Классификация затрат производства для целей учета




Признак Виды затрат Характеристика
Эконом. содержание По эконом. элементам   По статьям калькуляции Эконом. элемент - первичный, однородный вид затрат, который нельзя разделить на составные части:
  • материальные затраты;
  • затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды;
  • амортизация;
  • проч.
Калькуляционная статья - определенный вид затрат, образующий с/с как отдельных видов, так и всей продукции в целом:
  • сырье и материалы;
  • возвратные отходы (вычитаются);
  • покупные изделия и полуфабрикаты;
  • топливо и энергия на технологические цели;
  • оплата труда производственных рабочих;
  • отчисления на социальные нужды;
  • и др.
По составу (однородности) Одноэлементные     Комплексные Одноэлементные затраты состоят из одного элемента и не зависят от места возникновения и целевого назначения. Комплексные - из нескольких элементов.
В зависимости от объема производства Переменные     Постоянные Величина переменных затрат изменяется пропорционально объему производства. Постоянные затраты практически не зависят от объема производства.
По целевому назначению Основные   Накладные Основные затраты связаны с технологическим процессом выпуска продукции. Накладные связаны с организацией, обслуживанием производства и реализацией продукции.
По способу включения в с/с Прямые   Косвенные Прямые расходы - по производству конкретного вида продукции, могут быть сразу отнесены на объекты калькуляции. Все прямые расходы -переменные затраты. Косвенные расходы связаны с выпуском нескольких видов продукции (затраты на управление и обслуживание производства), эти расходы собираются на соответствующих счетах, а затем путем распределения включаются в с/с продукции.
По времени включения в с/с Текущие     Будущих периодов Текущие расходы - по производству и реализации продукции данного периода, которые принесли доход в настоящем. Будущих периодов - затраты, произведенные в текущем периоде, но подлежащие включению в с/с в будущих периодах, т.к. будут приносить доход в будущих периодах.

 

Все затраты на производство в конечном итоге включаются в с/с отдельных видов продукции, работ и услуг или групп однородной продукции.

Правила учета затрат на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг в разрезе элементов и статей, исчисления с/с продукции (работ, услуг) устанавливаются отдельными нормативными актами и методическими указаниями по бух. учету, как правило, отраслевого характера.


3. ПБУ 10/99 «Учет расходов организации» + 49. Учет расходов организации.

Расходы организации - уменьшение эконом. выгод в результатете выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за искл. уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Не признаются расходами организации выбытие активов:

  • в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.);
  • вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);
  • по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;
  • в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
  • в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
  • в погашение кредита, займа, полученных организацией.

 

Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

· расходы по обычным видам деятельности (связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров + связанные с выполнением работ, оказанием услуг);

· проч. расходы. (I.Общие положения)

 

Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бух. учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности. Если оплата покрывает лишь часть признаваемых расходов, то расходы, принимаемые к бухгалтерскому учету, определяются как сумма оплаты и кредиторской задолженности (в части, не покрытой оплатой).

Расходы по обычным видам деятельности формируют:

· расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и т.д.;

· расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.).

 

Для целей управления организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно. (II.Расходы по обычным видам деятельности)

 

Прочие расходы:

· расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

· расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения и т.п.;

· расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; (есть искл. в ПБУ)

· штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

· возмещение причиненных организацией убытков;

· курсовые разницы;

· сумма уценки активов;

· последствия чрезвычайных обстоятельств хоз. деятельности (стихийного бедствия, пожара и т.п.)

· и др. (III.Прочие расходы)

Расходы подлежат признанию в бух. учете независимо от намерения получить выручку, прочие доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной) (IV. Признание расходов)

V. Раскрытие информации в бух. отчетности


4.План счетов бухгалтерского учета, принципы его построения, основные разделы.

План счетов – это:

· систематизированный перечень счетов первого и второго порядка;

· которые сгруппированы в соответствующих разделах;

· с целью получения информации, необходимой для оперативного руководства и управления, повседневного контроля, для составления достоверной, достаточной и прозрачной бух. отчетности.

 

Бух. учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве ЮЛ до реорганизации или ликвидации.

 

По Плану счетов и в соответствии с Инструкцией по его применению бух. учет должен вестись в организациях (кроме кредитных и бюджетных) всех форм собственности и организационно – правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.

 

В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета План счетов относится к документам третьего уровня.

План счетов определяет лишь общий порядок отражения фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета.

 

Основополагающий принцип построения Плана счетов – приоритет права собственности на актив над возможностью контроля над ним.

По этому принципу счета разбиты на балансовые и забалансовые.

 

План счетов состоит из восьми разделов, включающих 99 синтетических счетов, и 11 забалансовых счетов:

разд.I "Внеоборотные активы" (счета 01 – 09);

разд.II "Производственные запасы" (счета 10 – 19);

разд.III "Затраты на производство" (счета 20 – 29 и счета 30 – 39);

разд.IV "Готовая продукция и товары" (счета 40 – 49);

разд.V "Денежные средства" (счета 50 – 59);

разд.VI "Расчеты" (счета 60 – 79);

разд.VII "Капитал" (счета 80 – 89);

разд.VIII "Финансовые результаты" (счета 90 – 99);

забалансовые счета (счета 001 – 011).

 

В Плане счетов сначала помещены разделы бух. счетов учета активов (основного и оборотного капитала), в том числе счетов учета хоз. процессов, а затем – разделы бух. счетов обязательств и капитала. Завершает План счетов раздел, формирующий информацию о финансовых результатах. Затем приводятся забалансовые счета.


5. Учет вложений во внеоборотные активы.

Счет 08 "Вложения во внеоборотные активы" предназначен для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов.

 

К счету 08 "Вложения во внеоборотные активы" могут быть открыты субсчета:

08-1 "Приобретение земельных участков",

08-2 "Приобретение объектов природопользования",

08-3 "Строительство объектов основных средств",

08-4 "Приобретение объектов основных средств",

08-5 "Приобретение нематериальных активов",

08-6 "Перевод молодняка животных в основное стадо",

08-7 "Приобретение взрослых животных",

08-8 "Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ" и др.

 

При продаже, передаче безвозмездно и др. вложений, учитываемых на счете 08, их стоимость списывается в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы".

 

По дебету счета 08 собираются затраты организации на приобретение внеоборотных активов, которые затем списываются с кредита счета 08 на соответствующие счета учета.

Сальдо по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» отражает величину вложений организации в незавершенное строительство, незаконченные операции приобретения основных средств, нематериальных и других внеоборотных активов, а также формирования основного стада.

 

Аналитический учет по счету 08 ведется:

· по затратам, связанным со строительством и приобретением основных средств;

· по затратам, связанным с приобретением нематериальных активов;

· по затратам, связанным с формированием основного стада, - по видам животных (крупный рогатый скот, свиньи, и т.д.).

 

Д 08 К 60 (71) – куплено основное средство (подотчетным лицом); Д 08 К 98 – подарено основное средство; Д 08 К 75 – основное средство, как вклад в уставной капитал.

Д 08 К 23 (25,26...,60) – затраты по доставке и т.п.;

Д 08 К 70 – начислена з/п рабочему;

Д 08 К 69 – начислены страх. взносы;

Д 08 К 10 – списаны запчасти, необходимые для основного средства;

Д 20 К 10 – списаны запчасти в основное производство;

Д 01 К 08 — основное средство введено в эксплуатацию.


6. ПБУ 9/99 «Учет доходов организации» + 47. Учет доходов организации.

Доход организации - увеличение эконом. выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за искл. вкладов участников (собственников имущества).

 

Доходы предприятий являются основными источниками финансовых ресурсов.

 

Не признаются доходами поступления от других ЮЛ и ФЛ:

• суммы НДС, налога с продаж и др.;

• по договору комиссии и иным аналогичным договорам;

• в порядке предварительной оплаты продукции, работ, услуг;

• задатка, залога;

• погашение займа.

 

Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на:

  • доходы от обычных видов деятельности (выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг);
  • прочие доходы; (I.Общие положения)

 

Выручка от продажи рассчитывается исходя из цен, которые установлены в договоре с заказчиком. Выручка принимается к бух. учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и (или) величине дебиторской задолженности. (II.Доходы от обычных видов деятельности).

 

Прочие доходы:

· поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование;

· поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения и т.п. (есть искл. в ПБУ);

· штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

· активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

· поступления в возмещение причиненных организации убытков;

· прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

· курсовые разницы;

· и др. (III.Прочие поступления)

IV. Признание расходов

V. Раскрытие информации в бух. отчетности

 

Д 91 К 99 – прибыль;

Д 98 К 91 – разница отнесена на прибыль.


7. Инвентаризация и ее роль в повышении качества учетной информации.

Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия имущества данным бух. учета в соответствии с ФЗ о бух. учете.

 

Основные цели проведения инвентаризации:

· выявление фактического наличия имущества;

· сопоставление фактического наличия имущества с данными бух. учета;

· проверка полноты отражения в учете обязательств.

 

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бух. отчетности;
  • в случае стихийного бедствия и т.п.;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • и др.

 

Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года в общем случае.

 

Все хоз. операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бух. учета без каких–либо пропусков или изъятий.

 

Основу любой инвентаризации составляет полная или выборочная проверка фактического наличия материальных ценностей, имущественных прав и обязательств силами специально созданной в организации комиссии. Различают два вида проверок: натуральную (вещественная) (наблюдение объектов и т.п.) и документальную.


8. Учет кредитов банка.

Порядок кредитования, оформления кредитов и их погашения регулируется правилами банков и кредитными договорами.

% начисляются в размере и в сроки, предусмотренные договором, но не реже 1 раза в квартал.

Начисление и взыскание % авансом в момент выдачи кредита не допускается.

При заключении кредитного договора банк устанавливает размер пеней за просрочку платежа в виде определенного % в день от суммы просроченной задолженности.

Затраты на оплату % по полученным кредитам банков (за искл. ссуд, связанных с приобретением основных средств, нематериальных и внеоборотных активов), относятся к расходам организации и учитываются при исчислении налога на прибыль.

Для целей н/о затраты по оплате % по просроченным кредитам не принимаются, а по оплате не просроченных % банков принимаются в пределах учетной ставки ЦБ РФ, увеличенной на 10 % (по ссудам, полученным в рублях). По ссудам, полученным в иностранной валюте, принята учетная ставка 15% годовых.

 

Кредиты банка учитываются на пассивных счетах 66 «Краткосрочные кредиты банков» и 67 «Долгосрочные кредиты банков».

Уменьшение задолженности банку Корреспондирующий счет Увеличение задолженности банку Корреспондирующий счет
Погашен кредит банка, перечислены % 51,52 Сальдо – долг банку по кредитам на начало периода   Получен кредит банка   Начислены проценты за кредит   Сальдо – долг банку по кредитам на конец периода -     51,52     08,10,   20,26,44   -

Учет по пассивному счету 67 «Долгосрочные кредиты банков» ведется аналогично.

 

Аналитический учет краткосрочных и долгосрочных кредитов ведется по видам кредитов, банкам, предоставившим их, и отдельным кредитам.


9. ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».

В качестве МПЗ принимаются активы:

  • используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);
  • предназначенные для продажи;
  • используемые для управленческих нужд организации.

 

Готовая продукция - часть МПЗ, предназначенных для продажи.

 

Единица бух. учета МПЗ выбирается организацией самостоятельно. Единицей МПЗ может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.

 

МПЗ принимаются к бух. учету по фактической с/с (плановая с/с + отклонения).

Фактическая с/с МПЗ - сумма фактических затрат организации на приобретение, за искл. НДС и иных возмещаемых налогов (есть искл. в законодательстве). (I.Общие положения)

 

К фактическим затратам на приобретение МПЗ относятся:

· суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

· суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением МПЗ;

· таможенные пошлины и невозмещаемые налоги;

· вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены МПЗ;

· затраты по заготовке, доставке МПЗ до места их использования (+ расходы по страхованию);

· затраты по доведению МПЗ до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях;

· иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ.

 

Не включаются в фактические затраты на приобретение МПЗ общехоз. и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением МПЗ. (II.Оценка МПЗ)

 

При отпуске МПЗ (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов:

· по с/с каждой единицы (оценка, напр., драгметаллов, камней);

· по средней с/с (деление общей с/с группы (вида) МПЗ на их количество, складывающихся из с/с и количества остатка на начало месяца и поступивших запасов в течение данного месяца);

· по с/с первых по времени приобретения МПЗ (способ ФИФО);

· по с/с последних по времени приобретения МПЗ (способ ЛИФО). (III.Отпуск МПЗ)

На конец отчетного года МПЗ отражаются в бух. балансе по стоимости, определяемой исходя из используемых способов оценки запасов.

 

В бух. отчетности подлежит раскрыти, как минимум, следующая информация:

· о способах оценки МПЗ по их группам (видам);

· о последствиях изменений способов оценки МПЗ;

· о стоимости МПЗ, переданных в залог;

· о величине и движении резервов под снижение стоимости материальных ценностей. (IV.Раскрытие информации в бух. отчетности)


10.Методы бух. учета.

Метод бух. учета – это способ познания и отражения предмета бух. учета.

Метод бух. учета - использования различных способов и приемов, посредством которых решаются задачи бух. учета.

 

Методы:

· Наблюдение за объектами учета:

o документация;

o инвентаризация;

· измерение объектов учета в денежном выражении:

o оценка;

o калькуляция;

· группировка и отражение хоз. операций:

o счета;

o двойная запись;

· обобщение информации о результатах хоз. деятельности:

o баланс;

o бух. отчетность.

 

Бух. учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве ЮЛ до реорганизации или ликвидации.


21. Учет общехоз. расходов.

Общехоз. расходы включают затраты на управление и обслуживание организации в целом.

Они представляют собой расходы, связанные с осуществлением хоз. операций по использованию материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов в процессе управления организацией.

 

В состав общехоз. расходов включают:

· расходы на оплату труда с отчислениями на соц. нужды админ.-управленческого персонала;

· расходы на служебные разъезды и командировки;

· конторские, типографские, почтово-телеграф. расходы;

· амортизационные отчисления и затраты на ремонт основных средств общехоз/ назначения;

· расходы на охрану труда и технику безопасности;

· налоги и сборы;

· и т.п.

 

Общехоз. расходы отражаются на счете 26 "Общехоз. расходы" (субсчетов нет).

По Дт счета учитываются расходы, по Кт - их списание.

При осуществлении общехоз. расходов в течении отчетного периода составляется бух. проводка: Д 26 К 70 (69,10,02,76,71…) в зависимости от вида расходов.

 

Общехоз. расходы ежемесячно или ежеквартально в сумме фактических затрат включают в с/с продукции основных производств, работ услуг вспомогательных производств, выполненных на сторону, а также обслуживающих производств и хозяйств с корректировкой до фактических сумм в конце года.

 

Д 20,90,91,08 К 26 - списание по назначению общехоз. расходов.

 

После списания общехоз. расходов счет 26 закрывается и сальдо не имеет.


22. Учетная политика предприятия. Стандарт ПБУ 1/2008.

I. Общие положения

II. Формирование учетной политики

Учетная политика организации формируется главбухом или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бух. учета.

При этом утверждаются:

  • рабочий план счетов бух. учета, содержащий синтетические и аналитические счета;
  • формы первичных учетных документов, регистров бух. учета, а также документов для внутренней бух. отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота;
  • порядок контроля за хоз. операциями;
  • др. решения, необходимые для организации бух. учета.

 

Допущения учетной политики:

· ИМУЩЕСТВЕННОЙ ОБОСОБЛЕННОСТИ: активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников и активов и обязательств других организаций;

· НЕПРЕРЫВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем;

· ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ: учетная политика применяется последовательно от одного года к др.;

· ВРЕМЕННОЙ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ ФАКТОВ ХОЗ. ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: факты хоз. деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место.

 

Требования к учетной политике:

· ПОЛНОТЫ(полнота отражения в бух. учете всех фактов хоз. деятельности);

· СВОЕВРЕМЕННОСТИ;

· ОСМОТРИТЕЛЬНОСТИ;

· ПРИОРЕТЕТА СОДЕРЖАНИЯ НАД ФОРМОЙ;

· НЕПРОТИВОРЕЧИВОСТИ;

· РАЦИОНАЛЬНОСТИ.

Способы ведения бух. учета, избранные организацией, применяются с 1.01 года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями.

 

III. Изменение учетной политики

Изменение учетной политики может производиться в случаях:

· изменения законодательства РФ;

· разработки организацией новых способов ведения бух. учета;

· существенного изменения условий хозяйствования (связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.).

 

Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.

IV. Раскрытие учетной политики

Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бух. учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бух. отчетности.

 

В случае изменения учетной политики организация должна раскрывать следующую информацию:

· причину изменения учетной политики;

· содержание изменения учетной политики;

· порядок отражения последствий изменения учетной политики в бух. отчетности;

· суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики;

· сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бух. отчетности, - до той степени, до которой это практически возможно.

 


23. Учет резервов. Источники их образования.

 

Организации могут создавать следующие резервы:

· на предстоящую оплату отпуска;

· на покрытие расходов по ремонту;

· на возмещение производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным периодом;

· на выплату вознаграждений за выслугу лет;

· на гарантийный ремонт;

· осуществление природоохранных мероприятий.

 

Начисление: Д 20,23,25,26,29,44 (отчисление в резерв расходов, относимых на расходы на продажу) 97 (отчисление в резерв, возмещения расходов буд. периодов) К 96.

Фактические расходы и платежи списываются Д 96 К 70,91 (производственные внереализационные расходы), 76 (непризнанные судом расходы по претензиям), 99 (остаток неиспользованных резервов на увеличение прибыли).

 

По результатам проведенной инвентаризации создается резерв по сомнительным долгам (РСД) счета 82,63 за счет прибыли отчетного года.

Д 91 К 63 - произведены отчисления в резерв; Д 63 К 91 – а остаток списан на увеличение прочих доходов.

Сомнительный долг — дебиторская задолженность, не погашенная в срок и не обеспеченная залогом и гарантиями. Аналитический учет ведется по каждому сомнительному долгу.

 

Д 81/1(63) К 62 – списана денежная задолженность;

Д 81/1(63) К 76 - списаны суммы претензий, в удовлетворении которых отказано судом.

 

Могут создаваться резервы под обесценение вложений в ценные бумаги - 82/2(59).

Д 91 К 59 - отчисления в резерв при повышение рыночной стоимости; при выбытии ц/б: Д 59 К 91. Аналитический учет - по каждой ценной бумаге.

 

Счет 14 - для обобщения информации о резервах отклонения стоимостити сырья и т.п., определившихся на счете бух. учета от рыночной стоимостити.

Д 91 К 14 - отчисления в резерв;

Д 14 К 91 - восстановлена сумма неиспользованного резерва.

 

Счет 97 - для обобщения информацииии о расходах, производимых в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам (счет практически отменен).

 

Сч. 98/2 - безвозмездное поступление

Д 08 К 98/2 - получены безвозмездные внеоборотные активы;

Д 58 К 98/2 - получены безвозмездные финансовые вложения;


24. Взаимосвязь синтетического и аналитического учетов.

В бух. учете используется три вида счетов: синтетические, аналитические и субсчета.

Синтетические счета содержат обобщенные показатели об имуществе, обязательствах и операциях организации по эконом. однородным группам, выраженные в денежном измерителе. 01; 10; 50; 80 и др.

Аналитические счета детализируют содержание синтетических счетов, отражая данные по отдельным видам имущества, обязательств и операций, выраженных в натуральных, денежных и трудовых измерителях. 41, 60 и др..

 

В бухгалтерском учете используется синтетический и аналитический учет.

Синтетический учет — учет обобщенных данных бух. учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным эконом. признакам, который ведется на синтетических счетах бух. учета.

Аналитический учет — учет, который ведется в лицевых и иных аналитических счетах бух. учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хоз. операциях внутри каждого синтетического счета.

 

Синтетический и аналитический учет организуются так, чтобы их показатели контролировали друг друга и в конечном итоге совпадали, вот почему записи по ним проводятся параллельно; записи на счетах аналитического учета производятся на основании тех же документов, что и записи на счетах синтетического учета, но с большей детализацией.

 

Между синтетическими и аналитическими счетами существует неразрывная взаимосвязь. Она выражается в следующих равенствах.

1. Начальное сальдо по всем аналитическим счетам, открываемым по данному синтетическому счету, равняется начальному сальдо синтетического счета:

∑C1а=С1с

2. Обороты по всем аналитическим счетам, открываемым по данному синтетическому счету, должны быть равны оборотам синтетического счета:

∑=Оа=Ос

3. Конечное сальдо по всем аналитическим счетам, открываемым по данному синтетическому счету, равняется конечному сальдо синтетического счета:

∑С2а=С2а


25. Международные и национальные стандарты – основа перехода к международной системе учета.

 

В настоящее время наибольшую известность получили два подхода к унификации учета: гармонизация и стандартизация.

Идея гармонизации бух. учета реализуется в рамках Европейского сообщества (ЕС). Суть - в каждой стране может существовать своя модель организации учета и система регулирующих ее стандартов. Главное, чтобы эти стандарты не противоречили аналогичным стандартам в странах-членах сообщества, т. е. находились в относительной «гармонии» друг с другом.

Идея стандартизации проводятся Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности,— КМСФО (International Accounting Standards Committee, IASC), разрабатывая и публикуя Международные стандарты финансовой отчетности — МСФО (International Accounting Standards, IAS). Суть - разработка унифицированного набора стандартов, применимых к любой ситуации в любой стране, в силу чего отпадает необходимость создания национальных стандартов.

 

Данные отчетности, составленной по российским правилам, отличаются от финансовой информации, подготовленной в соответствии с МСФО.

 

Использование международных стандартов в России должно заключаться, прежде всего, в активном применении их при создании концепции бух. учета в рыночной экономике, что должно обеспечить общую сопоставимость бух. информации, формируемой российскими и западными компаниями. При разработке нац. стандартов необходимо принять МСФО в качестве отправной точки, образца и критерия соответствия признанной в мире практики, что ни в коем случае не должно вести к игнорированию специфики рыночных отношений в России.


26. Учет расходов по социальному страхованию и обеспечению. Порядок образования и использования фондов социального страхования и обеспечения.

Для создания спец. фондов производятся соответствующие отчисления на соц. нужды, включающиеся в издержки производства или обращения.

Чтобы получать пособия по временной нетрудоспособности, санаторно-курортное лечение, медицинскую помощь, пенсию, необходимо ежемесячно отчислять в спец. фонды определенные %.

Для этих целей используется счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». 30%

1 – СС, 2 – ПО, 3 - МедСтрах

 

Начисление идет на счета затрат - Д 20,23,25,26,29,08 К 69;

Д 69 К 70 - использование средств фонда.

 

Фонд соц. страхования (ФСС) – 2,9%;

Пенсионный фонд (ПФ) - 22%:

  • 1967 г.р. и моложе – 16% - страховая часть; 6% - накопительная часть пенсии;
  • старше 1967 г.р. – 16% - страховая часть.

Фонд мед. страхования (ФМедСтрах) – 5,1%

 

Раньше был ЕСН (26 %).

 

Считается индивидуально для каждого работника (если > 512 ты. руб. – то выплаты только в ПФ – 10% страховая часть).

 

Д 23 К 70 – начислена з/п работнику вспомогательного производства;

Д 70 К 68 – начислен НДФЛ;

Д 23 К 69 – начислены страховые взносы.


27. Учет начисленной заработной платы.

 

Заработная плата - денежная компенсация, которую работник получает в обмен за свой труд.

З/п начисляется исходя из:

· системы оплаты труда, применяемой на предприятии;

· сведений об установленных тарифах, окладах, сдельных расценках;

· сведений о фактически отработанном времени сотрудниками или об объеме произведенной продукции.

 

Согласно трудовому законодательству начисление и выплата з/п производится не реже чем каждые полмесяца. Начисленные суммы фиксируются в Расчетной ведомости (унифицированная форма № Т-51) или в Расчетно-платежной ведомости (унифицированная форма № Т-49).

 

Начисление з/п отражается по Кт счета 70.

 

Содержание операции Д К
Начислена з/п сотрудникам, занятым строительством основных средств 08.х  
Начислена з/п сотрудникам, занятым изобретением нематериального актива 08.х  
Начислена з/п сотрудникам, занятым снабжением организации материалами 10,15  
Начислена з/п сотрудникам основного производства    
Начислена з/п сотрудникам вспомогательного цеха    
Начислена з/п общепроизводственному персоналу    
Начислена з/п а административно-управленческому персоналу    
Начислена з/п а сотрудникам, занятым сбытом продукции    
Начислена з/п а сотрудникам, занятым демонтажем оборудования    
Начислена з/п сотрудникам, занятым ликвидацией последствий чрезвычайных обстоятельств    

28. Документация – один из основных приемов бух. учета.

Документ – это письменное свидетельство, составленное в порядке, предусмотренном законом и удостоверяющее юридический факт совершения хоз. операции.

Все хоз. операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бух. учет.

Документальное оформление хоз. операций позволяет бух. службе вести предварительный, текущий и последующий контроль за деятельностью материально–ответственных лиц, движением имущества и состоянием расчетно–платежной дисциплины.

 

Система документальной регистрации первичных данных должна отвечать следующим требованиям:

· своевременное, точное и обоснованное отражение всех учитываемых объектов в документах;

· простота регистрации и обработки первичной информации;

· рациональная организация и минимальные затраты на ведение первичного учета.

 

При проверках предприятий налоговыми органами много внимания уделяется правильному оформлению документов. Именно исходя из проверки имеющихся документов налоговая служба делает вывод о верности расчетов с бюджетом.

Несвоевременное оформление или не оформление произведенных операций запутывает бухучет и негативно сказывается на расчетах с бюджетом.

Неверно оформленные документы не позволяют предприятию правильно определить налогооблагаемую базу и становятся, как правило, причиной разногласий с налоговой инспекцией. Итог – финансовые санкции по отношению к предприятию.

 

Создание носителей первичной учетной информации (документов) – это трудоемкий процесс, на который затрачивается много времени. Поток документов, обрабатываемый бухгалтерами, настолько велик, что даже большой штат счетных работников зачастую не в состоянии справиться с ним вручную. Поэтому сокра



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: