Роль Рене Декарта в разработке метода научного познания.




ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ: РАЦИОНАЛИЗМ И ЭМПИРИЗМ В ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ

Основные черты философии Нового времени.

 

Потребности капиталистического производства изменили отношение людей к научному знанию. Если раньше наука и разум служили только целям обоснования существования Бога и были знанием ради знания, то теперь наука и разум стали рассматриваться как главные средства преобразования и созидания мира.

Основные черты философии Нового времени:

· эмпиризм – опора на опыт;

· рационализм – опора на разум;

· высокая роль науки – наука как способ улучшения жизни человека и общества;

· социальный оптимизм – вера в устройство общества на разумных началах.

 

Роль Фрэнсиса Бэкона в разработке метода научного познания.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) – выдающийся английский мыслитель, родоначальник нового отношения к науке. Основные его работы: «Новый Органон Наук, или Верные указания к истолкованию природы» (1620), «Новая Атлантида». В своей работе «Новый Органон» он даёт философское обоснование нового взгляда на цели и предназначение науки. Бэкон полагал, что научное знание способно принести человечеству огромную пользу, значительно улучшив его жизнь. «Знание – сила», эти слова Бэкона вот уже около 500 лет являются девизом науки.

Он считал, чтобы быть настоящим учёным, необходимо избавиться от заблуждений, которые присущи каждому человеку. Бэкон выделяет четыре типа заблуждений, называя их «идолами»:

· идолы рода – заблуждения, которые присущи всему человечеству и которые находят выражение в антропоморфизации – наделении человеческими качествами и свойствами предметов живой и неживой природы;

· идолы пещеры – индивидуальные заблуждения, основанные на личных предпочтениях, чувствах, способах понимания мира. У каждого человека есть своя пещера, свой внутренний мир, что накладывает отпечаток на все наши суждения. Неспособность человека выйти за рамки своих предпочтений и есть главная причина данного вида заблуждений;

· идолы рынка – заблуждения, связанные с неправильным употреблением слов, имеющих неопределённый смысл. Люди часто в одни и те же слова вкладывают разный смысл, что ведёт к пустым бесплодным спорам и в конечном счёте отвлекает учёных от процесса познания. Наука должна мыслить строгими терминами;

· идолы театра – заблуждения, основанные на слепой вере в авторитеты и догмы.

Центральная часть его философской системы посвящена разработке метода научного исследования, который имеет для него большое практическое значение. Так как он правильно ориентирует теоретическую и практическую деятельность человека, указывая кратчайший путь к новым открытиям и изобретениям, метод увеличивает власть человека над силами природы, содействует человеческому счастью.

Бэкон считал, что ведущую роль в познании играет опыт. Опыты должны ставиться по определённому методу, таким методом является индукция. Индукция – рассуждения от частных фактов к общему выводу. Этот метод предполагает пять этаповисследования, каждый из которых фиксируется в соответствующей таблице:

· таблица присутствия (перечисляются все случаи встречающегося явления);

· таблица отсутствия (заносятся все случаи отсутствия изучаемого явления);

· таблица сравнения;

· таблица отбрасывания (исключение отдельных случаев, которые не встречаются в данном явлении, не типичны для него);

· таблица «сбора плодов», формулирование вывода на основе того общего, имеется во всех таблицах.

Бэкон иллюстрирует действенность индуктивного метода на примере анализа тепла. Этот метод имеет большое практическое значение до сих пор, многие науки, опирающиеся на непосредственные эмпирические исследования широко используют его.

 

Роль Рене Декарта в разработке метода научного познания.

Рене Декарт (1596-1650) родился в семье небогатого землевладельца. После окончания иезуитского колледжа переехал в Париж. Устав от столичной жизни, Декарт покидает Францию, записавшись в голландскую армию, а затем баварскую. На военной службе у Декарта происходит переоценка ценностей, после которой он посвящает свою жизнь науке. Основные работы Декарта написаны в Нидерландах – наиболее свободной в то время стране Европы. В 1649 г., приняв приглашение шведской королевы Христины, Декарт уезжает в Швецию, где вскоре умирает, не выдержав холодного климата и режима работы установленного королевой.

Наиболее значительные его произведения: «Рассуждения о методе», «Начала философии».

Рене Декарт в отличие от Бэкона был сторонником рационализма и считал, что опыт можно использовать лишь для проверки данных интеллекта. Он стремился разработать универсальный метод для всех наук. Метод Декарта – это дедукция, рассуждение от общего положения к частным фактам. Он сформулировал общие правила научного познания, которые получили название метод Декарта.

Общие правила научного познания.

1) ничего нельзя принимать за истинное, пока оно не представится ясным и отчётливым;

2) трудные вопросы нужно делить на столько частей, сколько нужно для их разрешения;

3) начинать исследование нужно с самых простых и удобных для познания вещей и постепенно переходить к познанию вещей трудных и сложных;

4) учёный должен останавливаться на всех подробностях, на всё обращать внимание: он должен быть уверен, что ничего не пропустил.

Важная роль в рационалистическом методе Декарта принадлежит сомнению. Декарт был сторонником деизма, согласно которому Бог является разумной первопричиной мира, создав мир, он затем устраняется от земных дел.

В решении основного вопроса философии Декарт является дуалистом. Материя и сознание, равноправные и взаимосвязанные начала. Главным свойством материальных вещей является протяжённость (длина, ширина и т.д.), а идеальных вещей (душа) – мышление. Человек – единственное существо, состоящее из двух начал – материального и духовного.

Идеи Бэкона и Декарта в XVIII в. начинают приобретать всё большую популярность и находят отражение в философии Просвещения.

 

О с н о в н ы е п о н я т и я:

· антропоморфизация - наделение человеческими качествами и свойствами предметов живой и неживой природы;

· деизм - учение, согласно которому Бог является разумной первопричиной мира, создав мир, он затем устраняется от земных дел.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А:

1. Антология мировой философии. В 4-х т. М.Мысль, 1969 (АН СССР. Ин-т философии. Философ. наследие);

2. Бачинин В.А. Философия. Энциклопедический словарь. – СПб.: Изд. Михайлова В.А., 2005. – 288 с.

3. Блинников Л.В. Великие философы: Учебный словарь-справочник. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 432. стр. 35-43;

4. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2005. -439 с. сир.99-101;

5. Мамардашвили М. Картезианские размышления. – Второе изд. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1999. – 352 с.;

6. Рассел Бертран. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В трёх книгах. Издание 3-е, стереотипное. – М.: Академический Проект, 2000. – 768 с.;

7. Реале Дж., Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. – ТОО ТК «Петрополис», 1994;

8. Спиноза. Серия «Выдающиеся мыслители». Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. – 608 с.;

9. Сычёв А.А. Основы философии: Учебное пособие. – М.: Альфа-М:ИНФРА-М, 2008. -368с.:ил. Стр.59-63; Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 576 с.;

10. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1998;

11. Школьный философский словарь/Т.В. Горбунова, И.С. Гордиенко, В.А. Карпунин и др.; Общ. ред., сост. и вступ. ст. А.Ф. Малышевской. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995.-399 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: