору и построению модели региональной финансово-промышленной группы - это не оформление документов, а длительное изучение различных вариантов возможного объединения капиталов, проработка альтернативных сценариев, которые в итоге смогут повысить управляемость региональной экономикой в целом на основе согласования интересов всех субъектов хозяйствования в регионе.

Д.Ф. Скрипнюк предлагает следующие основные этапы стратегии создания ФПГ в регионе:

-оценка экономического потенциала региона;

- определение целей и оценка полезности создания РФПГ на макро- и микро-уровне;

- анализ и оценка проектируемой модели РФПГ;

- разработка стратегии и методических положений по созданию и контролю за деятельностью РФПГ.

При оценках эффективности ФПГ с позиций регионов Д.Ф. Скрипнюк также выделил ряд показателей:

-размер и динамика поступлений в региональный бюджет от ФПГ в сравнении с размером и динамикой общих доходов от производства и реализации продукции ФПГ или (в случае с межрегиональными ФПГ), которые расположены в данном регионе: размеры капиталов, вывозимых из региона через ФПГ, и связанные с этим потери регионального бюджета;

-уровень рентабельности инвестиций, полученных предприятиями ФПГ от местной администрации;

- показатели, определяющие социальную устойчивость региона.

Следующим уровнем оценки эффективности ФПГ является оценка с позиций конкретных участников (в том числе и показатели интеграции).

Для Западно-Сибирского региона идея ФПГ связана, прежде всего, с необходимостью стабилизации и дальнейшего развития отраслей добывающей промышленности. Интересным исследованием по этому вопросу является идея создания ФПГ «Тюменские углеводороды»[5], поскольку такая ФПГ могла бы стать организационно-экономическим центром региональной промышленной политики на ближайшие десятилетия, способствовать созданию в южной зоне области комплекса нефте- и газохимических предприятий и тем самым внести коренное изменение в структуру промышленности региона.

Важной причиной, тормозящей развитие ФПГ, по утверждению С.А. Гориной[6], является отсутствие адекватной законодательной базы (о государственных гарантиях, о залоге, о трасте), облегчающей привлечение частных инвестиций в проекты ФПГ.

Сложности, возникающие на стадии официальной регистрации, также не способствуют созданию ФПГ. Так, для регистрации группы необходимо иметь неординарный экономический проект (организационный план). В нем нужно обосновать целесообразность создания и функционирования ФПГ, показать зримую финансовую отдачу и доказать, что деятельность группы принесет большую пользу народному хозяйству. Требуется согласование с Министерством по антимонопольной политике РФ и Мингосимуществом России, а иногда даже с Министерством обороны и Минэкономразвития России. Кроме того, могут потребоваться экспертные заключения компетентных организаций и специалистов.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: