УРОК 107. И. С. НИКИТИН «РУСЬ» РИТМ СТИХОТВОРЕНИЯ.




УРОК 107. И. С. НИКИТИН «РУСЬ» РИТМ СТИХОТВОРЕНИЯ.

Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: познакомить учащихся с творчеством И. С. Никитина,; создать условия для знакомства с понятием «риторический вопрос»; раскрыть красоту русской природы в произведениях поэта; продолжить работу над обогащением словарного запаса; развивать выразительность речи, творческое воображение, умение понимать чувства поэта; воспитывать любовь к чтению, желание читать произведения родных поэтов, гордость за родной край
Планируемые результаты
Предметные: познакомятсяс произведением Ивана Саввича Никитина «Русь», с понятием «риторический вопрос»; научатся: задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; работать с текстом произведения в поэтической форме; определять тему, главную мысль, характеризовать героев произведения; находить средства художественной выразительности Метапредметные: Познавательные: уметь ориентироваться в художественной книге; осуществлять самостоятельный и целенаправленный выбор книги, поиск необходимой информации в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция); соотносить произведения живописи с литературным текстом. Регулятивные: самостоятельно составлять план урока: определять тему, цели и задачи урока, планировать действия по выполнению задач урока, оценивать выполненные действия, фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «–», «?»). Коммуникативные: соблюдать правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях) Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения

 

Организационная структура урока

 

Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности учащегося
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают и объясняют смысл пословиц о Родине Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова: – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. Как вы думаете, о чем это произведение?     – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией И. С. Никитина. Мы познакомимся со стихотворением, которое он впервые напечатал и которое ему принесло известность. Кто запомнил, как оно называется? – Русским читателям XIX века имя поэта стало известно после стихотворения «Русь». Оно понравилось всем. Поэт-самоучка сразу стал знаменитым. Видимо, Никитин сумел выразить в стихотворении то, что жило в сердце каждого русского человека Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. Дополняют предложение. – Наша задача сегодня на уроке – разобраться, понять, почему это стихотворение нашло отклик в душах многих россиян Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
III. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией поэта Рассказывает о творчестве И. С. Никитина, свой рассказ сопровождает показом его портрета (см. ресурсный материал) Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора стихотворения. Задают вопросы о творчестве Ники- тина Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета
IV. Работа над содержанием текста. Работа с толковым словарем.   Первичное чтение произведения Проводит словарную работу. – Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.   – Подумайте, почему это стихотворение принесло славу Никитину?   Читает стихотворение. – Какое впечатление произвело на вас это стихотво- рение? – Как удалось Никитину описать бескрайние просторы Руси? Найдите в тексте.     – Что такое эпитет?     – Найдите эпитеты, изображающие силу и мощь Руси. – В своем стихотворении Иван Саввич Никитин восхищается мужеством и героизмом русского народа, рассказывая об историческом событии. – Найдите в тексте строки, повествующие о войне. – Прочитайте строки, в которых говорится, как русский народ откликнулся на призыв защитить Россию. – Найдите строки в стихотворении, рассказывающие о победе Работают с толковым словарем. Шатер голубых небес – бескрайнее ясное небо. Грань степей – горизонт. Цепи гор-великанов – стена высоких гор. По степям в моря реки катятся – реки впадают в моря. Нивы зрелые, что камыш, тихо движутся – колосья пшеницы, ржи, ячменя от ветра склоняются. Мурава лугов ковром стелется – густая трава. Подымает грудь море синее – от непогоды волнуется. Курганы – холмы. – Его восхищение богатством и простором Руси, гордость поэта за свою Родину, за ее героический народ. Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Отмечают особенность стихотворения: его плавность, распевность чтения, сходство с былиной.Эпитет – образное определение, прибавляемое к названию предмета для большей выразительности. – Эпитеты: Русь державная, родина православная, в красе царственной, поля чистого, воля смелая, богатырских сил, старины святой, громких подвигов Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Осуществлять контроль по результату
V. Повторное чтение и анализ произведения Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.   – По характеру стихосложения что напоминает это произведение?   – Как вам кажется, почему так напевно и торжественно звучит это стихотворение, по звучанию своему похоже на протяжную песню? Есть ли рифма в стихотворении? – Стихотворение «Русь» длинное. Попробуем разбить его на 4 части. Первая часть – 10 строф – заканчивается словами: «Широко ты, Русь, по лицу земли / В красе царственной развернулася». – Перечитаем по цепочке отрывок. Но помните, что ошибку в чтении допускает тот, кто интонационно присоединяет последнюю строку в четверостишии к предыдущей, третьей строке. Необходима пауза после третьей строки. Этого хотел поэт, поэтому и выделил слова «зеленеется», «великанами» в отдельную строку.     – Что вызывает восхищение поэта, когда он описывает родину? Как удается Никитину описать бескрайние просторы Руси? – Где «горами лед ходит по морю»? Как мы называем эти ледяные горы? – Что видят люди, когда «подымается грудь море синее»? – Какие приемы использует поэт в этих строках?   – О какой неприглядной тьме говорит поэт, и что он называет «пожаром небес»?   – Какими словами автор подчеркивает величие Руси? – Как можно озаглавить 1-ю часть? – Прочитайте следующие 4 четверостишия. С какой интонацией следует читать каждое? – К кому обращены эти вопросы? – Поэт задает эти вопросы, потому что не знает ответа? Или поэт знает ответ на свои вопросы?     – Такие вопросы, ответ на которые заранее известен, называют РИТОРИЧЕСКИМИ. – Как озаглавим 2-ю часть? – После риторических вопросов начинается 3-я часть, в которой поэт вспоминает героическое прошлое нашей Родины. Знаете ли вы, о каких победах Руси напоминает поэт? Зачитайте и прокомментируйте. – Как он называет врагов? – Где поэт стелет постель для незваных гостей?   – Как в стихотворении называет битву? – В чем усматривает поэт силу России? Почему она победила Францию? – Прочитайте строки, в которых поэт рассказывает о единстве русского народа в дни суровых испытаний. – Прочитайте строки, в которых рассказывается о гибели армии Наполеона. – Этими словами заканчивается 3-я часть. Как ее можно озаглавить? – Какие слова выбирает поэт, рассказывая о том, что никто не мог завоевать Русскую землю? – Прочитайте. Здесь поэт пишет о своей гордости настоящим, а не прошлым своей Родины и объясняется в любви к ней. – Как можно озаглавить 4-ю часть? – Как следует читать последние два четверостишия? – Перечитайте стихотворение, найдите, какими словами-синонимами Никитин заменяет слово «Русь». – Какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал свое произведение? Почему вы так думаете? – На слова стихотворений Никитина создано более 60 романсов и песен. Прослушивание музыкальной записи Читают произведение. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. – Стихотворение напоминает народную песню, оно напевно. Поэт писал его былинным стихом. – Рифмы нет. В народных стихах ее часто не бывает. Но в стихотворение ритм важнее рифмы. В былинах три ударения в строке. Два из них стоят на третьем от начала и на третьем от конца слогов, а третье ударение располагается свободно. Такой же ритм в стихотворение «Русь». – Былины воспевают богатырей – защитников страны. Могучую, как богатырь, страну поэт хочет восславить стихами, подобными народным. Родина – не только степи, горы. Родина – это народ. И о народе Никитин хочет рассказать, используя приемы, присущие народной поэзии. На эти приемы мы обязательно обратим внимание. – Эпитеты: белый пух; море синее, мгла непроглядная, поле чистое, старина святая, лях гордый, туча темная, мать сыра земля, свет белый, слава громкая, Русь могучая, краса царственная… – Восхищение вызывает необъятность Родины.   – Айсберги – ледяные горы.   – Люди видят волны.   – Автор использует олицетворение и сравнение. – Непроглядная тьма бывает на севере полярной ночью, небо там иногда освещается северным сиянием. – «Русь державная, в красе царственной». – 1-я часть – «Необъятная, царственная Русь».   – С вопросительной интонацией. – Эти вопросы обращены к Родине. – Конечно, он знает ответ на задаваемые вопросы. Более того, он уверен, что и читатель тоже знает и на все вопросы ответит утвердительно.     – 2-я часть – «Риторические вопросы». – Нашествие татаро-монгольского ига, война с Польшей, война с французами.     – Гость незваный, туча черная, гроза. – Под сугробами стелет постель для незваных гостей. – Битва – кровавый пир. – Сила России в единстве, на борьбу поднялся весь народ.     – 3-я часть – «Русь непобедимая».     – 4-я часть – «Объяснение в любви к Родине». – Торжественно, взволнованно. – Русь (синонимы) – Родина, мама, современное: Отечество, Россия, Отчизна Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обуча-ющихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мне-ние и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Учитывать мнение соседа по парте
VI. Домашнее задание Объясняетдомашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворения Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Сохранять учебные задачи
VII. Итог урока. Рефлексия Организация подведения итогов урока обучающимися. Оценка результатов выполнения заданий, в том числе и чтения. Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию Осуществлять самоконтроль учебной деятельности


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: