Хозрасчетное задание - это годовой план, программа деятельности внутрихозяйственного подразделения на предстоящий год, включающая систему организационных, технических и технологических мероприятий по наиболее эффектному использованию ресурсов, земли и других средств производства. Данные задания имеют своей целью довести до конкретных исполнителей задачи, намеченные в бизнес- плане.
Основные принципы хозрасчета: сочетание централизованного планового руководства деятельностью подразделений с предоставлением их коллективам оперативно-хозяйственной самостоятельности; наделение подразделений в соответствии с целями деятельности необходимыми земельными, трудовыми и материальными ресурсами, фондами для выполнения плана и увеличения производства продукции (работ, услуг); материальная заинтересованность и материальная ответственность работников в увеличении производства продукции (оказания услуг), повышении её качества, в правильном использовании средств производства и труда; учет и оперативный контроль производств, деятельности подразделений.
Все показатели хозрасчетного задания бригаде можно разделить на 3 группы. Первая группа показателей определяет ресурсы подразделения - трудовые и материальные; состав, число среднегодовых постоянных работников, в т.ч. трактористов-машинистов, прочих работников; площадь закрепленной земли; количество закрепленной техники: тракторов и комбайнов, прицепных и навесных орудий, прочего инвентаря; поголовье рабочего скота; здания, сооружения, их оборудование- склады для удобрений и ядохимикатов, горючего, продукции;
Вторая группа показателей – это программа по производству продукции растениеводства и животноводства. Руководство доводит до бригады посевные площади по культурам, которые необходимо иметь в планируемом году, урожайность и выход валовой продукции в натуральном и денежном выражении, а также работы по незавершенному производству под урожай будущих лет.
|
Третья группа показателей в хозрасчетных заданиях тракторно-полеводческой бригады – это плановые лимиты затрат материально-денежных средств и труда на производство запланированной продукции, а, именно, трудовые и материальные затраты на семена, удобрения, ядохимикаты, на подготовку их к посеву или внесению в почву, т.е. затраты на все работы, связанные с выращиванием растений и обеспечивающие получение запланированного урожая.
Агрофирма «Оксана» устанавливает для хозрасчётных подразделений основные плановые показатели: объём производства продукции в натуральном (по ассортименту и качеству) и стоимостном выражении; объём работ незавершённого производства, оказываемых услуг (выполняемых работ); объём продажи с.-х. продукции государству в натуральном (по ассортименту и по срокам) и стоимостном выражении (для подразделений, которым хозяйство поручило выполнять эту функцию); лимиты прямых и общебригадных (цеховых, общеотделенческих) производств, затрат по статьям - общую сумму и на единицу продукции; расценки (нормативы) оплаты труда за продукцию в соответствии с действующим в хозяйстве Положением об оплате труда; плановые цены на продукцию (работы), которую производят подразделения, с учётом её качества, а также на все статьи и элементы производств, затрат и виды услуг. При установлении лимитов производств, затрат используют нормативы затрат материально-денежных средств на единицу продукции (на 1 га, на 1 голову животных и т. д.). Состав планируемых затрат определяют в хозяйстве применительно к функциям конкретного производств, коллектива и степени его влияния на величину отдельных статей затрат. Плановые показатели производств, деятельности хозрасчётных подразделений отражаются в технологических картах определенной формы, планах отделений, хозрасчётных заданиях. Планы внутрихозяйственных подразделений (с разбивкой по месяцам и периодам работ) разрабатывают руководители и специалисты этих подразделений совместно с главными специалистами агрофирма «Оксана». Утверждённые правлением колхоза или дирекцией предприятия, они доводятся до хозяйственных подразделений не позднее чем через 10-15 дней после утверждения производственно-финансового плана хозяйства.
|
Оперативный контроль и оценка деятельности хозрасчётных подразделений базируются на бухгалтерском учёте. Он ведётся в каждом хозрасчётном подразделении и обеспечивает полную сопоставимость фактических показателей деятельности хозрасчётных подразделений с плановыми, правильность денежной оценки произведённой и реализованной продукции каждым хозрасчётным подразделением, а также объёма производств, затрат и различных услуг. Плановую стоимость произведённой продукции рассчитывают по ценам, предусмотренным производственно-финансовым планом с.-х. предприятия (для отд. подразделений они могут быть дифференцированы в зависимости от установленных плановых показателей качества и сроков производства продукции); отчётную - по фактическим ценам реализации. При определении стоимости продукции не учитывают надбавки, установленные за продажу продукции сверх достигнутого уровня низкорентабельным и убыточным хозяйствам. Работы и услуги вспомогательных и обслуживающих подразделений в плане, отчёте и при подведении итогов оцениваются по плановой себестоимости.
|
Особенности организации экономической работы хозрасчётных подразделений отражаются в Условиях ведения внутрихозяйственного расчёта, разрабатываемых и утверждаемых в каждом с.-х. предприятии в соответствии с Основными положениями по организации внутрихозяйственного расчёта на с.-х. предприятиях, принятыми в 1985. Наиболее действенная и эффективная форма внутрихозяйственного расчета - коллективный подряд, ставящий систему материального поощрения работников внутрихозяйственных хозрасчётных подразделений в зависимость от конечных результатов производства.
В эффективности производства отображается влияние комплекса взаимосвязанных факторов, которые формируют ее уровень и определяют тенденции развития. Повышение эффективности сельскохозяйственного производства является одной из актуальнейших проблем, стоящих перед хозрасчетными подразделениями.
Экономическая эффективность показывает полезный конечный эффект от применения средств производства и живого труда, отдачу совокупных вложений. В сельском хозяйстве это получение максимального объема продукции с 1 га земли, от 1 головы скота при наименьших затратах живого и общественного труда. Следует иметь также в виду, что эффективность – это не только соотношение затрат и результатов производства, но и качество, полезность продукции для потребителя.
Развитие зернового хозяйства происходит на основе роста экономической эффективности производства зерна. За счет этих условий обеспечивается увеличение валовой и товарной продукции зерновых культур, укрепляется материально-техническая база отрасли. Экономическая эффективность производства зерна характеризуется системой таких показателей: урожайность, продуктивность труда, себестоимость продукции, цена реализации 1 ц зерна, прибыль на 1 ц зерна и на 1 га посевной площади, уровень рентабельности производства зерна.
Таблица 3.1 - Данные для определения экономической эффективности производства озимой пшеницы в агрофирме «Оксана» Каховского района в 2003-2005гг
Показатели | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | В среднем за три года |
Посевная площадь, га | 243,6 | |||
Валовой сбор, ц | ||||
Прямые затраты труда, всего, чел.-ч. | 1666,7 | |||
Производственные затраты, всего, грн. | 137133,3 | |||
Количество реализованной продукции, ц | ||||
Денежная выручка от реализации, тыс. грн. | 177,2 | 124,2 | 148,8 | |
Себестоимость реализованной продукции, тыс. грн. | 168,1 | 111,2 | 123,1 | 134,1 |
Прибыль, тыс. грн. | 9,1 | 21,9 | 14,7 | |
Площадь, с которой реализована продукция, га | 243,6 |
На основании исходных данных (таблица 3.1) определим показатели экономической эффективности производства зерна в агрофирмы «Оксана» (таблица 3.2). Проанализируем полученные расчетные показатели эффективности.
Таблица 3.2 - Показатели экономической эффективности производства озимой пшеницы в агрофирмы «Оксана» за 2003-2005 гг.
Показатели | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. |
Урожайность, ц/га | 5,93 | 15,35 | 41,00 |
Прямые затраты труда на 1 ц, чел.-ч. | 0,40 | 0,52 | 0,81 |
Себестоимость 1 ц, грн.: | |||
а) коммерческая; | 33,85 | 30,23 | 49,24 |
б) производственная | 73,15 | 28,64 | 48,37 |
Средняя цена реализации 1 ц, грн. | 35,68 | 33,76 | 58,00 |
Прибыль, грн. на: | |||
а) 1 ц реализованной продукции; | 1,83 | 3,53 | 8,76 |
б) 1 га площади, с которой реализована продукция | 21,77 | 51,38 | 365,00 |
Уровень рентабельности | 5,1 | 11,7 | 17,8 |
Важным показателем экономической эффективности производства зерна является себестоимость продукции. Она отражает качество работы хозяйств и в значительной степени определяет уровень его доходности. На протяжении последних лет себестоимость 1 ц зерна выросла и разница между ею во втором периоде и первом составляет 13,7 грн. это мы вели речь о производственной себестоимости.
Но если к ней прибавить затраты на реализацию, мы получим коммерческую себестоимость. Логично предположить, что она превышает производственную на величину этих затрат. Ее рост не такой незначительный – только 2,39 грн.Больше половины всех затрат на производство зерна приходится на оплату труда, стоимость посевного материала и удобрений, а также затраты на содержание основных средств.
Цены реализации растут, хотя и не регулярно, а скачкообразно. Они должны покрывать увеличение производственных затрат и обеспечивать достаточно высокую эффективность производства зерна. Но не всегда это получается. На рынке может сложиться невыгодная цена, т.е. ниже коммерческой себестоимости. И тогда, чтобы хоть частично окупить свои затраты, приходится реализовывать по навязанной рынком цене.
В результате действия комплекса факторов в процессе развития зернового хозяйства масса прибыли в расчете на 1 га во втором периоде увеличилась больше чем в 25 раз. Уровень рентабельности производства зерна, который формируется и зависит от его себестоимости и средней цены реализации, увеличивался и в 2004 г. составил 18 %,что означает получение 18 грн. прибыли на 1 грн. материальных и трудовых затрат после их возмещения.
3. Методика составления и основные показатели бизнес-плана развития агрофирмы «Оксана»
Бизнес-план – планирующий документ, отражающий производственно-хозяйственное финансовое состояние предприятия, его деловые возможности, перспективы развития и пути реализации поставленной цели.
Любое новое дело нуждается в принятии важных предварительных решений о его развитии. Бизнес-план - это очень хорошее средство для их осмысления. В условиях становящегося украинского бизнеса уже работающие предприятия и люди, ещё недавно далёкие от хозяйственной деятельности, ищут новые возможные применения своих сил в экономике.
Агрофирма «Оксана» именно сейчас нуждается в освоении новых направлений производства, для чего и необходима серьезная работа по созданию бизнес-плана. Предприятие ранее никогда не прибегало к составлению бизнес-плана, поэтому целесообразно изучить методику его составления и содержание.
В отличие от традиционного плана организации бизнес-план учитывает не только внутренние цели предпринимательской организации, но и внешние цели лиц которые могут быть полезны новому делу. Помимо инвесторов заинтересованными лицами будущего бизнеса являются потенциальные потребители и поставщики фирмы.
Для агрофирмы «Оксана» бизнес-план - это по сути, всё, чем он может привлечь внимание инвесторов. Уровень составленного бизнес-плана становится показателем надёжности серьёзности предпринимателя и его дела.
Бизнес-план, как никакой другой из планов фирмы, имеет внешнюю направленность, превращая в своего рода товар, продажа которого должна принести максимально возможный выигрыш. Бизнес-план охватывает достаточно длительный период, обычно- 3-5 лет, иногда больше. Бизнес-план связан с созданием и развитием определенного нового бизнеса и ориентирован только на развитие. Он имеет чётко очерченные временные рамки, по истечению которых определённые планом цели и задачи должны быть выполнены (например, должен быть построен и достигнут проектной мощности цех). Таким образом, бизнес-план тяготеет к проекту с его конкретной проработкой и определённой самодостаточностью;в бизнес-плане функциональные составляющие (планы производства, маркетинга и др.) являются полноправными, равновесными частями структуры бизнес-плана.
В бизнес-плане заложены преимущества гибкого сочетания производственного и рыночного, финансового и технического, внутреннего и внешнего аспектов деятельности фирмы.
Этапы разработки бизнес-плана:
1.Определение источников нужной информации.
2.Определение целей его подготовки
3.Определение своих целевых читателей
4.Установление общей структуры создаваемого документа.
Обычно бизнес-план включает в себя такие составные части:
титульный лист; резюме; историю своего бизнеса (если предприятие уже действует);описание продуктов (услуг); описание дел в отрасли, товарные рынки; конкурентов; оценку и выбор конкурентной стратегии; производственный план; план маркетинга; организационный план; финансовый план и оценку риска; план исследований и разработку; приложение (аппендикс); сбор информациии непосредственное написание бизнес-плана.
Структура резюмедолжна состоять из 3-х частей:
введение: включает цели плана, коротко выраженную суть проекта;
основное содержание: сжатое всех ключевых элементов бизнес-плана и её основных частей: род деятельности, прогноз спроса, источники финансирования и т. д.;
заключение: суммирует факторы будущего успеха предпринимателя, может включать описание основных способов действий предпринимателя.
План производства: помимо технического описания план производства должен включать экономические расчёты издержек производства. Кроме этого должны быть даны ответы на следующие вопросы:
Каковы основные методы производства и технологии? Какова общая структура производственного процесса, операции по выпуску товара? Возможно ли достижение преимущества в операциях? Структуру производственного процесса лучше показать при помощи схемы производственных потоков. Какое сырьё и материалы необходимы? Кто основные поставщики фирмы? Указать их имена и адреса. Выявлены ли критические факторы (узкие места)? Ими могут быть поставщики, время, затрачиваемое на те или иные операции, и т. д. Какие мощности необходимы для организации производства? Существуют ли на предприятии уже задействованные мощности? Каковы планы их расширения, затраты (издержки), связанные с расширением мощностей, и период расширения?
Может ли предприятие рассчитывать на эффект масштаба производства? Какова предполагаемая структура издержек?
Как часты случаи дублирования, непредвиденные обстоятельства при выполнении производственных операций? Как осуществляется контроль качества?
Описание оборудования, как существующего, так и необходимого, как осуществляется его выбор? Где будет расположено производство? Требования к производству со стороны месторасположения и географических условий.
Какова рабочая сила, необходимая для ведения производства сегодня и в будущем? Соответствует ли квалификация работников возможностям и специфике оборудования?
Финансовый план: финансовый раздел бизнес-плана включает в себя три основных плановых документа: баланс организации, план прибылей и убытков и прогноз движения наличности.
Кроме того, при составлении бизнес-плана проводится так называемый анализ чувствительности.
Анализ чувствительности - это метод изучения эффекта изменений текущей чистой стоимости (чистой дисконтированной стоимости) проекта в связи с изменением ключевых параметров проекта- затрат на исследование и разработки, строительных издержек, размеров рынка, цены, издержек производства, затрат на рекламу и сбыт и т. п.
Чистая дисконтированная стоимость - это показатель эффективности инвестиций, предпринятых в рамках предпринимательского проекта.
Дисконтирование стоимости - это определение текущей стоимости будущих денежных доходов фирмы, которые должны быть получены в результате реализации проекта. Чем выше дисконтированная стоимость проекта, тем он эффективнее.
Критерием эффективности бизнес- проекта является положительная величина чистой дисконтированной стоимости. Таким образом, анализ чувствительности позволяет определить, не приведут ли изменения ключевых параметров проекта к снижению чистой дисконтированной стоимости до отрицательной величины, то есть к утрате эффективности проекта. Другими словами, этот метод определяет, насколько чувствителен проект к изменениям. Предварительное применение анализа чувствительности в рамках бизнес- планирования позволяет снижать предпринимательских риск, избегать непроизводительных вложений капитала.
Ещё одна важная составляющая финансового раздела бизнес- плана- это определение источников капитала (фондов), необходимых для деятельности фирмы. Эта часть финансового плана актуальна как для небольших, только вступающих в бизнес фирм, так и для крупных предприятий, нуждающихся в дополнительном притоке капитала.
Данные об источниках капитала должны быть увязаны с использованием фондов при конкретном указании способов и направления использования капитала.
Вопросы об источниках финансирования могут иметь следующее содержание:
Предполагаемая система финансирования и её инструменты: будут ли это банковские кредиты, векселя, облигации, опционы, простые и привилегированные акции и т. д.
Величина процентов и основных выплат по долгу.
Гарантии или залог, обеспечивающие безопасность финансовых соглашений.
Показатели финансового рычага, определяющие уровень риска проекта, соотнесёнными с соответствующими среднеотраслевыми показателями.
Список текущих кредитов фирмы (если они существуют), суммы и сроки выплат по кредитам.
Налоговые преимущества, которые могут быть получены при том или ином способе финансирования бизнеса.
4.Методика составления и основные показатели перспективного стратегического плана развития агрофирмы «Оксана»
Многие важные стороны деятельности хозяйства недостаточно планировать на один год, это и обуславливает необходимость в составлении перспективного плана развития предприятия. Обычно перспективный план составляется на пять лет.
В анализируемом хозяйстве образец перспективного плана отсутствует. Но мы кратко рассмотрим основные разделы перспективного плана. Данный план состоит из четырех основных разделов.
Первый раздел. Задание на разработку перспективного плана хозяйства. В данном разделе рассматриваются общие сведения о предприятии. Следует проследить развитие хозяйства в динамике для определения возможного уровня его перспективного развития, оценить природно-климатические и экономические условия предприятия.
Второй раздел. Обоснование объемов производства сельскохозяйственной продукции на перспективу.
В данном разделе на основе планов реализации, анализа экономических и природных условий хозяйства намечают специализацию и уровень интенсивности предприятия. Затем определяют земельный фонд хозяйства на перспективу. После, планируют качественные показатели по растениеводству и животноводству - урожайность, продуктивность животных и т. д, систему агрономических и зоотехнических мероприятий и т.д. на основании полученных данных определяют объем производства сельскохозяйственной продукции и её распределение.
Третий раздел. Основные балансы производства. В плане составляют следующие балансы:
А) Общий баланс кормов - в нём сопоставляются сводные показатели потребности скота в кормах (кормов. ед. и переваримый протеин) с их производством в хозяйстве. Затем производится анализ объема и структуры кормовой базы хозяйства и обеспеченность переваримым протеином.
Б) Баланс органических и минеральных удобрений - определяют потребность в удобрениях и сопоставляют её с выходом (навоз) и приобретением (минеральные удобрения)
В) Баланс труда - определяют потребность в рабочей силе.
Четвертый раздел. Экономическая оценка проекта перспективного плана хозяйства. В разделе планируется себестоимость продукции, устанавливаются затраты труда на единицу продукции, оценивают валовую и товарную продукцию. Данный анализ проводится путем сопоставления плановых показателей с фактическими за 3 года.