Структура учебной деятельности (по Д.Б. Эльконину)




Тема 8 «Младший школьный возраст (от 6-7 до 9-10 лет).

План.

1. Социальная ситуация развития. Основные симптомы кризиса семи лет.

2. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника.

3. Развитие личности младшего школьника.

4. Развитие психических функций.

I. Социальная ситуация развития. Основные симптомы кризиса семи лет. Младший школьный возраст от 6-7 до 9-10 лет это особый период в жизни ребёнка. Этот возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой, Ю.А. Полуянова, ВВ. Рубцова, Г.А. Цекурман и др.

В период кризиса 7 лет происходит смена социальной ситуации развития, которая характеризуется возникновением нового типа отношений со взрослыми. Появляется социальный статус школьника. У него формируется новая внутренняя позиция, что коренным образом меняет самосознание. Приобретает ценность все то, что имеет отношение к учебной деятельности. Перестраивается эмоционально – мотивационная сфера. Меняются сами мотивы. По мнению Л.С. Выготского, сем лет – это возраст потери непосредственности. Поведение ребенка перестает быть естественным, непосредственным. Источником кризиса является несоответствие нового личного образования – позиции школьника – старой системе отношений, характерной для дошкольного детства.

Основные симптомы кризиса 7-ми лет:

1. потеря детской непосредственности;

2. манерничанье (ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает);

3. кривляние (симптом «горькой конфеты», ребенку плохо, он старается это скрыть).

Новообразования семи лет:

1. У ребенка формируется внутренняя позиция школьника.

2. Возникновение произвольности действий.

3. У ребенка возникает различение Я - реального, Я - идеального. При этом я – реальное по сравнению со значениями, характерными для шестилеток, резко снижается.

4. Формируется новый аспект самосознания - чувство компетентности.

II. Ведущим видом деятельности младшего школьника является - учебная деятельность. Учебная деятельность по Д.Б. Эльконину – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщёнными способами действий в сфере научных понятий.

Структура учебной деятельности (по Д.Б. Эльконину)

1. мотивация учения – система побуждений, которая заставляет ребёнка учиться, придаёт учебной деятельности смысл;

2. учебная задача, то есть система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действий;

3. учебные действия те, с помощью которых усваивается учебная задача, то есть все действия, которые ученик делает на уроке;

4. действия контроля – те действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи;

5. действие оценки – те действия, с помощью которых мы оцениваем успешность усвоения учебной задачи.

III. Развитие личности младшего школьника. В школе в новых условиях у ребёнка развиваются:

- рефлексивные способности: рефлексия на других (помогает ребенку в отношениях с учителем, одноклассниками) и рефлексия, связанная с умственными операциями (анализ учебных задач, контроль, и пр.);

- ребёнок под руководством взрослого начинает овладевать содержанием основных форм человеческого сознания (науки, искусства, морали) и учится действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей;

- в учебной деятельности, притязая на признание, ребёнок упражняет свою волю к достижению учебных целей;

- мотивационная сфера является ядром личности (А.Н. Леонтьев). В младшем школьном возрасте выделяют следующие мотивы:

1. социальный мотив учения, связанный с подтверждением своего нового статуса школьника. К широком социальным мотивам можно отнести долг, ответственность, необходимость получить образование. Данные мотивы остаются на уровне «знаемых».

2. учебно - познавательные мотивы - если ребенок радуется, что он что - то узнал, понял, значит, у него развивается мотивация, адекватная структуре учебной деятельности. К сожалению, такие мотивы редко встречаются.

3. мотивы самосовершенствования.

4. мотивы достижения успеха - желание хорошо учиться, правильно выполнять задание, получить нужный результат.

5.престижная мотивация - характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше, выделиться среди других.

6. мотивация избегания неудач - сопровождается тревожностью, страхом в оценочных ситуациях и придает учебной деятельности отрицательную окраску.

7.компенсаторная мотивация - это побочные мотив, по отношению к учебной деятельности, позволяющий утвердиться в другой области (занятия спортом, рисованием и т.д.).

В младшем школьном возрасте продолжается развитие всех познавательных процессов; формируется чувство компетентности и адекватная самооценка; формируется чувство собственного достоинства; формируется внутренняя позиция ребёнка «Я - хороший»; развиваются нравственные чувства, чувство ответственности.

Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважение и самопринятии. Создаются предпосылки к развитию «чувства взрослости»: ребёнок думает, что он может всё делать как взрослый.

IV. Развитие психических функций. В младшем школьном возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребёнка:

1. Мышление: от наглядно - образного происходит переход к словесно - логическому. В процессе обучения у ребенка формируются научные понятия, развивается теоретическое мышление, позволяющее ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки, а на внутренние, существенные свойства.

2. В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определённой задаче. В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно (то есть ребенок, иногда путает похожие буквы или цифры: 9 и 6). Появляется синтезирующее восприятие (то есть устанавливать связи между предметами).

3. Память: развивается в двух направлениях: произвольности и осмысленности. Продолжает развиваться механическая память, совершенствуется смысловая память.

4. Внимание: развивается в учебной деятельности произвольное внимание.

5. Воображение: преобладает воссоздающее.

6. Речь. У младших школьников появляется ориентировка на системы родного языка: звуковую, грамматическую. Интенсивно развивается контекстная и объяснительная речь, формируется эмоциональная культура речи. Ребёнок овладевает письменной речью.

Таким образом, младший школьный возраст – это возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех психических функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: