Современные психологические исследования эмоциональной стойкости как черты эффективного консультанта-психолога в отечественной литературе




 

Итак, в психологической литературе зарубежные и отечественные авторы выделяют наряду с другими профессиональными и личностными качествами, необходимыми в работе психолога и эмоциональную стойкость.

При этом в психологической литературе существуют исследования профессиональных и личностных качеств отечественных психологов. Требования к эталону личности целиком реальные и применимые практически, при условии, что личность мотивирована для представления психологической помощи другим, постоянно развивается, стремясь к самоактуализации. А эффективность деятельности, как известно, зависит от личностных черт психолога-консультанта. Например, Овчарова Р. В. рассматривает требования к личности и деятельности будущего психолога. Используя опросник Р. Кэттелла, она выделяет такие личностные характеристики идеального практического психолога:

1. Психолог должен иметь высокие (общие) умственные способности, быть проникновенным, рассудительным, вольнодумным, аналитиком.

2. Психолог социабелен, поэтому любит работать с людьми. Это общительный человек, он великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезный, тактичный, дипломатичен в общении.

3. Он любит общие действия, подчиняет интересы личности групповым интересам, совестливый, добросовестный, имеет чувства и ответственность, сильный, энергичный, умеет подчинить себе. Он смел, быстро решает практические вопросы.

4. Психолог эмоционально стоек, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, стрессоустойчив.

Овчарова Р. В. перечисляет и "личностные проявления, несовместимые с работой психолога": незрелость личности, низкая сила "эго", низкий интеллект, отсутствие эмпатии, недостаточная независимость мысли, невозможность решать свои проблемы, чрезмерная заторможенность, низкая организованность, плохое сопротивление стрессам, потребность в гиперопеке, высокая тревожность и ощущение вины, низкая самооценка [9, с. 77].

Эти требования абсолютизированы, так как тяжело найти такие, в которых органически объединялось бы между собой такое множество свойств и качеств, тем не менее, данные эталонные требования могут быть общими ориентирами.

Климов Е. А. относит профессию психолога к типу "человек- человек" как профессию, которая требует специальных знаний, умений, привычек, то есть, специального обучения (квалификации) работника, где формируются вторичные признаки специальности. К этим признаками относятся доброжелательность, чувство эмпатии, эмоциональная стойкость, интеллектуальная активность, высокий уровень профессиональных знаний, умение общаться с людьми, доброта, тактичность, наблюдательность [9, с. 77].

Для психолога аксиомой является уважение клиента. Абрамова Г. С. считает, что позиция квалифицированного психолога основана на профессиональной рефлексии, а не на содержании Я - концепции [1, с. 37].

Аминов Н. А. считает главными условиями профессионализма психолога коммуникативные умения, силу влияния на поведение других, интегральную чувствительность объекта, процесса и результата психологической деятельности [9, с. 76].

В рамках физиологического подхода к исследованию индивидуальных расхождений способностей человека была выявлена взаимосвязь между коммуникативными способностями естественными типологическими предпосылками, в частности, слабостью и лабильностью ЦНС, ее адаптационными свойствами.

Обозов М. М. в первую очередь обращает внимание на такие качества:

1. безоценочное отношение к индивидуальным особенностям людей;

2. чуткость к эмоциональному состоянию человека, который находятся рядом, тактичное отношение к клиенту;

3. пластичность (динамичность вместе с гибкостью), то есть, способность легко переключаться с одного темы на другую, легко выходить из тупиков;

4. эмоциональная сдержанность и терпимость - способность избегать невротических и субъективных отклонений в своих оценках и поведении. Быть предельно сдержанным в ответ на срывы клиента, уметь снять тревожность другого, успокоить - толерантность к возможным невротическим срывам клиента;

5. поддержка общей культуры поведения, то есть, использование знаний образцов культурного наследия;

6. умение выстраивать и выдерживать окончательно свою линию поведения, то есть, умение своевременно возвратить разговор к заданной теме, если клиент перескакивает с одной темы на другую или когда обсуждение выходит за рамки объективности;

7. наличие знаний в области поведения людей в конфликтах [3, с. 26].

Много внимания уделил эмоциональной сфере психолога Р. Кочюнас. он настаивает, что психологу необходимо иметь такие черты:

1. проявление глубокого интереса к людям, следствием чего является терпение при общении с ними;

2. чувствительность к установкам и к поведению других людей, способность отождествляться с разнообразнейший людьми;

3. эмоциональная стабильность и объективность, то есть, способность уважать права других людей, восприятие других людей, как способных решать свои собственные же проблемы и принимать за них ответственность [19, с. 174].

Психолог должен понимать, замечать свои чувства, в частности и отрицательные, не вытеснять их. Только в таком случае он будет контролировать свое поведение. Ведь психолог способен оказывать содействие в положительных изменениях клиента только тогда, когда проявляет толерантность ко всему разнообразию чужих и «своих» эмоциональных реакций.

А чем больше психолог знает о себе, тем лучше он поймет своих клиентов.

Студенты должны знать, что профессия психолога, с одной стороны, приносит удовлетворение оттого, что за короткое время можно глубоко и близко узнать жизнь других, оказать им помощь. С другой стороны, полезности этой профессии, по мнению А. Стора, противопоставляется:

- угроза утратить идентичность и "раствориться" в клиенте:

- отрицательные последствия, которые могут возникнуть в личной жизни (семья, друзья);

- угроза психических нарушений из-за постоянных стычек с темными сторонами жизни и психической патологией (К. Юнг называет это "подсознательной инфекцией"). [13, с. 37]. Ведь психолог не имеет возможности узнать о деятельности клиента в реальной жизни, и получает информацию лишь от самого клиента, из его слов узнавая о многочисленных тревогах, страхах, неудачах, и, в гораздо меньшей мере – о достижениях.

Чрезмерное увлечение профессиональной деятельностью может сказаться и на семье психолога. Г. Кочюнас выделяет здесь две особенности:

1. профессиональная этика требует запретить психологу делиться с членами своей семьи своими психотерапевтическими впечатлениями.

2. Психологическое консультирование требует больших эмоциональных затрат, то есть, выслушивая проблемы других людей, углубляясь в их хлопоты, после рабочего дня бывает тяжело проникнуться хлопотами членов своей семьи. Ведь неопытный психолог-новичок может думать, скорее всего, о неразрешимых проблемах своего клиента даже по окончании рабочего времени.

Психологическое консультирование и психотерапия отнесены к профессиям, которые несут большую эмоциональную нагрузку. Представителям этих профессий угрожает опасность "синдрома выгорания".

"Синдром выгорания" - сложный психофизиологический феномен, который выражается в эмоциональном, умственном и физическом истощении после продолжительной эмоциональной нагрузки и является показателем профессиональной дезадаптации работника [14, с. 127].

Феномен "выгорание" является кризисным состоянием и характеризуется душевной и физической усталостью, потерей веры в собственные силы, и, как следствие, невозможность качественно выполнять свои профессиональные обязанности.

Причинами возникновения синдрома "выгорания" по мнению О. Н. Моховикова являются: внутренний конфликт, острый психологический стресс, острая или хроническая фрустрация.

Отечественные психологи считают, что в основе феномена "выгорания" лежит механизм идентификации - отчуждение. Идентифицируясь с отрицательными переживаниями клиента, консультант переживает "чужое свое" и, нарушая целостность «Я» в кризисных ситуациях обуславливает "выгорание". [15, с. 36].

Кочюнас Р. отмечает, что люди с определенными чертами личности (неспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отождествлять себя с другими) больше поддаются этому синдрому.

Не секрет, что во время своей деятельности психолог нередко ощущает сильные отрицательные эмоции. Существуют запросы от клиентов с целью манипулирования консультантом, обращение по поводу актуальных сенсаций, просьба «навредить» родителям, детям и друзьям, обращение со скуки, обращение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

У любого психолога есть и постоянные клиенты. Чаще всего, это, те, кто пережил психическую травму и требует продолжительной поддержки: одинокие люди, инвалиды, душевнобольные. Поэтому эмоциональная стойкость для психолога – это одно из необходимых профессиональных качеств.

Исследование психологов и физиологов свидетельствует о взаимосвязи эмоциональной стойкости и свойств высшей нервной деятельности. П. К. Анохин свидетельствует, что эмоциональные ощущения закрепились как своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в его оптимальных границах. Я. Стреляу считает, что эмоциональная стойкость зависит от свойства "реактивности личности". В случае "реактивность" характеризует высоту порога чувствительность проблемы и порога трудоспособности: что чем ниже порог чувствительности, тем ниже порог трудоспособности. А особы, у которых реактивность к стимулам высокая, в значительной мере ухудшают качество деятельности в стрессовых ситуациях.

Итак, по мнению В. Д. Небылицына, проблема свойств нервной системы «превращается в план проблемы факторов оперативной надежности человека, сталкивающегося с экстремальной ситуацией при условиях значительной напряженности» [4, с. 125].

Эффективность формирования эмоциональной стойкости у студентов -психологов определяется применением упражнений специального психофизического тренинга и ранней психодиагностикой, которая учитывает характеристики эмоциональной стойкости на разных уровнях ее проявления. Главным путем формирования эмоциональной стойкости является овладение приемами эмоционально-волевой регуляции на психологическом и физическом уровнях, развитие и усовершенствование индивидуальных свойств и психических функций личности, которые обеспечивают эмоциональную стойкость. Применение целостного комплекса психокоррекционного влияния разрешает оптимизировать эмоциональную стойкость будущих психологов во время учебной деятельности.

Изучение психологических условий и особенностей учебной деятельности студентов определило целесообразность и необходимость формирования эмоциональной стойкости, обусловило отбор комплекса психодиагностических и психокоррекционных методик. Это также дало возможность отделить те факторы, которые существенно влияют на эффективность учебной деятельности и уровень эмоциональной стойкости - увеличение интенсивности информационного потока, увеличение количества видов деятельности, возрастание личной ответственности за успешность учебной деятельности, значительное увеличение интеллектуальной нагрузки.

Информативными показателями, которые свидетельствуют об изменении уровня эмоциональной стойкости, следует считать: нейротизм, ситуативную тревожность, нервно-психическую стойкость; гипертимность, тревожность, возбудимость, эмотивные типы акцентуаций; общую интернальность, предметную и социальную эргичность, предметную и социальную пластичность, социальный темп, предметную и социальную эмоциональность; эмоциональную стойкость; такие эмоциональные состояния как тревожность, агрессивность, ригидность, трудоспособность и успешность учебной деятельности.

Обычно диагностика осуществляется при помощи отдельных методик: методики определения эмоциональной стойкости (разработанной сотрудниками лаборатории психофизиологических проблем высшей школы Казанского университета), методики ТТАРС (определение тревоги, трудоспособности, активности, расположения духа и самочувствия), методики диагностики эмоциональных состояний Г. Айзенка, методики определения темперамента В. М. Русалова, методики определения локуса контроля Дж. Роттера и нейротизма Г. Айзенка.

Итак, для будущего психолога эмоциональная стойкость – это не только профессионально необходимая черта, но и качество, которое нужно вырабатывать на протяжении всей жизни.

 


Выводы

История исследования проблемы эмоциональной стойкости выделяет два главных этапа в ее разработке: констатирующе - описательный и формирующий (профессионально - ориентированный). Под эмоциональной стойкостью мы понимаем сложное интегративное полисистемное качество личности, которое обеспечивает высокую производительность деятельности и целеустремленность поведения в сложных эмоционально напряженных условиях.

Развитие эмоциональной культуры у будущих психологов возможно в трех направлениях. Первое - развитие эмоциональной регуляции, второе - формирование правильного понимания значения эмоций в человеческой жизни, третье - целенаправленное введение сферы чувств к наставительно-познавательной деятельности.

Много исследователей не только делали акцент на необходимости развития эмоциональных процессов, но и на вторичности и зависимости роли когнитивных процессов в системе учебной и воспитательной деятельности. Тем не менее, не до конца изученными на сегодня являются формы, виды и методы развития эмоциональной культуры будущего психолога.

Важным и фактически единственным условием восприятия и осмысления общекультурных ценностей остается специально организованная учебная деятельность. Поэтому в процессе обучения студентов –психологов огромное внимание должно быть уделено развитию эмоциональной стойкости будущих профессионалов.

Познание эмоциональной сферы человека, не смотря на свою продолжительную историю, имеет еще много нерешенных задач. Это связано с тем, что эмоции, будучи самостоятельным явлением психики, очень тесно переплетаются с другими ее проявлениями. Интегрируясь с познавательными процессами и личностными качествами, они образовывают единство интеллектуального, креативного и эмоционального. Результатом таких образований является возникновение, функционирование и закрепление большого количества личностных качеств как стойких образований в поведении и деятельности.

Можно сделать вывод - успешность, эффективность, производительность психологической деятельности обеспечивают те личностные качества, которые осознаются как неопровержимые ценности. К их структуре беспрекословно и обязательно должна входить и эмоциональная стойкость будущего психолога. Только тогда личность будет современной, целостной и нужной, если она будет понимать себя, и эффективно будет сотрудничать с другими.

 


Список использованной литературы

1. Баданина Л. П. Соотношение психологических и нейропсихологических коррелятов эмоциональной неустойчивости у младших школьников: Автореф. дис. …канд. наук. – СПб., 1996.

2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль: Пер. с англ. – С. -Пб.: Прайм-Еврознак, 2001.

3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия: Пер. с англ. – С. -Пб.: Питер, 1998.

4. Власова О. І. Педагогічна психологія: Навч. Посібник – К.: Либідь, 2005. – 400 с.

5. Загальна психологія. / За редакцією академіка С. Д. Максименка. Підручник. – 2-ге вид., переробл. і доп. – Вінниця: Нова Книга, 2004. – 704 с.

6. Занюк С. С. Психологія мотивації та емоцій / Волин. держ. ун-т ім. Лесі Українки. – Луцьк, 1997.

7. Изард К. Э. Психология эмоций: Пер. с англ. – С. -Пб.: Питер, 1999.

8. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – С. -Пб.: Питер, 2001.

9. Кириленко Т. С. Психологія: емоційна сфера особистості: Навч. Посібник. – К.: Либідь, 2007. – 256 с.

10. Киршбаум Э. И., Еремеева А. И. Психические состояния / Дальневост. ун-т. – Владивосток, 1990.

11. Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. – М., 1984.

12. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. – М., 1984.

13. Лазурский А. Ф. Очерк науки о характерах. – М.: Наука, 1995.

14. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. – М., 1964.

15. Маслоу А. Психология бытия: Пер. с англ. – М.: REFL - book, 1997.

16. Олпорт Гордон В. Личность в психологии. - М.: Ювента, 1998. – 375 с. 17. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Под общ. ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб.: Питер, 2002.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: