Классические системы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, их анализ




Психолого-педагогические основы сенсорного воспитания дошкольников

При помощи вос­приятия ребенок познает внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину и др.). Отраже­ние этих свойств в мозге создает образ предмета. Благода­ря мышлению ребенок постигает внутренние, скрытые свой­ства, связи между предметами и явлениями (причинно-след­ственные, временные, количественные и другие связи). Результаты мышления отражаются с помощью слова. Так, подойдя к окну, 4-летний Саша говорит: «Ночью был дождь, вон какая большая лужа».

Между восприятием и мышлением существует тесная связь. Восприятие формируется в первые месяцы жизни ре­бенка, а начало развития мышления Л. С. Выготский отно­сит к возрасту около 2 лет. В основе развития мышления лежит восприятие, которое предоставляет для углубленно­го познания чувственный (сенсорный) опыт. На протяже­нии дошкольного возраста восприятие готовит мышление, дает ему «пищу» для анализа, сравнения, обобщения, вы­водов. Мышление, в свою очередь, положительно влияет на развитие и совершенствование восприятия, усиливая его целенаправленность, продуктивность.

Для полноценного умственного развития ребенка первых лет жизни необходимо заботиться о развитии его восприятия и мышления. Всвязи с этим важнейшей задачей умствен­ ного воспитания детей дошкольного возраста является:

- сенсорное воспитание (развитие);

Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась (с по­мощью мышления или восприятия), являются знания. Рас­сматривает ли ребенок божью коровку, которая села к нему на ладошку, слушает ли рассказ мамы о ней или рисует ее «портрет» - у него возникает представление о предмете познания (божьей коровке). Это представление складыва­ется в виде образа, но может получить выражение в речи, жестах, мимике, модели (рисунок).

Поэтому задачей умственного воспитания является:

- формирование системы элементарных знаний о предме­тах и явлениях окружающей жизни как условие умственно­го роста.

Рассмотрим эти задачи подробнее.

Познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия. Первый источник знаний о мире - ощущения. С помощью ощущений ребенок познает отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют ка его органы чувств. Так малыш узнает о том, что предметы имеют свой вкус, цвет, величину, запах, звук, вес, температуру и др. Более сложным познавательным процессом является

восприятие, обеспечивающее отраже­ние всех (многих) признаков предмета, с которым ребенок непосредственно соприкасается, действует.

II. М. Сеченов писал, что корни мысли ребенка лежат в чувствовании. Правомерно предположить, что богатство ощущений и восприятия - предпосылка для полноценно­го познания окружающего мира, развития мыслительных процессов, так как «внешние чувства доставляют матери­ал для всех рассудочных работ» (К. Д.Ушинский).

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится и с произ­ведениями искусства: музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными при­знаками - многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе все это воспринимает. Но если усвоение про­исходит стихийно, без грамотного педагогического руко­водства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и вос­приятие поддаются развитию, совершенствованию, особен­но в период дошкольного детства. И тут на помощь прихо­дит сенсорное воспитание.

Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

Классические системы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, их анализ

В истории педагогики сложились разные системы сенсорного воспитания (М. Монтессори, Ф.Фребель, О.Декроли, Е.И.Тихеева, современная отечественная система). Они отличаются друг от друга психологическими подходами к пониманию природы восприятия, его взаимосвязи с мышлением. В зависимости от этого по-разному строятся содержание сенсорного воспитания, его методика. Так, автор всемирно известной системы сенсорного воспитания Мария Монтессори сводит развитие ребенка исключительно к развитию сил и способностей организма: развитию мускулов, зрения, слуха, обоняния и т. п. Разработанные ею дидактические материалы, по­добранные соответствующим образом, дают детям дошкольного возраста сенсорные стимулы, упражняющие органы чувств. Напри­мер, для воспитания тактильного чувства предлагаются упражне­ния с набором гладких и наждачных дощечек, карточек, различных тканей; для развития термического чувства - упражнения с набо­ром металлических чашечек, наполненных водой различной тем­пературы; барическое чувство (чувство тяжести) развивается с помощью набора одинаковых по размеру, но разных по весу дере­вянных дощечек и т.д. Обратите внимание на то, что внешние при­знаки предметов абстрагированы, отделены от реальных предме­тов, явлений. Упражняясь с такими материалами, дети добивались остроты органов чувств, тонкости различения сенсорных призна­ков предметов. По идее М. Монтессори, ребенок работает с ее ма­териалами самостоятельно, поскольку они построены на принци­пе автодидактизма. Педагог не обучает, не «мешает» естественно­му ходу развития, не навязывает свое понимание, не уточняет словом то, что ребенок ощущает. В результате ребенок, тонко раз­личая, например, цвета и оттенки, не может их назвать, сравнить, обобщить, применить в других видах деятельности, выходящих за рамки упражнений с дидактическим материалом. Без руководства взрослого богатый сенсорный опыт не становится фундаментом для развития мышления ребенка.

Отечественная система сенсорного воспитания опирает­ся на теорию восприятия, разработанную JI. С. Выготским, Б.Г.Ананьевым, С.Л.Рубинштейном, А.Н.Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л.А.Венгером и др. Для развития вос­приятия ребенок должен овладеть общественным сенсор­ным опытом, который включает в себя наиболее рациональ­ные способы обследования предметов, сенсорные эталоны.

Согласно новейшим исследованиям, ощущение и воспри­ятие представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Развивать анализаторы ребенка - значит обучать его действи­ям обследования предмета, которые в психологии называют­ся перцептивными действиями. С помощью перцептивных действий ребенок воспринимает в предмете новые качества и свойства: поглаживает, чтобы узнать, какова поверхность (гладкая, шершавая); сжимает, чтобы определить твердость (мягкость, эластичность) и т. д. Задача сенсорного воспита­ния - своевременно обучить ребенка этим действиям. Обоб­щенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобще­ния, для развертывания мыслительных процессов.

Сенсорные эталоны - это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю исто­рию своего развития. Внешние качества и свойства предме­тов окружающего мира чрезвычайно разнообразны. В ходе исторической практики выделились системы тех сенсорных качеств, которые наиболее значимы для той или иной дея­тельности: системы мер веса, длины, направлений, геомет­рических фигур, цвета, величины; нормы звукопроизношения, система звуков по высоте и др. Каждый сенсорный эта­лон имеет свое словесное обозначение: меры веса, меры длины, цветовой спектр, расположение нот на нотном ста­не, плоскостные и объемные геометрические фигуры и др.

Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, основная тяжесть которого ложится на годы школьного обучения. Нужны ли сенсорные эталоны до­школьнику? А. В. Запорожец считает, что набор мерок, эта­лонов необходимо давать в дошкольном возрасте. Владея этими мерками, дети будут соотносить с ними любое вос­принятое качество, давать ему определение. Благодаря этим «единицам измерения» ребенок полнее и глубже познает раз­личные свойства конкретных предметов, его восприятие при­обретает целенаправленный и организованный характер.

В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов. Со второй половины первого года до начала третьего года формируются так называемые с е н сомоторные предэталоны. В этот период малыш отображает отдельные свойства предметов, которые имеют существенное значение для его движений (некоторые особен­ности формы, величины предметов, расстояния и др.).

В дошкольном возрасте ребенок пользуется так назы­ваемыми предметными эталонами: образы свойств предметов соотносит с определенными предмета­ми (оранжевый цвет называет «как морковка», квадрат оп­ределяет через форму кармашка, платочка). Обычно этот период длится до границы между пятым и шестым годом жизни, но может задержаться, если взрослые «насаждают» предметные эталоны в деятельность ребенка. Между тем исследования показали, что в старшем дошкольном возра­сте дети могут соотносить качества предметов с освоен­ными общепринятыми эталонами: солнце как шар, лимон и огурец овальной формы. Для ребенка этого возраста эталоном цвета выступают семь цветов спектра и их от­тенки, в качестве эталонов формы - система геометричес­ких фигур, для слухового восприятия - «решетка фонем» родного языка, звуковысотная шкала музыкальных-звуков (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) и др.

