Всех этих женщин объединяет несчастливая судьба.




Ариадна Борисова «Эффект попутчика».

 

Краткая биография.

Ариадна Валентиновна Борисова (род. 2 января 1960, с. 2-й Нерюктяйинск, Олёкминский район, Якутская АССР) — русская писательница, переводчик, автор книг для детей.

Училась в Амгино-Олёкминской средней школе. Окончила заочно Восточно-Сибирский государственный институт культуры в Улан-Удэ, по специальности режиссура массовых представлений. Работала в Олёкминской центральной библиотеке.

В 1990 году переехала из Олёкминска в Якутск, где работала художественным руководителем в доме культуры глухих и художником-оформителем, затем художником в газете «Молодёжь Якутии», редактором детского журнала «Колокольчик».

Дебютировала рассказом «Семь притч о семи» в журнале «Полярная звезда» в 1993 году.

С 1994 года работала журналистом в газете «Якутия», вела колонку новостей культуры. Печаталась в газетах «Олёкма» и «Молодёжь Якутии». Занималась переводами якутской поэзии и прозы на русский язык.

9 Книги входили в лонг-лист премий «Русский Букер» и «Ясная Поляна». Лауреат Большой премии Союза писателей России за роман «Божья отметина» (2009), финалист Международной детской литературной премии им. В. Крапивина (повесть «Записки для моих потомков», 2010). Лауреат якутской республиканской премии «Золотое перо», отличник культуры Республики Саха (Якутия).

Автор нескольких романов, сборников рассказов, книг для детей, 14 пьес для детского театра. Многие издания своих детских книг иллюстрировала сама. Положительные отзывы в прессе вызвали книги для детского возраста «Опасная математика» (2011) и «Сказки перед сном» (2002), информационный сборник «Якутия: рекорды, самое первое, самое-самое» (2004), серия стилизованных под якутскую мифологию олонхо мини-романов «Земля угаданок» (2008—2010), основанный на истории семьи А. В. Борисовой роман «Змеев столб» (2014) и его продолжение «Бел-горючь камень» (2015).

Ариадна Борисова говорит, что разрывается между писательской и литературной деятельностью, отдавая предпочтение второй.

На данный момент А. Борисова оградилась от внешнего мира, закрылась дома. Её отец болен, и она, будучи суеверной, считает, что если покинет дом (своего рода убежище), то ее отец умрет.

 

Книги.

Якутия: рекорды, самое первое, самое-самое. Якутск: Бичик, 2004.

Одна из… Якутск, 2006.

Санна Ванна. Бабушка. М.: Амадеус, 2006.

Вера Ноева: альбом. Якутск: Бичик, 2007.

Божья отметина (роман). Якутск: Сахаполиграфиздат, 2007.

Земля удаганок: роман-олонхо («Знамение бури»). Якутск: Бичик, 2008.

Божья отметина. Мать. М.: Амадеус, 2008.

Земля удаганок: роман-олонхо («Джогур»). Якутск: Бичик, 2010.

Земля удаганок: роман-олонхо («Люди с солнечными поводьями»). Якутск: Бичик, 2010.

Земля удаганок: роман-олонхо («Небесный огонь»). Юкутск: Бичик, 2010.

Чучуна (рассказы). Якутск: Бичик, 2011.

Манечка, не спешите худеть (рассказы). М.: Эксмо, 2014.

Когда вырастают дети. М.: Эксмо, 2014.

Змеев столб (роман). М.: Эксмо, 2014.

Бел-горюч камень (роман). М.: Эксмо, 2015.

Весь апрель никому не верь. М.: Эксмо, 2015.

Земля угаданок (трилогия: «Люди с солнечными поводьями», «Джогур», «Небесный огонь»). М.: Эксмо, 2015.

Для детей

Узелок на память. Якутск, 1997.

Сказки перед сном. Рисунки автора. Якутск: Бичик, 2002.

Подарок феи Фантазии. Рисунки автора. Якутск.: Бичик, 2003.

Воспитательные цели. М.: Фома, 2011.

Опасная математика. М.: Фома, 2011.

Записки для моих потомков. М.: Фома, 2014.

Игра. Litres, 2015.

*Большой популярностью у родителей, бабушек и дедушек пользуется детская страничка в "Якутии".

Черты, особенности.

 

1. Олекминские мотивы (малая родина).

- "Одна из"

- 4 мини-романа серии "Портрет неизвестной": "Божья отметина", "Санна Ванна", "Полярная сага", "Не спешите похудеть". Из этой же серии 5-я книга - "Летающая Нефертити", которая не была опубликована.

- "Божья отметина"

 

2. Автобиография:

«Целиком списанных, конечно, нет, но кое-что все-таки вкладывается. Это, несомненно».

 

3. Реальные прототипы героев.

Герои – составные образы. «В этом плане мне очень помог мой журналистский опыт, ведь сколько людей, сколько судеб проходит через нас. Хотя описание поездки Катерины в Грозный практически взято из жизни, как и образ Санны Ванны».

 

4. Мотив путешествия:

Для А. Борисовой путешествие осмысливается как философские странствия в многомерную человеческую жизнь, в которой пересекаются общее и частное, прошлое и настоящее, земное и космическое.

 

5. Якутская мифология.

Отсюда:

роман-олонхо (героико-приключенческий якутский эпос), сюжет эпический - борьба добра со злом в трех мирах. Здесь многое в стихах. (серия фэнтези "Земля удаганок")

 

6. Язык произведения зависит

- от времени, описанном в нем («Если роман о нашем времени, то он пишется на современном языке, а если о старине говорить сегодняшним языком, он будет смотреться, как джинсы на неандертальце.»)

- от героя, о котором идет речь («Теми словами, какими описывается учёный, не нарисуешь крестьянина. Смена языка придаёт индивидуальность герою, он обретает собственный нрав и становится личностью.»)

 

5. Тематика. Широкий тематический ряд.

«Пишу новый роман о... Все о том же — об особенностях характера и поведения отдельно взятого человека в условиях влияния среды. О противостоянии этому влиянию. О любви. И наоборот… ».

Т. добра и зла

 

6. Психологизм.

 

Эффект попутчика.

 

Входит в сборник рассказов «Манечка, или Не спешите похудеть»:

Игра

Шуба баская, с плеча барского

Эффект попутчика

Такое красивое солнце

 

Темы: человек и среда, материнство, счастья, мнимые и подлинные ценности (большой тематический круг)

 

Схожие черты:

Олекминские мотивы (малая родина) – при описании Марии.

Язык – соответствует времени, передает характер героинь.

Мотив путешествия – рассказ начинается в аэропорте (граница между одним местом и другим).

Аэропорт в произведении – момент кризиса (остановки) героинь. Их жизнь как бы делится на до и после встречи. Мария оставляет прошлую жизнь и начиняет новую, Соня переосмысливает свою, понимает, сто у нее не все так гладко.

 

Композиция:

1) рассказ в рассказе (Внешний: настоящее время; история, произошедшая в аэропорте ИЛИ история двух героинь).

2) экспозиция – «Раз в полгода по непонятным причинам Соня вызывала в памяти детали той памятной ночи… Это она вызывала в Соне рецидивное чувство зависти и непонятно почему – вины»

завязка – «…Аэропорт гудел и вибрировал… угол, забитый спящими на чемоданах людьми.»

развитие действия - история Марии

кульминация – Мария показала свою травму// весь рассказ Марии – кульминация

развязка – «Утром радостная толпа беспрепятственно двинулась к летному полю…»

эпилог – «…Никогда больше не встречала Соня ту женщину с девочкой…»

Герои.

Соня - «премудрость», «мудрая».

Совпадают ли значение имени и характер героини?
Соня – та, к кому идут за советом.   Соню трудно назвать действительно мудрой. Да, она – человек, умеющий слушать, что очень редко в настоящее время, но это не признак житейского ума.
Жизнь героини.
Жизнь героини стабильна, она «гладкая, ровная, будто из-под утюжка», упорядочена (сравнение с пазлом), словом, идеальна.   Но идеальность жизни – фальшь. Соня живет не в счастье, а некой безопасности от любых потрясений и, вместе с тем, это не делает ее счастливой. Хоть она и продолжает грезить о хэппи энде.
Отношения с людьми.
Та, кто может помочь, т.е. она отзывчива. Соня совсем не желает помогать, напротив, ее раздражает, что к ней обращаются за советом. Марию она тоже не желала слушать, но любопытство победило, и Соня решила послушать историю незнакомки. Склонна скорее оправдывать себя, а не признавать ошибки. Испытывает вину перед Марией из-за своего благополучия, но и та перемешивается с завистью. Направленность на СЕБЯ.
Материнство.
«Саша – эгоист», так как не хочет иметь детей. Оправдывает мужа – сейчас не до детей (перспектива). Сначала: она сама не жаждет быть матерью, ищет оправдания

 

 

Мария с древнееврейского, по наиболее распространенной версии, это имя произошло от слова «горечь», т.е. судьба героини запечатана в имени.

 

С кем сравнивается Мария в тексте?

1. Анупама означает предрасположенность к жизни подвижника. Человек способен на жертву даже не ради какой-то высокой цели, а просто потому, что «может себе это позволить». Отдать любимую игрушку. Оказаться от личного счастья ради счастья другого человека.

Как следствие – настоятельная необходимость в присутствии «объекта приложения». Должен быть кто-то, к чьим ногам можно «бросить весь мир». А иначе жизнь не будет иметь смысла.

 

А) Данное сравнение еще раз подтверждает жертвенность героини.

Б) Рядом с именем фигурирует и индийская киностудия Болливуд, а индийские фильмы у нас ассоциируются с яркими красками и Хэппи эндом. Кто знает, может, пройдя столько трудностей, Мария обрела счастье.

 

2. Мария Магдалина — последовательница Иисуса Христа, христианская святая, мироносица, которая, согласно евангельскому тексту, следовала за Христом, присутствовала при Его Распятии и была первой из людей, удостоившейся явления Воскресшего Иисуса.

В Православной и Католической церквях почитание Марии Магдалины различается: в православии почитается согласно только евангельскому тексту — исключительно как мироносица, излеченная от семи бесов и фигурирующая только в нескольких эпизодах Нового Завета, а в традиции Католической церкви долгое время было принято отождествлять с ней образ кающейся блудницы и Марии из Вифании, сестры Лазаря, а также прилагать обширный легендарный материал.

Традиционно для западного искусства и символики изображается с непокрытой головой и распущенными волосами, а также с тем сосудом благовоний (притираний), из которого евангельская женщина обливала ноги Христу.

 

3. Преподобная Мария Египетская — христианская святая, считается покровительницей кающихся женщин. Память совершается в Православной церкви 1 апреля (14 апреля) и в пятую неделю (воскресение) Великого поста, в Католической церкви — 3 апреля. Мария Египетская почитается также Англиканской церковью.

Первое житие преподобной Марии было написано Софронием Иерусалимским, а канон — Симеоном Метафрастом. Многие из мотивов жития Марии Египетской оказались перенесены в средневековых легендах на Марию Магдалину.

Мария родилась в Египте в середине V века и в возрасте двенадцати лет покинула родителей, уйдя в Александрию, где стала блудницей. Более семнадцати лет предавалась она этому занятию. Однажды Мария, увидев группу паломников, направлявшихся в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня, присоединилась к ним, но не с благочестивыми помыслами, а «чтобы было больше с кем предаваться разврату». В Иерусалиме Мария попыталась войти в храм Гроба Господня, но какая-то сила удерживала её. Осознав своё падение, она начала молиться перед иконой Богородицы, находившейся в притворе храма. После этого она смогла войти в храм и поклониться Животворящему Кресту. Выйдя, Мария опять обратилась с благодарственной молитвой к Деве Марии и услышала голос, сказавший ей: «Если перейдёшь за Иордан, то обретёшь блаженный покой».

Послушав этого повеления, Мария приняла причастие и, перейдя Иордан, поселилась в пустыне, где провела 47 лет в полном уединении, посте и покаянных молитвах. Первые 17 лет Марию преследовали блудные страсти и воспоминания о прошлой жизни:

Когда я принималась за пищу, я мечтала о мясе и вине, какие ела в Египте; мне хотелось выпить любимого мною вина. Будучи в миру, много пила я вина, а здесь не имела и воды; я изнывала от жажды и страшно мучилась. Иногда у меня являлось очень смущавшее меня желание петь блудные песни, к которым я привыкла. Тогда я проливала слёзы, била себя в грудь и вспоминала обеты, данные мною при удалении в пустыню.

После этих многолетних искушений страсти оставили её, закончилась пища, взятая из Иерусалима, а одежда истлела от ветхости, но, как повествует её житие, «с того времени… сила Божия во всём преобразила мою грешную душу и моё смиренное тело».

Изображается отшельницей в рубище.

 

4. Богородица (Богоматерь, Дева Мария, Пресвятая Дева, Мадонна)- мать Иисуса Христа, родившая его в результате непорочного зачатия во исполнение «божеств. плана» спасения человечества.

 

Всех этих женщин объединяет несчастливая судьба.

Совпадают ли значение имени и характер героини?
Полностью. У Марии жизнь наполнена горечью, она прошла много трудностей. Судьба Марии будто бы повторяет судьбу Марии Магдалины и Марии Египетской. Героиня сочетает в себе черты покаявшихся святых, возможно она тоже идет по верному пути. Мария Магдалина избавилась от семи бесов после встречи с Иисусом. Мария Египетская встала на верный путь после встречи с паломниками и моления перед иконой Богородицы, т. е. они получили прощение после покаяния. Соня, которую автор сравнивает со священником, и которая волею судьбы оказалась рядом, скорее всего, помогла Марии снять камень с души, получить прощение, прежде всего, себя самой.
Жизнь героини.
Жизнь героини – калейдоскоп, она насыщена печальными событиями. Душа ее спокойна (она рассказывает о своей судьбе рассудительно, спокойно). У Марии есть также и светлые воспоминания, ее жизнь красочна и больше похожа на жизнь. Это, видимо, и есть настоящее счастье.
Отношения с людьми.
Человек, способный на жертву, на самоотдачу. Мария признает свои ошибки (смерть сыновей, оскорбление Николая), не ищет себе оправданий. Способна прощать. Направленность на ДРУГИХ.
Материнство.
Сравнивается с Богородицей. Имя Оксана (дочь Марии) в переводе, предположительно, с греческого означает «иностранка», «странница» (греческое слово «ксенос» - «чужой, чужеземный»). Также часто дают значение «гостеприимная».   В произведении является воплощением истинного материнства. Противопоставляется: 1) Соне (детей нет) - чаилдфри 2) одной из мам, выместившей раздражение на сыне, Мария, в отличие от нее, говорит с дочкой

 

Природа.

 

Соотносится с образом Марии.

 

Погода Мария Соня
вьюга Перипетии судьбы, сложная жизнь. Слепота или нежелание осознавать свое несчастье.
легкий снег Очищение. Героиня отпускает старую жизнь, рассказывая о ней. Осмысление жизни.
улучшение погоды Начало новой, счастливой жизни. Прозрение

 

Заглавие.

Эффект попутчика — это психологический феномен, при котором люди проще рассказывают о своих чувствах и делятся мыслями с незнакомцами, нежели с близкими людьми.

 

Положения.

Во-первых, совершенно незнакомые люди доверяют друг другу свои сокровенные тайны, мысли, порой делятся такими проблемами, которые не могут доверить лучшим друзьям и близким родственникам. При этом, чем больше ты расскажешь о себе, тем больше услышишь о собеседнике.

 

Во-вторых, часто люди, у которых, на первый взгляд нет ничего общего, находят темы для разговора. Какие-то невидимые точки соприкосновения человеческого подсознания позволяют на равных общаться строителю и профессору, водителю и инженеру, врачу и домохозяйке…

 

Удивляет также то, с каким азартом, с какой страстью мы иногда бросаемся в спор с человеком, которого, возможно, никогда больше не увидим. При этом, в последствии, после прихода домой, или на следующий день задаешься вопросом: «Зачем я спорил?».

 

Вообще-то можно попытаться дать некоторые логические объяснения, на тему «Эффект случайного попутчика».

 

Если выговориться о наболевших проблемах, всегда становится легче, а незнакомец, скорее всего не осудит, может даже поможет советом. Кстати советы всегда проще выслушивать от посторонних людей, потому что к ним можно не прислушаться и потом не слушать бесконечные: «Я же тебе говорил?».

 

То, что разные люди находят общий язык также можно легко объяснить. Ведь когда вырываешься из определенного жизненного круговорота, например, дом - работа, где зачастую имеешь ограниченное количество тем для обсуждения, хочется просто отвлечься и расслабиться.

 

Значение названия:

1) как психологический феномен:

- способ снять груз с души

- получить совет

- рассказать о своих проступках (покаяние) и т. д.

2) попутчик – это тот, кто идет рядом, отсюда возникает вопрос: есть ли у героинь такой человек, являются ли они сами попутчиками.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: