ОБРАЗЕЦ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА
(возможные формулировки)
Этапы урока,
дидактические задачи, время
| Содержание
обучения
| Методы
обучения
| Формы организации познавательной деятельности
| Показатели
реальных
результатов
| 1. Организа-ционный момент.
Подготовка учащихся к работе на занятии.
(… мин)
| - подготовка учеников к работе
| - педагогическое требование
(выполнение требований)
| - фронтальная
- индивидуальная
| - полная готовность класса
- быстрое включение в работу
| 2. Подготовка к основному этапу урока.
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности,
актуализация опорных знаний и умений.
(… мин)
| - совместное формулирование целей урока для определения учебных действий
- обеспечение осознания учащимися необходимости изучения новой темы
- повторение пройденного
- создание поискового режима для подготовки и восприятия содержания урока с помощью работы … (над предложенным упражнением)
(учащиеся активно работают …
грамотно и обоснованно отвечают на вопросы учителя…
хорошо владеют … навыками …).
| - мотивации и стимулирования
- информационно-рецептивные
- эвристические
| - фронтальная
- индивидуальная
| - указаны планируемые результаты
- чётко поставлены образовательные и развивающие цели, сформулированные вместе с учащимися – есть чёткость в постановке воспитательных целей
- обеспечена мотивация и принятие учащимися целей урока
- осознанное и быстрое включение школьников в деловой ритм
- готовность учащихся к активной учебно-познаватель-ной деятельности на основе повторенных опорных знаний и проведённой поисковой работы
| 3. Усвоение новых знаний и способов действий.
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.
(… мин)
| - учитель представляет новый материал в виде ....
(изложение последовательно, логично, аргументировано, с выделением главных вопросов и представлением основного материала одновременно в словесной и знаково-символи-ческой формах …
материал доступен учащимся - они не просто записывают излагаемый материал в тетрадях, но и предлагают разные способы …,
вникают в суть темы,
пытаются понять как им в дальнейшем применять полученные знания…
учитель одновременно представляет основной материал в словесной и знаково-символьной формах.)
| - лекция
- диалог
- символические методы
- сочетание словесных и наглядных методов
- опора на личный опыт
- побуждение к поиску альтернативных решений
- практические методы
- общелогические методы
| - фронтальная
- индивидуальная
| - активные действия учащихся при …
- использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий
- знания и умения, которые приобрели учащиеся - …
- вербализованы основные выводы…
- теория представлена в системе…
… доступна как аудиалам, так и визуалам, и кинестетикам. - представлены образцы …
| 4. Первичная проверка понимания.
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала;
выявление про-белов и неверных представлений и их коррекция.
(… мин)
| - учащиеся отвечали на вопрос учителя: “…”….
- предложено было …
- при фронтальной работе ученики грамотно, обоснованно, аргументировано отвечали на поставленный вопрос …
… дополняли, уточняли, исправляли ответы одноклассников
- один ученик …
- работа учащихся в группах по 4 человека по выполнению заданий двух видов…
- все учащиеся активно участвовали в обсуждении…
| - беседа
- упражнение
- выполнение учебного задания
- алгоритмизация - создание ситуации успеха
- познавательные, практические, общелогические методы
- самоуправление
| - фронтальная
- индивидуальная
- групповая
- парная
| - усвоение сущности новых способов решения … на репродуктивном и конструктивном уровнях
- хорошее качество ответов учащихся
- работа в группах дала возможность всем учащимся проговаривать новый материал, участвовать в обсуждении …, использовать знания, умения, навыки, сформированные ранее
| 5. Подведение итогов урока.
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
(… мин)
| - проверка усвоения основного материала во … (фронтальной беседе)
- анализ и оценка успешности достижения цели
- перспективы последующей работы при изучении темы
- учитель отметил, что…
(тема намеренно раскрыта не полностью и предложил учащимся найти ещё другие способы …)
- ребята сформулировали выводы из теории, которую сегодня узнали
- учитель оценил работу класса
| - словесные
- эмоциональные - оценка практической значимости содержания обучения
- прогнозирование будущей деятельности
- общелогические методы
| - фронтальная
| - получение учащимися информации о реальных результатах учения
- чёткость и краткость этапа
| 6. Рефлексия.
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения
(мотивации, способов деятельности, общения).
Усвоение принципов саморегуляции и сотруничества.
(… мин)
| - учащиеся провели самоконтроль за усвоением основного содержания лекции, отвечая на вопросы:
1) что на уроке было главным;
2) что на уроке было интересным;
3) что нового сегодня узнали;
4) чему научились?
- учащиеся оценивали успешность своей деятельности, отыскивали причины, приведшие к успеху и неудачам
- на один и тот же вопрос отвечали несколько учащихся…
- учитель наравне с учащимися высказывал своё мнение
| - рефлексия деятельности и поведения
- словесные методы
| - фронтальная
- индивидуальная
| - открытость некоторых учащихся в осмыслении своих действий и самооценке…
- не все учащиеся готовы правильно оценить свою работу на уроке, последовательно и чётко изложить свои мысли…
- собранность учителя, рабочий настрой учащихся… выражаются…
- речь учителя грамотная, эмоциональная
- обстановка на уроке доброжелательная, располагала учащихся к рефлексии.
| 7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Обеспечение понимания
цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Проверка соответствующих записей.
(… мин)
| - учитель обсуждает с учащимися вопрос о том, что должно содержать домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён…
- домашнее задание…
(предложено на выбор: 1) решить …; 2) подобрать или придумать … … также дано индивидуальное задание для желающих: найти ещё другие способы …)
| - словесные
- наглядные
- эмоциональные
- познавательные
| - фронтальная
- индивидуальная
| - реализация условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития…
- соответствие содержания домашнего задания уровню обученности учащихся, т.к. оно осознано всеми учащимися в процессе обсуждения…
| Триединая дидактическая цель (ТДЦ) урока предусматривает взаимосвязь воспитательного, обучающего и развивающего компонентов. Цели урока были сформулированы в …
Образовательные и развивающие цели поставлены в…
направлены на …. (действия всех учащихся).
В постановке воспитательных целей не было ...
Поставленные цели были взаимообусловлены и ...
Образовательные цели были операциональны, так как точно определили, что учащиеся должны усвоить … и должны научиться применять их в соответствии с ...
Эти цели находились в зоне ближайшего развития каждого учащегося
Задания давались и на базовом, и на творческом уровне с учётом индивидуальных особенностей учащихся (аудиалы, визуалы, кинестетики).
Реальные результаты – на уроке активно участвовали все учащиеся (на репродуктивном, конструктивном уровнях) …
Тип урока – урок … (изучения и первичного закрепления новых знаний).
Его логика соответствует структуре урока данного типа.
Включает следующие этапы урока: … (организационный момент, подготовка к основному этапу, усвоение новых знаний и способов действий, первичная проверка понимания, подведение итогов урока, рефлексия, информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению).
На этапе подготовки к основному этапу урока была обеспечена … (мотивация и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений).
Задача выполнена полностью. Методы, отобранные учителем, оптимально подобраны под содержание дидактической задачи.
Решение этой дидактической задачи обеспечило переход к следующему, главному этапу, который проходил с … по … минуту – продуктивная часть урока. На этапе было обеспечено … (восприятие, осмысление знаний и способов действий репродуктивного и конструктивного уровня, частично были использованы задания творческого уровня).
Все аспекты ТДЦ урока нашли отражение в организации деятельности учащихся и в её содержании. Учитывая возможности класса и особенности изучаемого материала, учитель оптимально выбрал методы:… (словесные, наглядные, практические, логические, опора на личный опыт, побуждение к поиску альтернативных решений).
Первичный контроль, проверка понимания показали, что … (материал усвоен).
(Чередование словесных, практических методов, форм организации познавательной деятельности способствовали предупреждению перегрузки учащихся в процессе урока.
Рефлексия показала, что своим продвижением довольны все учащиеся, отметили сотрудничество.)
Формы организации познавательной деятельности соответствовали содержанию учебного материала и возрастным особенностям учащихся.
Методы обучения, используемые учителем, были разнообразны (словесные, наглядные, практические, логические и другие) и способствовали лучшему усвоению учебного материала.
Для домашнего задания было предложено … (на выбор два задания, одно из которых требовало творческого подхода. Также было дано индивидуальное задание.) Всё это способствовало изучению и освоению материала в зоне ближайшего развития.
Урок достиг целей, представляет целостную систему с полным набором элементов. Связи между дидактическими задачами, содержанием учебного материала, методами и формами обучения прочные и обеспечили оптимальное функционирование всей системы урока. ТДЦ урока реализована полностью.
Рекомендации:
- Более тщательно отбирать и дифференцировать материал для учащихся разных уровней, включённый в содержание урока … .
- Планировать проведение урока … на … занятие, так как … .
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
|
Поиск по сайту:
|