Модерннзационная политика в Латинской Америке.




 

В годы Второй мировой войны возрос спрос на аграрную продукцию латиноамериканских стран. Будучи удаленными от театров военных действий, эти страны оказали приют многим эмигрантам из вою­ющих стран, бежавшим от войны и ее последствий. Тем самым обес­печивался приток квалифицированных специалистов, рабочих из Европы. Латинская Америка воспринималась ими как относительно безопасный и благодаря обилию природных ресурсов и неосвоенных земель выгодный район для вложения капиталов. Несмотря на ча­стые перевороты, сменявшиеся военные режимы, как правило, не ре­шались затрагивать интересы иностранного капитала, тем более что большая его часть принадлежала корпорациям США.

Соединенные Штаты прибегали к прямому военному вме­шательству или смене правящих фигур в латиноамериканских странах, если ущемлялись их интересы. Так, в ответ на национа­лизацию земель, принадлежащих крупнейшей аграрной компа­нии США «Юнайтед фрут», в Гватемале в 1954 г. при поддержке американских военных был организован переворот. Новое пра­вительство вернуло компании ее собственность.

Неудачные попытки свержения правительства Ф. Кастро на Кубе, пришедшего к власти в 1959 г. революционным путем и взяв­шего курс на сотрудничество с СССР, заставили США скорректи­ровать свою политику.

В 1961 г. президент США Дж. Кеннеди предложил странам Латинской Америки программу «Союз ради прогресса», на которую было выделено 20 млрд. долларов. Цель этой программы, принятой 19 странами, состояла в помощи государствам континента в решении назревших социально-экономических проблем. Одновременно США стремились предотвратить возможную поддержку их со стороны Советского Союза и не допустить распространения его влияния.

Программа Дж. Кеннеди помогла решению проблем модерниза­ции экономики, но не укреплению основ политической стабильности.

Спецификой общественно-политического развития стран Латинской Америки оставалось чередование у власти военных и гражданских режимов.

Военные, диктаторские режимы, как правило, брали курс на ус­коренную модернизацию экономики, ограничивали права профсо­юзов, свертывали социальные программы, замораживали зарплату для большинства наемных работников. Приоритетами становились концентрация ресурсов на широкомасштабных проектах и созда­ние льгот для привлечения иностранного капитала. Эта политика нередко приносила значительный экономический эффект. Так, в крупнейшей стране Латинской Америки - Бразилии с населени­ем 160 млн. человек «экономическое чудо» пришлось на годы пре­бывания у власти военной хунты (1964-1985).

Строились дороги, электростанции, развивались метал­лургия и нефтедобыча. Для ускоренного освоения внутренних районов страны столица была перенесена с побережья в глубь территории (из Рио-де-Жанейро — в город Бразилиа). Нача­лось быстрое освоение природных богатств бассейна реки Амазонки, население этого района возросло с 5 до 12 млн. человек. С помощью зарубежных корпораций, в частности таких гигантов, как «Форд», «Фиат», «Фольксваген», «Дженерал моторе», в стране было налажено производство автомобилей, самолетов, компьютеров, современного оружия. Бразилия стала поставщиком машин и оборудования на мировом рынке. Ее аграрная продукция начала конкурировать с американской. Наряду с ввозом капитала страна вкладывала свой капитал в менее развитые страны (в частности, государства Африки).

Благодаря усилиям военных режимов в области модернизации с 1960-х по 1980-е гг. объем валового внутреннего продукта стран Латинской Америки возрос втрое. Бразилия, Аргентина и Чили, достигли показателей среднего уровня развития. По объему производства ВНП на душу населения многие страны Латинской Америки к концу XX в. превзошли показатели Восточной Европы и Российской Федерации.

По характеру социального развития латиноамериканские стра­ны приблизились к развитым государствам Северной Америки и Западной Европы.

В то же время оставались весьма существенные различия между латиноамериканскими и развитыми странами. На протяжении 1980-1990-х гг. в Латинской Америке сохранялось значительное имущественное неравенство. Небольшой была прослойка лиц, отно­сящих себя к среднему классу. При отсутствии традиции граждан­ского контроля над армией высшее звено военных представляло собой особую, относительно самостоятельную привилегированную прослойку.

Соотношение между доходами 20% самых бедных и 20% самых богатых семей в 1980—1990-е гг. в Бразилии, например, составило 1:32, в Колумбии — 1:15,5, в Чили 1:18.

Слабость среднего класса определяло отсутствие социальной базы модернизационной политики, проводившейся военными ре­жимами. Из-за низкой покупательной способности основной мас­сы населения новые отрасли индустрии зависели от экспорта боль­шей части продукции. Не получающие выгод от модернизации слои населения рассматривали ее как форму подчинения экономи­ки транснациональному, особенно американскому капиталу. Они не связывали ее с решением общенациональных задач.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: