Позиционирование России в исследовании Хофстеда
Нидерландский социолог и исследователь Гирт Хофстеде (Geert Hofstede) определил культуру как «коллективное программирование ума, отличающее членов одной группы от другой». Модель оценки кросс-культурных аспектов поведения работников дает управленцам инструментарий формирования стратегий мотивации и принятия решений. Процесс управления мотивацией в мультинациональном коллективе предполагает позиционирование сотрудника в международной компании в соответствии с его интересами, а не только с потребностями транснациональной экспансии, формирование благоприятной и доверительной организационной среды, информирование сотрудника о стратегических намерениях организации и собственных карьерных перспективах. Тем самым достигается активизация профессиональных и коммуникативных навыков работников, определяемая синергическим эффектом межкультурного взаимодействия.
В рамках единой типологии деловой культуры российская деловая культура позиционируется по характеристикам принятия решений как эмоциональная и коллективистская, принадлежащая восточному (азиатскому) кластеру на макроуровне, что соответствует лидерскому (клановому, семейному) типу на микроуровне. В этот кластер входят в основном православные и конфуцианские страны.
При этом российская культура является неоднородной по своему составу, то есть включает в себя большое количество субкультур.
«мы расположены строить теплые, доверительные отношения на уровне социальных взаимоотношений и даже на уровне отношений с ближайшим руководством». В таких странах управленческие решения принимаются обычно на основе интуиции и чувств, мышление имеет преимущественно образный характер, восприятие мира является целостным, гармоничным.
|
Следует отметить своеобразие российского коллективизма: он имеет «вертикальный» иерархический характер с приоритетом социального целого над интересами личности. В жизни россиян огромное значение имеет объединяющая людей идея и вера, рождающая единение (соборность), желание идти за лидером, с которым связывают осуществление идеи. Отметим, что, отказываясь от доминирования личных целей и интересов над общественными, полагая, что общее благо является основой личных достижений, в ответ россиянин рассчитывает на заботу о себе власти и общественную поддержку «мира» в чрезвычайных обстоятельствах.
Интересно отметить, что россиянин является коллективистом прежде всего по своей самооценке, при этом, как показывают социологические опросы, обобщенный образ «другого россиянина» в его глазах выглядит более индивидуалистическим, чем его собственный
для России наиболее значимым является прошлое, несколько меньшее значение имеет настоящее и, наконец, наименее важным представляется будущее. Отметим, что хотя российское настоящее и будущее и не вытекают из прошлого, но история страны и народа страны важна сама по себе. Это отражает консерватизм российской деловой культуры, что придает устойчивость траектории развития деловой культуры, но в то же время затрудняет движение по инновационному пути развития экономики.
Транснациональная корпорация как эффективная форма международного предпринимательства
|
ТНК – это особая форма организации хозяйственной деятельности фирмы, основанной на кооперации труда работников многих предприятий, расположенных в разных странах и объединенных единым титулом собственности на средства производства, причем такая деятельность направлена на подавление конкуренции и усиление господства на мировых отраслевых рынках, что выражает суть экономической политики ТНК.
Крупнейшие ТНК чаще всего сосредотачивают свою деятельность в быстро развивающихся отраслях промышленности, определяющих научно- технический прогресс. Видное место занимают корпорации химической, добывающей и автомобильной промышленности.
Укрепляя связи между национальными рынками, ТНК организует процесс интернационализации производства, размещая предприятия по всему миру под единым руководством. Они объединяют технологические циклы предприятий, расположенных в разных странах, осуществляют внутрифирменное разделение труда.
Каждое предприятие, входящее в ТНК, функционирует в рамках согласованной политики и единой общей стратегии. В различных ТНК имеются один или более центров, принимающих решения. В рамках каждой ТНК согласовано распределение результатов НИОКР, ресурсов и ответственности между родственными предприятиями.
В 21 в. ТНК размещают свои исследовательские центры в научных и технологических парках. Распространены следующие формы центров сосредоточения НИОКР и инновационных технологий:
- кластеры – группы географически соседствующих взаимосвязанных и взаимодополняющих отраслевой общностью предприятий. Например, кораблестроительный кластер в Хортене (Норвегия);
- техногенные долины – зоны концентрации научно-технического потенциала, позволяющие быстро распространять нововведения, новые технологии и оборудование по всей цепочке инновационного цикла. Например, Силиконовая долина и Хьюстон в США, район Консай в Японии;
- технополисы – заново отстроенные или реконструированные города, где в процессе коммерциализации технологий взаимно увязываются интересы частного корпоративного и общественного секторов с целью интенсификации экономического развития, научно-исследовательской деятельности и организации производства наукоемких изделий. Примеры функционирования технополисов – Штутгарт (ФРГ), Детройт (США), Екатеринбург (Россия);
- технопарки – высокоразвитые локальные системы с научно-производственным ядром и мощной финансовой поддержкой, организованные для разработки и выпуска конкурентоспособной продукции, например Северокаролинский парк (США).