Задание 37. Запишите прописью числительные и существительные в нужном падеже.





11 ¾ гектар … земли; 3,7 процент…, 17,5 литр…, 0,25 литра…;

к 2 3/6 прибавить 1,5; из 2665 вычесть 1369.

 

Задание 38. Подчеркните правильный вариант ответа. Объясните выбор.

Я ждал его около (полтора – полутора) часов.

Институт находится в (полтора – полутора) километрах от общежития.

Он сумел поговорить с (полутора – полтора) десятком человек.

Она съела почти (полуторы – полторы) банки варенья.

Николай был рад (полтора – полутора) часам свободы.

На заседании присутствовали около (полтораста – полутораста) человек.

 

Задание 39. Что в приведенных ниже примерах соответствует литературной норме, а что нет? В случае ошибки напишите правильный вариант ответа.

1. На занятиях не было обоих сестер ____________________________

_______________________________________________________________

 

2. В обеих случаях допущены ошибки __________________________

______________________________________________________________

 

3. Обе студентки не сдали зачета _______________________________

_______________________________________________________________

 

4. Опять вы обои опоздали! ___________________________________

________________________________________________________________

 

5. Держитесь за поручень обоими руками _______________________

______________________________________________________________

 

6. На обоих берегах реки раскинулись поля ______________________

______________________________________________________________

 

7. У обоих часов сломался механизм завода _____________________

________________________________________________________________

 

Задание 40. Определите закономерности в употреблении количественных и собирательных числительных. Подчеркните предпочтительный вариант употребления.

1. В отделе (пять – пятеро) женщин и только (три – трое) мужчин.

2. У неё в семье живут (три сироты – трое сирот).

3. В нашей семье было шестеро детей – (четыре девочки – четверо девочек) и (два мальчика – двое мальчиков).

4. Ураган бушевал в течение (троих – трёх) суток.

5. Организация высылает к вам (трёх – троих) квалифицированных специалистов.

6. Он оставил без помощи (четыре сироты – четырех сирот – четверых сирот).

7. Преступника сопровождали (три – трое) конвойных.

8. Зачет принимали (два доцента – двое доцентов).

9. Лекции читали (два профессора – двое профессоров).

 

 

Справочные материалы к теме «Имя числительное»

Имя числительное – знаменательная часть речи, в состав которой входят слова, обозначающие число, количество предметов и порядок при счёте. По значению и грамматическим признакам делится на количественные (сколько?) и порядковые (какой?): пять, десять, пятый, десятый. В состав количественных числительных входят собирательные двое, трое, четверо и т.д.

По составу числительные делятся на простые(три, девять, второй), сложные (пятьдесят, семьдесят, двухсотый), и составные (двадцать пять, тридцать седьмой, девятьсот шестьдесят пятый).

Особенности употребления и склонения числительных

1. Собирательные числительные сочетаются чаще всего с существительными мужского рода со значением лица (двое школьников, трое студентов), с названием детей (четверо детей, двое медвежат), с существительными, имеющими форму только множественного числа (двое ножниц) или обозначающими парные предметы (двое носков), с существительными общего рода (пятеро судей), и личными местоимениями (их было пятеро). С остальными существительными, особенно женского рода, собирательные числительные не сочетаются.

2. В составных числительных склоняется каждое слово. Слово тысяча в сочетании со словом один имеет в творительном падеже форму тысячью ( одной тысячью двумястами тридцатью тремя). Склонение составных числительных в устной речи нередко упрощается: либо склоняются только их начальные и конечные компоненты (поселок с тремя тысячами девяносто пятью жителями), либо склоняется только их последний компонент (лаборатория размещалась двадцать трехкабинетах).Такое употребление нельзя считать литературным!

Склонение составных количественных числительных

Им. п. Девятьсот шестьдесят пять

Р.п. Девятисот шестидесяти пяти

Д.п. Девятистам шестидесяти пяти

В.п. Девятьсот шестьдесят пять

Т.п. Девятьюстами шестьюдесятью пятью

П.п. (о) Девятистах шестидесяти пяти

3. У сложных числительных 50-80 склоняются обе части (например, пятьюдесятью восемью, о двухстах шестидесяти и т.п.).

4.Числительные 40, 90, 100 во всех падежах, кроме именительного и винительного, имеют окончание –а (нет сорока, девяноста, ста рублей и т.п.).

5.Числительные полтора, полтораста склоняются следующим образом:

Полтора

муж., ср. р. жен. р.

Им. п. полтора полторы

Р. п. полутора

Д. п. полутора

В. п. полтора полторы

Т. п. полутора

П. п. полутора

 

Полтораста

Им. п. полтораста

Р. п. полутораста

Д. п. полутораста

В. п. полтораста

Т. п. полутораста

П. п. полутораста

 

6.Числительные оба – обев мужском и среднем роде имеют основу обо: обоих игроков, обоим игрокам, об обоих игроках.

В женском роде – основа обе:обеих команд, обеим командам, об обеих командах

Запомните:

1. В середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать мягкий знак не пишется.

2. Числительное одиннадцать пишется с двумя буквами «нн».

 

 

Местоимение

Задание 41. Приведенные ниже местоимения впишите в соответствующую графу таблицы. (При определении разряда местоимений пользуйтесь справочными материалами). Там, где разряд местоимения отсутствует, поставьте прочерк

Вы, кто, какой, я, они, сколько, несколько, некоторый, ничей, кое-какой, никто, что, ничто, себя, этот, весь, всякий, свой, нечего, какой-то, какой-либо, таков, свой, такой, ваш, каждый, столько, сколько, что-либо, нечто.

 

Разряд Местоимения – существительные Местоимения – прилагательные Местоимения – числительные
Личные      
Возвратные      
Вопросительные/ относительные      
Неопределённые      
Отрицательные      
Притяжательные      
Указательные      
Определительные      

 





Читайте также:
Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как...
Эталон единицы силы электрического тока: Эталон – это средство измерения, обеспечивающее воспроизведение и хранение...
Русский классицизм в XIX веке: Художественная культура XIX в. развивалась под воздействием ...
Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.012 с.