Четвертый квадрант матрицы БКГ: «собаки»




Первый квадрант матрицы БКГ: «вопросительные знаки», или «трудные дети»

 

В данном квадранте находятся направления бизнеса компании, представленные в быстрорастущих отраслях или сегментах, но имеющие низкую долю рынка или, другими словами, занимающие слабое положение на рынке. Такие виды деятельности требуют высоких уровней инвестиций от компании, для того чтобы расти в соответствии с рынком и укреплять положение товара на нем. При попадании бизнеса в данный квадрант матрицы компания должна решить, есть ли сейчас достаточные ресурсы для развития товара на данном рынке (в таком случае инвестиции направляются в развитие знания и ключевых преимуществ товара, в интенсивный прирост доли рынка). Если компания не обладает достаточными ресурсами для развития товара в данных рынках – товары не развиваются.

 

Второй квадрант матрицы БКГ: «звезды»

В данном квадранте находятся направления бизнеса компании, которые являются лидерами в своей быстрорастущей отрасли. Компания должна поддерживать и укреплять данный вид бизнеса, а значит, не снижать, а, возможно, и увеличивать инвестиции. На данные направления бизнеса должны быть выделены одни из лучших ресурсов компании (персонал, научные разработки, денежные средства). Этот вид бизнеса является будущим стабильным поставщиком денежных средств для компании.

 

Третий квадрант матрицы БКГ: «дойные коровы»

Представляет собой направления бизнеса с высокой относительной долей рынка на медленно растущих или даже стагнирующих рынках. Товары и услуги компании, представленные в данном квадранте, являются основными генераторами прибыли и денежных средств. Подобные товары не требуют высоких инвестиций, только на поддержание текущего уровня продаж. Компания может использовать денежный поток от реализации таких товаров и услуг для развития своих более перспективных направлений бизнеса — «звезд» или «вопросительных знаков».

 

Четвертый квадрант матрицы БКГ: «собаки»

В данном квадранте сосредоточены направления бизнеса с низкой относительной долей рынка в медленно растущих или стагнирующих рынках. Эти направления бизнеса обычно приносят мало прибыли и являются неперспективными для компании. Стратегия работы с данными товарами: сокращение всех инвестиций, возможное закрытие бизнеса или его продажа.

 

Идеальный портфель по модели БКГ

 

Идеальный портфель в соответствии с данной концепцией (набор видов деятельности, товаров и услуг компании) должен состоять из двух групп товаров:

 

– способных обеспечивать компанию свободными денежными ресурсами для возможности инвестирования в развитие бизнеса («звезды» и «дойные коровы»);

– находящихся на стадии внедрения на рынок и на стадии роста, нуждающихся в инвестировании и способных обеспечить будущую стабильность и устойчивость компании («вопросительные знаки»).

 

Товары первой группы обеспечивают текущее существование компании, товары второй группы обеспечивают будущие доходы компании.

 

Возможные стратегические решения при анализе матрицы БКГ:

1) Для каждого товара в матрице должна быть принята стратегия развития. Верную стратегию помогает определить положение товаров внутри матрицы:

- для «звезд» – сохранение лидерства;

- для «собак» – уход с рынка или снижение активности;

- для «знаков вопроса» — инвестирование или селективное развитие;

- для «дойных коров» — получение максимальной прибыли.

 

2) Товары, попавшие в группу «собаки», должны быть исключены из портфеля в максимально быстрые сроки. Эта группа тянет компанию вниз, лишает свободных денежных средств, съедает ресурсы. Альтернативой исключения из портфеля может являться обновление и репозиционирование продукта.

 

3) При недостатке текущих свободных средств должны быть разработаны программы по увеличению количества «дойных коров» или «звезд» в долгосрочной перспективе, а в краткосрочной перспективе – сокращен выпуск новых товаров (так как компания не в состоянии на необходимом уровне поддерживать развитие всех новинок).

4) При недостатке будущих средств необходимо вводить в портфель большее количество новых продуктов» способных стать «звездами» или «дойными коровами» в будущем.

 

Несмотря на определенную универсальность метода, можно выделить следующие ограничения в использовании матрицы БКГ:

- темп роста рынка не может говорить о привлекательности отрасли I в целом.

- темп роста рынка не говорит о прибыльности отрасли, так как при высоких темпах роста и низких входных барьерах может возникнуть интенсивная конкуренция, в частности ценовая, что сделает отрасль неперспективной для компании;

- относительная доля рынка не является однозначным следствием конкурентоспособности товара, поскольку может быть результатом прошлых усилий и успехов и не гарантирует лидерство на рынке в будущем;

- матрица предлагает правильные направления инвестирования, но не содержит тактических указаний и ограничений в реализации стратегии. Инвестирование в развитие товара без явных конкурентных преимуществ может пройти неэффективно.

 

Задание:

Информация о деятельности сельскохозяйственной организации

Вид продукции Объем реализации, млн руб. в год Объем реализации крупнейшего конкурента, млн руб. в год Темп роста рынка, %
Зерновые     8,8
Подсолнечник      
Соя      
Овощи      
Сахарная свекла      
Молоко      
Мясо КРС      
Колбасные изделия      

Нанести данные на матрицу БКГ, сделать выводы о стратегии организации



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: