Задача о кратчайшем пути.




ОТЧЕТ

По выполнению лабораторной работы

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

ТРАНСПОРТНОГО ТИПА

Выполнила: студент группы М-21

Алымова Е.Ю.

Преподаватель: Калиниченко Е.Ф.

Вариант 27

Г. Коломна

Г.


 

Транспортная модель с транзитом.

.

Рассмотрено решение задачи, заданной следующей транспортной сетью:

 

 

Все пункты - транзитные. Задача - несбалансированная: запасы равны 300+900+800=2000, а спрос равен: 800+300+700=1800. Как видим спрос ниже запасов. Буфер для транзитных перевозок составляет В = 1800. Для приведения задачи к задаче закрытого типа, вводится фиктивный пункт потребления с объемом потребностей равным 200 ед. Прямые маршруты из фиктивного пункта производства разрешены только в пункты потребления с удельными транспортными расходами, равными штрафам за не вывезенный товар. Естественно, что фиктивный пункт производства не может быть транзитным. Таким образом, в данной задаче имеется 8 пунктов производства и 9 пунктов потребления. Схема сбалансированной задачи представлена на рисунке:

 


 

В данной задаче 8 транзитных пунктов, которые включаются в число начальных и конечных, и 1 конечный фиктивный пункт. Поэтому при решении задачи с помощью программы будем считать, что имеется 8 исходных и 9 конечных пунктов. У всех транзитных пунктов увеличиваем объемы запасов и потребностей на величину буфера. Для запрещенных маршрутов используется значение удельных транспортных расходов сij = 500, которое в данной задаче представляет из себя «машинную бесконечность». Удельные транспортные расходы для маршрутов из i-го исходного пункта в i-ый конечный пункт равны 0, так как реального движения при этом не происходит.

Лист Расчет после решения задачи имеет вид.

  ТРАНСПОРТНАЯ ЗАДАЧА        
                   
    Исходные данные          
Название параметра     Значение      
  Число исходных пунктов              
  Число конечных пунктов              
  Число этапов моделирования            
                   
  Объемы запасов              
                 
a 2100,00 2700,00 2600,00 1800,00 1800,00 1800,00 1800,00 1800,00  
Сумма запасов 16400,00              
  Объемы потребностей              
                 
b 1800,00 1800,00 1800,00 1800,00 1800,00 2600,00 2100,00 2500,00 200,00
Сумма потребностей 16400,00              
  Матрица удельных расходов            
  КП1 КП2 КП3 КП4 КП5 КП6 КП7 КП8 КП9
НП 1 0,00 10,00 500,00 30,00 500,00 500,00 500,00 500,00 70,00
НП 2 10,00 0,00 20,00 40,00 50,00 500,00 500,00 500,00 100,00
НП 3 500,00 20,00 0,00 40,00 30,00 500,00 500,00 500,00 50,00
НП 4 30,00 40,00 40,00 0,00 10,00 20,00 60,00 500,00 500,00
НП 5 500,00 50,00 30,00 10,00 0,00 500,00 50,00 30,00 500,00
НП 6 500,00 500,00 500,00 20,00 500,00 0,00 10,00 500,00 500,00
НП 7 500,00 500,00 500,00 60,00 50,00 10,00 0,00 10,00 500,00
НП 8 500,00 500,00 500,00 500,00 30,00 500,00 10,00 0,00 500,00
                   
                   
  Таблица оптимальных перевозок            
  КП 1 КП 2 КП 3 КП 4 КП 5 КП 6 КП 7 КП 8 КП 9
НП 1 900,00 0,00 0,00 1200,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
НП 2 900,00 1800,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
НП 3 0,00 0,00 1800,00 0,00 600,00 0,00 0,00 0,00 200,00
НП 4 0,00 0,00 0,00 600,00 0,00 1200,00 0,00 0,00 0,00
НП 5 0,00 0,00 0,00 0,00 1200,00 0,00 0,00 600,00 0,00
НП 6 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 1400,00 400,00 0,00 0,00
НП 7 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 1700,00 100,00 0,00
НП 8 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 1800,00 0,00
                   
Транспортные расходы   120000,00            

 

В таблице реализован оптимальный план перевозок с минимальными транспортными затратами. Значение целевой функции для оптимального опорного плана z =120000.

Диагональные элементы таблицы получены в результате использования буфера и не дают информацию об окончательном решении. Недиагональные элементы соответствуют реальным объемам перевозок. Оптимальное решение задачи может быть представлено в графическом виде.

 

           
 
Исходные пункты и объемы производства
   
Пункты потребления и объемы спроса
   
План перевозок
 
 

 

 


 

Так как введен фиктивный пункт потребления, на практике это означает, что на третьем пункте производства осталось 200 единиц груза. Потребности всех потребителей удовлетворены полностью.

Задача о назначениях.

Требуется распределить 6 работ по 5 станкам. - затраты выполнения i -ой работы на j -том станке. Матрица, в которой задаются стоимости выполнения работ, называется матрицей стоимостей Матрица стоимостей имеет следующий вид:

         
         
         
         
         
         

 

Надо распределить работы по станкам так, чтобы затраты на выполнение всей работы были минимальны. Можно рассматривать эту задачу как транспортную, где работы интерпретируются как исходные пункты, а станки - конечные. При этом все и равны 1. Если на i -ом станке работу j выполнить нельзя, то стоимость задается равной большому числу 500.

Чтобы решить задачу о назначении методом транспортной задачи, она должна быть сбалансированной. Для задачи о назначении это означает, что число работ должно быть равно числу станков. Заданная задача не сбалансированная. - один рабочий будет простаивать. Вводим фиктивный станок, работа которого соответствует простою рабочего. Пусть штрафы за простой заданы в таблице:

         
с5j          

 

 

Лист Расчет после решения задачи имеет вид.

  ТРАНСПОРТНАЯ ЗАДАЧА  
             
    Исходные данные    
Название параметра     Значение
  Число исходных пунктов        
  Число конечных пунктов        
  Число этапов моделирования      
             
  Объемы запасов        
           
a 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00
Сумма запасов 6,00        
  Объемы потребностей        
           
b 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00
Сумма потребностей 6,00        
  Матрица удельных расходов      
  КП1 КП2 КП3 КП4 КП5 КП6
НП 1 7,00 19,00 6,00 9,00 500,00 0,00
НП 2 7,00 5,00 8,00 500,00 8,00 0,00
НП 3 10,00 9,00 500,00 6,00 7,00 0,00
НП 4 9,00 4,00 9,00 11,00 8,00 0,00
НП 5 8,00 8,00 8,00 5,00 8,00 0,00
НП 6 9,00 500,00 12,00 7,00 6,00 0,00
             
             
  Таблица оптимальных перевозок      
  КП 1 КП 2 КП 3 КП 4 КП 5 КП 6
НП 1 0,00 0,00 1,00 0,00 0,00 0,00
НП 2 1,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
НП 3 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 1,00
НП 4 0,00 1,00 0,00 0,00 0,00 0,00
НП 5 0,00 0,00 0,00 1,00 0,00 0,00
НП 6 0,00 0,00 0,00 0,00 1,00 0,00
             
Транспортные расходы   28,00      

 

Оптимальное назначение соответствует тем клеткам последней таблицы, в которых находятся единицы. Таким образом, получено следующее оптимальное назначение:

1 работа на 3 станок,

2 работа на 1 станок,

3 работа на 6 станок (фиктивный),

4 работа на 2 станок,

5 работа на 4 станок,

6 работа на 5 станок,

Суммарные затраты составили z = 28.

Таким образом, третья работа на практике будет не выполнена.

Задача о кратчайшем пути.

 

Рассмотрим следующую транспортную сеть. Параметры сети представлены в виде дроби, числитель которой соответствует расстоянию от пункта с меньшим номером до пункта с большим номером, а знаменатель соответствует расстоянию между этими же пунктами в обратном направлении. Символ ²¥² соответствует отсутствию сообщения между пунктами в данном направлении.

Найдем кратчайшее расстояние от пункта 1 до пункта 8.

Составим таблицу расстояний:

             
               
               
               
               
      ¥        
      ¥        
               

 

При решении данной задачи с помощью программы таблица расстояний рассматривается, как таблица удельных транспортных расходов. Пустые клетки воспринимаются, как запрещенные маршруты и удельные транспортные расходы равны «машинной бесконечности» (в данной задаче «машинная бесконечность» равна 500). Удельные транспортные расходы для маршрутов из i-го исходного пункта в i-ый конечный пункт равны 0, так как реального движения при этом не происходит.

 

 

Лист Расчет после решения задачи имеет вид.

  ТРАНСПОРТНАЯ ЗАДАЧА    
               
    Исходные данные      
Название параметра     Значение  
  Число исходных пунктов          
  Число конечных пунктов          
  Число этапов моделирования        
               
  Объемы запасов          
             
a 2,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00
Сумма запасов 8,00          
  Объемы потребностей          
             
b 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 2,00
Сумма потребностей 8,00          
  Матрица удельных расходов        
  КП1 КП2 КП3 КП4 КП5 КП6 КП7
НП 1 0,00 8,00 9,00 4,00 500,00 500,00 500,00
НП 2 9,00 0,00 1,00 3,00 7,00 500,00 500,00
НП 3 5,00 2,00 0,00 9,00 7,00 3,00 9,00
НП 4 6,00 2,00 7,00 0,00 500,00 9,00 500,00
НП 5 500,00 5,00 500,00 500,00 0,00 2,00 5,00
НП 6 500,00 500,00 500,00 6,00 6,00 0,00 8,00
НП 7 500,00 500,00 6,00 500,00 7,00 5,00 0,00
               
               
  Таблица оптимальных перевозок        
  КП 1 КП 2 КП 3 КП 4 КП 5 КП 6 КП 7
НП 1 1,00 0,00 0,00 1,00 0,00 0,00 0,00
НП 2 0,00 0,00 1,00 0,00 0,00 0,00 0,00
НП 3 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 1,00
НП 4 0,00 1,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
НП 5 0,00 0,00 0,00 0,00 1,00 0,00 0,00
НП 6 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 1,00 0,00
НП 7 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 1,00
               
Транспортные расходы   16,00        

 

 

Таким образом, кратчайшее расстояние между пунктами 1 и 7 равно 16. При восстановлении соответствующего кратчайшего маршрута учитываются ненулевые недиагональные клетки:

из пункта 1 - в пункт 4;

из пункта 4 - в пункт 2;

из пункта 2 - в пункт 3;

из пункта 3 - в пункт 7;

 

Графически это выглядит так:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: