Основные виды устных и письменных работ в 10 классе




Для заучивания наизусть

Отрывок из былины (по выбору учителя и учащихся).

Ломоносов М.В. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).

Пушкин А.С. «Полтава» (отрывок). «Медный всадник» (отрывок). «Песнь о вещем Олеге» (отрывок).

Лермонтов М.Ю. Одно стихотворение (по выбору учащихся). «Песня про… удалого купца Калашникова» (отрывок).

Гоголь Н.В. «Тарас Бульба». Один отрывок из повести: описание степи (глава II) или «Речь Тараса о товариществе» (глава IX), или описание гибели Тараса Бульбы (глава XIII).

Твардовский А.Т. Одно стихотворение (по выбору учащихся).

Одно стихотворение русских поэтов о войне (по выбору).

Одно стихотворение русских поэтов о родной природе.

Одна из песен на строки русских поэтов ХХ века.

 

 

Класс 2 часа

  Изучаемые произведения Первая четверть К-во час
  ВведениеЛитература как искусство слова. Художественное воплощение в литературе моральных ценностей и представлений о мире, отражение жизни, быта, обычаев разных народов. Роль чтения в жизни человека. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Книга художественная и учебная.  
Фольклор — коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, приговорки, считалки, скороговорки, загадки — повторение). Русская народная сказка как отражение представлений об окружающем мире. Особенности русской народной сказки (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и др.). Сюжет и проблематика сказок. Сказочные образы. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Отличие бытовой сказки от волшебной. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.) «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.  
Развитие речи (п)1  
Литература родного края 1  
   
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫНачало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.) «Повесть временных лет»как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле. Теория литературы. Летопись (начальные представления).  
Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ (1711- 1765) Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру…» –научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Межлитературные связи. Н.А.Некрасов «Школьник».  
Из русской литературы 19 века. И.А. КРЫЛОВ (1769 — 1844)Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Волк на псарне» –отражение исторических событий в басне, патриотическая позиция автора. «Ворона и Лисица». «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т.д. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям; инсценирование).  
В.А. Жуковский Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский – сказочник). «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Ирония в литературной сказке. Баллада (начальные представления).  
Контрольная тестовая работа1  
А.С. ПушкинКраткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Роль книги и чтения в жизни маленького Пушкина. Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями. «У лукоморья дуб зеленый...» (вступление к поэме «Руслан и Людмила»). Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.  
  Вторая четверть  
  А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой В.А.Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Сказочный мир, созданный А.С. Пушкиным. «Пушкинская сказка – прямая наследница народной» (С.Я. Маршак).. Теория литературы. Литературная сказка (развитие представлений). Прозаическая и стихотворная речь. Понятие о ритме и рифме. Способы рифмовки.  
Русская литературная сказка. А. Погорельский Краткий рассказ о писателе (детство и начало творчества, Погорельский – сказочник). «Черная курица, или Подземные жители».Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.  
Литература родного края Всеволод Михайлович ГАРШИН (1855 — 1888) «Сказка о жабе и розе».Мир природы и мир души человека в сказке. Изображение столкновения красоты и уродства, добра и зла, представлений о счастье и смысле жизни. Волшебные элементы в сказке. «Attаlea Princeps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.  
М.Ю. ЛермонтовКраткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России). «Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Теория литературы. Историческая основа произведения. Поэтическая интонация (начальные представления). Батальные сцены. Пафос стихотворения.  
Николай Васильевич ГОГОЛЬ (1809 - 1852)Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения начало литературной деятельности). «Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор, сатира (развитие представлений). Сатирический гротеск. Лирика (развитие представлений).  
Н.А. НекрасовКраткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности). «Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины. Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Эпите  
Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ (1818 - 1883)Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян. Теория литературы. Портрет, пейзаж Литературный герой. Сюжет литературного произведения. Сравнение. Гипербола.  
Контрольное сочинение1  
Афанасий Афанасьевич ФЕТ (1820 — 1892)Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни. «Чудная картина». Величественность, широта, простор изображенной картины. Легкость стихотворного ритма. «Задрожали листы...». Изображение поэтом впечатлений от быстро меняющихся картин и состояний природы. Смысл противопоставления «шумящей мглы» и «теплого гнездышка». Теория литературы. Пейзаж. Эпитет. Метафора. Стихотворный ритм (развитие представления). Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.  
  Третья четверть  
  Л.Н. Толстой Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Кавказский пленник».Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Теория литературы. Идея. Рассказ. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (развитие понятия).  
А.П. Чехов Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Хирургия» –осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Теория литературы. Юмор (развитие представлений).  
Русские поэты 19 века о родине, родной природе и о себе Времена года как устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроений радости и веселья, грусти и печали. Функции природы в поэтическом произведении. Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...». А.Н.Плещеев. «Весна» (отрывок). И.С.Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок). А.Н.Майков. «Ласточки». И.3.Суриков. «Зима» (отрывок). Духовное родство со своей землей. Изобразительно-выразительные средства, которые помогают писателю создать картины родной природы и одновременно «высказать» собственные чувства и настроения. Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.  
Из русской литературы 20 века. Иван Алексеевич БУНИН (1870-1953) Краткие сведения о поэте. Поэтические картины природы. Гармония состояния природы и человека. «Живопись словом», народные мотивы пейзажной лирики. «Косцы».Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Теория литературы. Рассказ (развитие понятия). Межлитературные связи. Нобелевская премия. Лауреаты Нобелевской премии. Межпредметные связи. Русский язык. Синонимический ряд.  
Владимир Галактионович КОРОЛЕНКО (1853 - 1921) Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Взаимопонимание — основа отношений в семье.  
Контрольное сочинение2  
С.А. Есенин Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности). «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями...». Поэзия С.Есенина — искренний, задушевный рассказ о своей жизни, о любви, о радостях и горестях, переживаниях, мечтах. Теория литературы. Ритм стихотворения. «Есенинские» слова и словосочетания.  
П.П. БажовКраткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное). Межлитературные связи. Устное народное творчество. Сказки. Предания. Легенды. Межпредметные связи. Русский язык. Диалектные слова. Устаревшие слова.  
К. Паустовский Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. Теория литературы. Рассказ (развитие представлений)  
С.Я. МаршакКраткий рассказ о писателе. Сказки С.Я.Маршака. «Двенадцать месяцев» –пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы – сказки. Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса – сказка. Конфликт. Диалог. Монолог. Ремарка.  
Андрей Платонович ПЛАТОНОВ (1899 - 1951)Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Никита».Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Теория литературы. Фантастика в литературном произведении  
  Внеклассное чтение1  
  4 четверть  
  Виктор Петрович АСТАФЬЕВ (1924 - 2001)Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения  
Поэты о Великой Отечественной войнеСтихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...». А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. Теория литературы. Пафос в произведении.  
Писатели и поэты ХХ века о родине, родной природе и о себе И.А.Бунин «Помню — долгий зимний вечер...». Дм. Кедрин «Аленушка». А.А.Прокофьев «Аленушка». Н.М.Рубцов «Родная деревня». Дон-Аминадо «Города и годы» Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.  
«Писатели улыбаются»Саша ЧЕРНЫЙ (1880 — 1932) «Кавказский пленник», «Игорь — Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Теория литературы. Юмор (развитие понятия)  
Из зарубежной литературы. СтивенсонКраткие сведения о писателе. «Вересковый мед». Прославление в балладе мужества и свободолюбия человека, неподвластного завоевателям. Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.  
Д. Дефо Краткие сведения о писателе. Отображение в истории Робинзона Крузо пути человечества к цивилизации. Поведение человека в исключительных обстоятельствах, его стойкость и мужество, созидательная деятельность как основная тема произведения. Утверждение в произведении веры в силу человеческого разума, способность выстоять в любых обстоятельствах.  
Андерсен «Снежная королева»Краткие сведения о писателе, его детстве. «Снежная королева».Торжество всепобеждающей силы любви, дружбы и верности в сказке. Внешняя и внутренняя красота главных героев сказки. Победа настоящей доброты и искренности над злом и жестокостью. Авторская оценка героев произведения.  
Развитие речи (п)2  
Марк Твен«Приключения Тома Сойера»Краткие сведения о писателе. Автобиографический характер повести. Светлый и радостный мир детства в произведении. Изобретательность и предприимчивость Тома Сойера. Дружба Тома и Гека. Приключения и игры главных героев повести. Мастерство раскрытия характеров детей. Комические ситуации в произведении.  
Контрольная тестовая работа2  
Джек ЛОНДОН (1876 — 1916)Краткий рассказ о писателе. «Сказание и Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.  
Внеклассное чтение 2  

 

Всего — 70 часов Развитие речи — 2 Внеклассное чтение — 2 Контрольная тестовая работа — 2 Контрольное сочинение — 2 Литература родного края — 1 Текстуальное изучение произведений – 61 Для заучивания наизусть Крылов И.А. Одна – две басни. Пушкин А.С. «Няне», «У лукоморья дуб зеленый…» Отрывок из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина (по выбору учителя).   Лермонтов М.Ю. «Бородино» (отрывок). Некрасов Н.А. «Есть женщины в русских селеньях…», «Крестьянские дети» (отрывок). Фет А.А. Одно стихотворение Одно-два стихотворения поэтов XIX века о Родине и родной природе (по выбору учащихся). Есенин С.А. Одно стихотворение (по выбору учащихся). Одно стихотворение о войне (по выбору учащихся). Бунин И.А. Одно стихотворение (по выбору учащихся) Стивенсон Р.Л. «Вересковый мед» (отрывок по выбору учащихся)

Класс (3 часа)

  Изучаемые произведения К-во часов
Первый семестр ВведениеРусская литература XIX века в контексте мировой культуры. Становление и развитие реализма в русской литературе XIX века. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала). Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Русская литературная критика второй половины XIX века. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.  
  И.С. Тургенев «Отцы и дети»Жизнь и творчество. (Обзор.) Ощущение неустойчивости времени и обозначение главных его проблем: крепостное право, новый тип героя (дворянин и разночинец-демократ). Социальное, нравственное и общечеловеческое в творчестве писателя. "Записки охотника", повести и романы писателя. Эволюция жанра ("Рудин" – "Дворянское гнездо" – "Накануне" – "Отцы и дети" – "Дым", "Новь"). "Проверка любовью" как испытание положительного героя Тургенева. Особенности реалистического творчества. Идеологический, социально-психологический роман Тургенева. Монографичность и психологическая "тайнопись" его произведений, особенности пейзажного мышления. «Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русского человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарева). Теория литературы. Углубление понятия о романе. (Частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).  
  Развитие речи Конспектирование критических статей с последующимкомментированием  
  Контрольное сочинение1  
  Н.Г. Чернышевский «Что делать?»» Очерк жизни и творчества писателя. Роман «Что делать?». Творческая история романа. Жанровое своеобразие. Значение романа в истории литературы и революционного движения. Диалоги с «проницательным читателем». Композиция романа. Мир старых пошлых людей в романе. Новые люди. «Особенный человек».  
  Контрольная тестовая работа1  
  Иван Александрович ГОНЧАРОВ (1812 — 1891)Жизнь и творчество. (Обзор.) Своеобразие художественного таланта И.А.Гончарова. Романы И.А.Гончарова, отражение в них взглядов и симпатий писателя. Характеры и судьбы героев. Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» H.А.Добролюбова, «Обломов» Д.И. Писарева). Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе.  
  АН ОСТРОВСКИЙ (1823 - 1886)Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара. Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света в темном царстве» Н.А. Добролюбова). «Бесприданница». Новый вариант темы "горячего сердца". Власть денег как движущий мотив сюжетного действия. Новый тип конфликта. Проблема бедности и богатства как определяющий момент биографии героев. Обобщающий смысл названия драмы. Система персонажей. "Денежные идолы Система персонажей. "Денежные идолы". Жертвы современного "передела мира": Карандышев, Робинзон и др. Варианты их характеров и судеб, особенности отношения к жизни. Драматизм положения тех, кто вынужден утратить достоинство, сострадание, честь. Лариса Огудалова как главный драматический персонаж произведения. Судьба "бесприданницы" и внутренний талант героини. Ее "горячее сердце" в столкновении с безжалостным миром дельцов "Бесприданница" как новый тип психологической драмы Островского. Многомерность характеров, представленных в ней, новый тип конфликта, реализованный в действии (человек и мир; общество и мир). Пролог будущего, "Бесприданница" как "предчеховская" пьеса Островского.  
  Контрольное сочинение2  
  ФИ ТЮТЧЕВ (1803 — 1873)Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений. Анализ Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, оморе ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...». Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.    
  НА НЕКРАСОВ (1821 — 1877)Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживанийстрадающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка. Анализ Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...». Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).  
  Контрольная тестовая работа 2  
  А ФЕТ (1820 — 1892)Жизнь и творчество. (Обзор) Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать«мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета. Анализ Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».  
  А К ТОЛСТОЙ (1817 - 1875)Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции. Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...»,  
  М Е САЛТЫКОВ — ЩЕДРИН (1826 - 1889)Жизнь и творчество. (Обзор.) «История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа. Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления). Литературная сказка, ее основные особенности. Сатирическая сказка. Понятие о гротеске.  
  Контрольная тестовая работа3  
  Внеклассное чтение Сказки для детей изрядного возраста  
  Литература родного края Писатели Донетчины о нравственности  
  Второй семестр  
  Фредерик СТЕНДАЛЬ (1783 — 1842) «Красное и черное». Сведения о жизни и творчестве французского писателя. Многозначность символического названия романа Стендаля «Красное и черное», значение подзаголовка «Хроника XIX века». Жюльен Сорель, его характер и судьба. Душевная борьба героя. Изображение других персонажей сквозь призму восприятия Сореля. Особенности сюжета. Лаконизм, психологизм стендалевской прозы. Теория литературы. Роман (обогащение знаний: социально-психологический роман).  
  Оноре де БАЛЬЗАК (1799 — 1850) «Гобсек» или «Отец Горио». Сведения о жизни и творчестве О. Де Бальзака. Автор «Человеческой комедии» - знаток человеческой души и движущих сил общественного развития. Изображение губительной власти денег, разрушающей человеческие души и семьи, противопоставляющей детей и родителей. Проблема мнимых и подлинных жизненных ценностей. Художественное совершенство произведений французского писателя-реалиста: мастерство портрета, значение деталей быта. Теория литературы. Художественная деталь (закрепление  
Развитие речи  
Чарльз ДИККЕНС (1812 — 1870)Краткий очерк творчества. Дидактизм Диккенса, поиски им добрых начал в жизни. Юмор Диккенса. Смех как выражение оптимизма писателя. Реальное и сказочное в «Рождественской песне в прозе» Диккенса. Скряга Скрудж, его холодный дом, встреча с духами прошлого, настоящего и будущего и его превращение в доброго Скруджа. Образ Скруджа и галерея образов скупцов в мировой литературе. Роман «Домби и сын». Мир, в котором живут и действуют герои романа. Тема детских страданий в романе. Теория литературы. Святочная повесть.  
Контрольная тестовая работа 4  
Ф ДОСТОЕВСКИЙ (1821 - 1881)Жизнь и творчество. (Обзор). Достоевский, Гоголь и «натуральная школа». «Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев. Достоевский и его значение для русской и мировой культуры. Т л. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, романидеологический).  
Контрольное сочинение3  
Лев Николаевич ТОЛСТОЙ (1828 — 1910)Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир. Правда о войне в «Севастопольских рассказах». Взгляды и настроения писателя в 70-80-е годы («Анна Каренина»). Ощущение необходимости воскрешения национальной жизни («Воскресение», «Живой труп»). «Война и мир» — вершина творчества Л.Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии. Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» —просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя, Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий, Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу. Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).  
  Контрольное сочинение 4  
  Н.С. Лесков Жизнь и творчество.(Обзор.) Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа. «Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке. (Изучается одно произведение по выбору.) Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.  
  Контрольная тестовая работа 5  
  Г. Ибсен Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла. Обнажение лицемерия и цинизма социальных отношений. Мораль естественная и мораль ложная. Нераз


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: