Классный час для подростков: «Формирование навыков бесконфликтного поведения обучающихся старших классов».
Педагог-психолог МБОУ «ЦО» Бражнова Н.В.
Конфликт – это нормальное состояние
общества, в любом обществе всегда,
во все времена существовали, существуют
и будут существовать конфликтные ситуации.
В.А.Ядов
Цель: Исследование конфликтов, причин их возникновения и способов их разрешения, а так же осознание подростками собственных стратегий поведения в конфликтных ситуацияхи формирование эффективных навыков поведения в конфликте.
Задачи:
- формирование у учащихся представлений о конфликтах и факторах, способствующих их возникновению;
- развитие способностей, позволяющих избежать конфликтной ситуации;
- выявление подростками собственного стиля поведения в конфликтной ситуации;
- формирование навыков конструктивного общения в среде сверстников.
Ход занятия
Вступительное слово
Ребята, мы сегодня с вами поговорим о конфликтах, попробуем понять, почему конфликты возникают, и как их разрешать.
Упражнение «Ассоциации»
Цель: придумать ассоциацию к слову «конфликт»
Инструкция: Каждый из участников продолжает фразу: конфликт – это______
С чем ассоциируется слово «конфликт». Какой образ подсказывает ваше воображение?
- если конфликт – это мебель, то какая?..
- если конфликт – это посуда, то какая?..
-если это одежда..
Беседа на тему, что такое конфликт.
Все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты, а это значит, что наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов (барьеров в общении). Слово «конфликт» в дословном переводе с латинского означает «столкновение».
|
Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов участников взаимодействия.
Конфликтная ситуация - противоречия и разногласия между людьми, создающие трудности при общении.
Как возникают конфликты, вы можете узнать из видео урока «Межличностные конфликты». Запишите, какие конфликты бывают (конструктивные и неконструктивные). Приведите свои примеры конструктивного и неконструктивного разрешения конфликта.
https://www.youtube.com/watch?v=ET7GCaKuRd8
Стадии развития конфликта показаны в видео уроке «Межличностные конфликты», запишите их (возникновение конфликта, осознание конфликта, проявление конфликта, углубление конфликтной ситуации, проявление конфликтного поведения, разрешение противоречий).
Стратегия поведения в конфликте по методике Дж. Г. Скотт.
Очевидно, что положительные результаты может принести любая из пяти известных стратегий поведения в конфликте, если она отвечает требованиям ситуации. Однако многие из нас тяготеют к преимущественному использованию одной из стратегий, исходя из собственных внутренних побуждений, устоявшихся привычек. Попробуйте определить свой «любимый» стиль поведения в конфликтных ситуациях при помощи данной таблицы.
Проанализируйте стратегии по степени значимости по четырем категориям. Для этого последовательно поставьте цифры (от 1 до 5) в каждой из 4 колонок. Цифра 1 означает, что стиль занимает место (ранг) по категории, цифра5- последнее место (ранг).
Стиль разрешения конфликта | Использую чаще всего | Владею лучше всего | Приносит наилучшие результаты | Чувствую себя при использовании наиболее комфортно |
Настойчивость(Я активно отстаиваю собственную позицию) | ||||
Уход (Я стараюсь уклониться от участия в конфликте) | ||||
Приспособление (Я стараюсь во всем уступать) | ||||
Компромисс (Я ищу решение, основанное на взаимных уступках) | ||||
Сотрудничество (Я стараюсь найти решение, максимально удовлетворяющее интересы обеих сторон) |
Заполненная таблица дает вам наглядное представление о том, какой из стилей вы используете чаще всего, какой наиболее комфортен для вас. Любой результат дает вам информацию для размышлений, если вы хотите сделать свое поведение в конфликтной ситуации более эффективным, развив способности использовать разные стили.
|
Для закрепления материала можно посмотреть и проанализировать мультфильмы Смешарики 20серия - Кто первый. https://www.youtube.com/watch?v=IZ2BQ0lQQv0
Лунтик и его друзья 149 серия - Мирный путь. https://www.youtube.com/watch?v=lobYKzlpNy0
4. Упражнение «Качества для успешного разрешения конфликтов».
Цель: Актуализация качеств и умений, необходимых для успешного разрешения конфликтов.
Оборудование: Чистые листы по количеству команд (зависит от количества участников).
Инструкция: Ведущий делит участников на команды и проводит мозговой штурм на тему: «Качества и умения, необходимые для успешного разрешения конфликтов».
5. Саморефлексия «Мои возможности».
- На листе бумаги нарисуйте собственную ладонь.
- В центре ладони напишите самую главную причину, которая мешает вам конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях.
- В контуре каждого из пальцев напишите то, новое, что вы узнали и что, может вам пригодиться для решения возможных конфликтов.
Старшеклассники в течение 5 минут выполняют предложенное задание. После этого желающие озвучивают свои ответы.
|
6. Итог «Проживая жизнь, мы вновь и вновь попадаем в конфликтную зону, но мы не должны пугаться этого объективного обстоятельства. Нам необходимо разрешать конфликты так, чтобы никто не видел, что конфликты были. И, в заключении, хочется вам сказать, использование конструктивных путей решения конфликта поможет вам сохранить друзей и не обрести врагов».