 

По системе М. Монтессори ощущения и восприятия раз­вивали у детей с помощью специального материала на занятиях-уроках. Отечественная система сенсорного воспи­тания строится на признании необходимости развивать восприятие ребенка в процессе содержательной деятельно­сти, организуемой не только на занятиях, но и в повседнев­ной жизни. Когда, например, знакомить детей со свойства­ми воды? Неужели проводить для этого специальные заня­тия? Конечно, нет! Во время умывания, игр с водой в групповой комнате, на участке педагог обучает воспитан­ников действиям обследования, которые помогают познать свойства воды (прозрачная, не имеет запаха, вкуса, своей формы, текучая, бывает разной температуры, замерзает на морозе, в ней плавают и тонут различные предметы и др.).

На первом году жизни ребенка задачи сенсорного вос­питания (развитие слуха, зрения, формирование предмет­ности восприятия) успешно решаются в манипулятивной и предметной деятельности. В дальнейшем богатейшие воз­можности сенсорного развития таят в себе такие виды дея­тельности, как игровая, трудовая, конструктивная, изобра­зительная. В каждом из этих видов деятельности - своя сен­сорная основа. В изобразительной деятельности - это восприятие и различение цвета, оттенков, формы, величи­ны, пространственного расположения, пропорций, в тру­довой деятельности - восприятие и различение особеннос­тей материалов, их пластичности, фактуры, барических свойств и др. Совершенствование любой деятельности за­висит от уровня сенсорного развития ребенка. Особенно от­четливо эта зависимость прослеживается в художественных видах деятельности, в которых требуется преимущественное развитие тех или иных анализаторов, обеспечивающих не­обходимую точность и тонкость дифференцировок.

В зависимости от содержания деятельности, ее мотивов меняются острота, тонкость ощущений, поскольку различ­ные признаки предметов выступают в своем жизненном значении. Усвоив тот или иной признак предмета в одном виде деятельности (научился различать цвет в дидактичес­кой игре), ребенок использует его в других видах деятель­ности (в рисовании, аппликации овощей, фруктов).

В развитии чувственного познания велика роль речи. Слово взрослого фиксирует приобретенный ребенком сен­сорный опыт, обобщает его. «Это шарик. Он круглый, он катится», - говорит воспитатель годовалому малышу. По мере того как ребенок овладевает речью, его ощущения приобретают новое качество: слово помогает вычленять новый признак, видеть его в других предметах. Введение в словарь ребенка названий разных признаков (кислый, слад­кий, теплый, прозрачный, красный, блестящий, матовый и др.) помогает развить способность к сравнению - важнейшей мыс­лительной оперании. Словесные обозначения признаков и свойств предметов способствует осмысленному их восприя­тию, отчетливому различению.

Содержание сенсорного воспитания

 

Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства. В сенсорном воспитании сложилось традиционное содер­жание. Оно идет от народной педагогики и получило раз­витие в теоретических трудах и практике известных педа­гогов (Ф. Фребель, М. Монтессори, Б. И. Тихеева и др.). Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве. При этом ставит­ся задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов (развитие тактильной, зрительной, обоня­тельной, слуховой и другой чувствительности), которая проявляется в различении признаков и свойств. Одновре­менно ребенок учится правильно называть свойства пред­метов (мягкий, твердый, пушистый, шершавый, холодный, теплый, горячий, горький, сладкий, соленый, кислый, легкий, тяжелый, снизу-сверху, близко-далеко, справа-слева).

В отечественной системе сенсорного воспитания тради­ционное содержание расширено и дополнено за счет вклю­чения ориентировки во времени, развития речевого и му­зыкального слуха. Ориентирование во времени предполагает, что ребенок усваивает представления о час­тях суток, днях недели, месяцах, годе, о текучести времени (нельзя остановить, вернуть, ускорить, оно не зависит от человека).

Речевой (фонематический) слух - это способ­ность воспринимать звуки речи, дифференцировать и обоб­щать их в словах как смыслоразличительные единицы. С развитием фонематического слуха связано овладение нор­мами звукопроизношения. Уровень развития фонематичес­кого слуха проявляется при обучении ребенка грамоте, ког­да перед ним встает задача звукового анализа слова. Это значит, что он должен отойти от смысла слова, его значе­ния и работать со словом как звуковым комплексом, т.е. формальной единицей.

Музыкальный слух - это умение различать звуки по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: