Монтессори-клуб
«Когда птица готовится взлететь,
ее крылья должны быть готовы к неизбежным усилиям,
и горе тому живописцу, у которого в доме нет кисточек в ту минуту,
когда его посетило вдохновение».
М. Монтессори
Чтение в жизни человека играет огромную роль. Часто мы не замечаем, что встречаемся с текстами для чтения почти ежечасно. Утренняя почта, названия продуктов на столе, реклама магазинов и остановок транспорта. Мы открываем рабочие документы в офисе и меню в кафе, читаем письма друзей и телефонные СМС, вечером ложимся спать с книгой. Чтение соединяет нас не только с миром современной человеческой культуры, но и с великим наследием поколений. Ни одного настоящего открытия в науке, технике или культуре не может сделать человек, не умеющий читать. Вот почему так важно, чтобы к ребенку уже в младшем возрасте пришло желание освоить удивительное умение читать, присущее только человеку.
М. Монтессори полагала, что чтение и интерпретация прочитанного является завершающей ступенькой сенситивного периода развития языка. „Опыт научил меня резко различать письмо и чтение иубедил в том, что эти два акта совершенно не одновременны. Вопреки общепринятому взгляду, письмо предшествует чтению", – говорит Монтессори.
Прежде чем приступить к описанию коллекции дидактических материалов Ю. Фаусек, помогающих детям легко освоить процесс чтения, рассмотрим общую схему его постепенного становления в конце сенситивного периода развития речи, в возрасте от 4,5 до 6 лет.
К этому времени мускульная система ребенка тесно связанная с развитием мышления становится вполне совершенной. Приходит к завершению миелинизация нейронов, и рука ребенка достаточно точно выполняет указания мозга. Замедлить этот процесс объективно невозможно, и перепрыгнуть его тоже. Поэтому мы наблюдаем спонтанное стремление детей этого возраста именно к рисованию, постепенно превращающемуся в письмо. Ребенок пытается отобразить с помощью карандаша систему языковых знаков (от объясняемого словами рисунка к изображению букв и затем слов).
Описывая свой метод работы с детьми в этот период, М. Монтессори перечисляла три последовательных этапа.
Большое значение имеет слушание и наблюдение детьми процесса чтения исполняемого взрослыми. Дети живо интересуются произнесением отдельных звуков языка и членораздельной речью в целом. Ю.Фаусек пишет в работе «Обучение грамоте и развитие речи по системе Монтессори»: «Таким образом, ребенок получает физиологическую подготовку к дальнейшему высшему развитию членораздельной речи в виде осмысленного чтения. Произнося хорошо и проделывая много слуховых упражнений и упражнений в толковании графических знаков, ребенок соединяет вместе основные механизмы письма и чтения». И все это происходит до начала настоящего осмысленного чтения. Следует согласиться с позицией М. Монтессори, состоящей в том, что и психически, и физиологически процесс письма предшествует развитию осмысленного чтения. И если внешняя картина выглядит иначе, и мы видим, что ребенок пытается складывать буквы (читать) раньше, чем писать их, то чаще всего это означает дисгармонию естественных мозговых функций, которая может сказаться позднее и не обязательно в сфере языка. Это сигнал к необходимой нормализации тонкой моторики ребенка. «Никогда не давайте уму больше, чем Вы даете руке» – предупреждала Мария Монтессори.
Важно так же понимать, что ребенок на всем протяжении заключительного этапа сенситивного периода развития речи спонтанно осваивает не письмо и чтение, как таковые, а именно МЕТОД письма и чтения, то есть анализирует звуки речи и сливает их в слова, интерпретируя в понятия. „Слово, которое читает ребенок, находится в таком же отношении к письменной речи, как и слово, которое он пишет, к членораздельной речи. И то, и другое помогают ему воспринимать речь, направленную к нему другими. Поэтому, пока ребенок не воспринимает понятий при помощи письменных слов, он не читает", – говорит Монтессори.
Можно проследить этот процесс и определить, на каком из его этапов находится тот или иной ребенок.
1. Выделение графического изображения и его анализ (интуитивное чтение).
2. Выделение буквы, как основы графического языка (контролируется действием – раскладывание букв в ячейки подвижного алфавита).
3. Механическое составление слова (по заранее написанному на карточке – работа с подвижным алфавитом).
4. Механическое переписывание слов (контролируется действием).
5. Выделение звука в слове (игра «Начало-середина-конец»).
6. Звуковая интерпретация букв (контролируется действием – работа с шероховатыми буквами).
7. Складывание слов на слух (Большой подвижный алфавит. Контролируется переводом в действие).
8. Механическое чтение (успешное воспроизведение написанных складов и слов).
9. Записывание слов на слух, грамматическое письмо (контролируется переводом в действие).
10. Интерпретация написанных или сложенных слов (контролируется действием – чтение номенклатуры с предметами или с картинками).
11. Чтение отдельных слов и предложений и их интерпретация действием (Контролируется переводом в действие – «приказания», диалоги).
12. Грамматическое письмо (изложение и сочинение).
13. Осмысленное красноречивое чтение вслух (Контролируется действием – драматизации).
14. Чтение книг.
Все названные этапы становления письма и чтения являются естественными для каждого ребенка и непременно происходят в его жизни, не зависимо от того, помогаем мы ему в освоении языка как знаковой системы или нет. Научная педагогика М. Монтессори предполагает подробное осмысление с одной стороны объективной картины нейропсихологических процессов, происходящих в детях 4 – 6 летнего возраста, а с другой – общей картины языка как знаковой системы. Метод освоения языка, предлагаемый Монтессори и воплощенный в России Ю.И. Фаусек, находится на стыке этого знания, и потому может считаться наиболее природосообразным и действенным.
Предъявление детям коллекции дидактических материалов для упражнений в письме и чтении не носит сугубо обучающий характер. Материалы служат ребенку важнейшим подспорьем в познания языка, а для педагога – инструментами, с помощью которых он делает попытку объяснить важнейшие моменты становления человека в целом. Поэтому дидактические материалы из коллекции Фаусек, равно как и другие материалы Монтессори, можно рассматривать как своеобразное лабораторное оборудование, данное в свободное употребление детям и наделенное некоторыми методическими инструкциями. Метод наблюдения свободно организованной работы детей остается главным в исследовательской деятельности педагога, который овладел соответствующим методическим арсеналом. Но Монтессори-педагог не обучает детей письму и чтению с помощью материалов, а наблюдает объективный процесс становления письма и чтения у детей, упражняющихся с этими автодидактическими пособиями.
Монтессори-педагог не берет на себя ответственность за уровень компетентности отдельных детей в освоении письма и чтения, но он создает все необходимые условия, чтобы этой компетентностью успешно овладел каждый ребенок.
Все материалы коллекции для чтения Ю. Фаусек обладают так называемой изоморфностью, когда сама структура материала и его место среди других соответствует логике формирования того или иного понятия, связанного с развитием языка. Механизм их действия в руках ребенка можно назвать ключевым словом «проживание». Методика индивидуальной работы с материалом предполагает обязательный перевод простой манипуляции в целенаправленное действие. Таким же способом осуществляется и контроль ошибок.
Рассмотрим более пристально последовательность становления процесса чтения, оставив позади подготовку к нему через письмо.
Каждому из этих этапов соответствует один или несколько дидактических материалов и разработана специальная методика их предъявления. Из многочисленных наблюдений за работой детей с этими материалами Юлия Ивановна Фаусек вслед за М. Монтессори вывела методики наиболее эффективного их применения и интерпретировала содержание для русскоговорящих детей. Свои изыскания и наработки она опубликовала в следующих наиболее полных работах.
1. Обучение грамоте и развитие речи по системе Монтессори. Изд. «Время», Петроград, 1922
2. Грамматика у маленьких детей. Лениздат, 1928;
3. Школьный материал Монтессори. Грамота и счет. Государственное издательство, Москва – Ленинград, 1929
Юлия Ивановна пишет, что и подвижные алфавиты, и другие материалы для чтения она создавала, изучив второй том М. Монтессори с работой «Мой метод. Начальное обучение», который попал к ней в руки в 1918 году. Эта книга впервые вышла в России в переводе с французского Людмилы Печатниковой и под редакцией Елены Хилтунен в 2005 году.
В наше время на основе этих текстов и в процессе проведения более чем пятнадцатилетней экспериментальной работы с детьми была разработана современная версия коллекции дидактических материалов для чтения Юлии Ивановны Фаусек. Авторами стали российские Монтессори-педагоги Елена Хилтунен и Наталья Корочарова, а так же специалисты фабрики Монтессори-Питер, которые изготовили экспериментальные образцы коллекции и осуществили ее тиражирование для российских групп Монтессори. Большой подвижный алфавит Ю.Фаусек был изготовлен НПО «Монтессори» в г. Омске. В экспериментальной работе с коллекцией принимали участие дети и Монтессори-педагоги из Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга.
Часть 1
Механическое составление складов и слов
и их воспроизведение в речи
Подвижный алфавит Ю. Фаусек
Впервые с буквами подвижного алфавита может познакомиться и трехлетний малыш. Если предложить ему разложить, например, розовые буквы по ячейкам коробки, на дне которой они начертаны, ребенок без особого труда выполнит эту работу, используя метод визуального сравнения предмета и картинки. Азбука для него пока недоступна, но, работая с алфавитом, ребенок постепенно привыкает к отдельным письменным знакам, из которых состоят слова. Пройдет всего год, и он легко сопоставит буквы со звуками и закрепит возникшие образы с помощью шероховатых букв.
Как только 4-5 летние дети осваивают умение различать звуки в слове, и чуть позже с помощью шероховатых букв начинают соотносить их с определенными письменными знаками, их главным стремлением становится изобразить целое слово. Но часто бывает, что рука ребенка к этому времени еще не готова записывать слова на бумаге. Это противоречие дети легко решают с помощью складывания слов из Большого подвижного алфавита.
Если в основе современного математического мышления лежит представление о десятичной системе счисления, и материалом, который гениально разработан М. Монтессори для помощи детям в ее освоении, служит Золотой материал, то в основе понимания письма и чтения лежит алфавит – система письменных знаков, отображающих звуковой строй речи. Освоив алфавит, ребенок в состоянии овладеть письмом и чтением, как, освоив Золотой материал, он овладевает десятичной системой счисления.
Настоящее изучение алфавита по методу Монтессори начинается примерно в 5 лет с сопоставления звуков и букв через тактильное, зрительное и слуховое их ощущение. Дети как бы проживают каждый письменный знак, обводя его пальчиками по табличкам, на которые нанесены шероховатые буквы, и произнося соответствующий звук. Похожая картина разворачивается и при построении на ковре десятичной системы из бусин, стерженьков и кубов Золотого материала.
Составление слов с помощью Большого подвижного алфавита представляет для маленького ребенка серьезную умственную задачу. Вот как писала об этом Юлия Ивановна Фаусек: «Каждое слово, которое составляет ребенок, является задачей, которую он должен разрешить. Для этого он выбирает знаки, из множества других запоминает их, и располагает в стройном порядке. Составив слово, ребенок перечитывает его, получая доказательство правильного разрешения задачи. Особенно импонирует ребенку то обстоятельство, что каждое составленное им слово может быть прочитано другим. Это укрепляет его в умении, и предоставляет возможность общения с другими при помощи графических знаков (письменной речи), повергает в изумление и радость».
Первые варианты современного русского подвижного алфавита были разработаны в 1998 году в ходе федерального, а потом Московского городского эксперимента «Монтессори в России». Основные лекала для букв изготовил тогда Владимир Владимирович Полищук. Величина букв была 7 и 15 см. В ходе экспериментальной работы размеры письменных знаков изменились. То же произошло и с величиной коробок и схемой расположения в них букв.
В 2007 году, начиная работу над коллекцией дидактических материалов Ю.Фаусек, мы смоделировали новый русский подвижный алфавит по ее рекомендациям, изготовив его на Омской фабрике Монтессори-материалов. Испытания в работе с детьми этот алфавит прошел в Санкт-Петербургской школе Валентины Михайловой. Теперь он представляет собой три небольших деревянных коробки, вкладывающихся друг в друга. Две коробки заполнены согласными прописными буквами синего цвета, а в верхней лежат гласные розового цвета. Дно каждой коробки выкрашено белой краской. На нем нанесены розовые или голубые контуры каждой буквы.
Кроме того, в уголке каждой ячейки написаны соответственные маленькие ПЕЧАТНЫЕ буквы. Они необходимы для дальнейшего легкого восприятия детьми печатных шрифтов, а так же для тех детей, которые научились раньше, чем прописные, читать и писать печатные знаки.
Буквы в подвижном алфавите ПРЯМЫЕ, что составляет правильное образное восприятие ребенком прописной буквы и является первым спонтанным написанием ее любым дошкольником. Кроме того, прямой прописной шрифт является стандартным для современной письменной каллиграфии во всем мире.
Высота каждой буквы составляет 6 см или 13 см. Ширина линий 1 см, что соответствует двум пальчикам детской руки. В каждой ячейке лежит по 4 одинаковых буквы.
Вот как Юлия Ивановна Фаусек описывает презентацию подвижного алфавита.
«Руководительница отчетливо произносит какое-нибудь слово, например, МАМА. Она делает ударение на звуке М, произнося его несколько раз М, М, М. Ребенок почти импульсивным движением хватает букву М и кладет его перед собой. Руководительница повторяет слог МА, протягивая звук А: М-А-А-А. Ребенок кладет рядом с М А. Руководительница произносит опять МА-МА. Второй слог ребенок составляет уже без труда. Если же он затрудняется или вместо М берет А (что иногда случается), складывая МААМ, руководительница произносит второй слог так же, как произносила первый.
Как только слово составлено, ребенку предлагают прочесть его. И тут мы видим, что это не всегда дается ему с той легкостью, с какой большей частью он составляет слово: он прочитывает его с некоторым усилием, а иногда глядит с недоумением, не узнавая собственного творения. Руководительница в этом случае помогает ребенку, прочитывая составленное слово, буква за буквой с большой отчетливостью и приглашая его повторить слово раз, два, а иногда и несколько раз. И вдруг наступает момент, когда ребенок схватывает суть дела: он начинает понимать, что поставленные рядом знаки (буквы), обозначающие произносимые руководительницей звуки, составляют слова ею продиктованные».