Как научиться мыслить системно – методологически?




А. Зинченко

Мышление и Искусственный интеллект.

Методологическое мышление не нуждается в институционализации и не должно превращаться в институт. Мы видим, что произошло с наукой в результате ее превращения в особый общественный институт. Как институт наука деградировала и заявленных в истории функций не выполняет. Конструктивная позиция: Методологическое мышление - это корпус исторически сложившихся, оформленных в культуре инструментов (особый язык) и способов их употребления для выражения и отображения интенций, смыслов, понятий и схем, обеспечивающих организацию развития деятельности.

2. Что такое мышление? Как оно работает? Начнем с очевидного: Мышление - верх блаженства и радость жизни, доблестнейшее занятие человека. Аристотель. Продолжим принципом, на котором стоят физиологи, нейрофизиологи, психиатры и психологи - интеллект есть биологический феномен: БСЭ: Мышление – является функцией мозга. Мышление - процесс отражения объективной действительности. Имеет единственным источником ощущения. Человек становится субъектом мышления, когда овладевает языком, понятиями, логикой, которые есть результат общественного развития…

Мы опираемся на модель, объясняющую отношения физиологии мозга и мышления, которая принадлежит В.А. Лефевру: световое табло. Текст, который бежит на табло, возникает не в лампочках и электрических цепях. Он паразитирует на материале табло, передается извне. В развитие модели: то, что показывает телевизор, происходит не внутри его корпуса (как иногда думают маленькие дети), но транслируется «машиной телеканала». Суть моделей: мышление требует наличия физиологически здорового мозга, как материала – носителя, но живет отдельно от него и по особым правилам. Мышление есть продукт и принадлежность исторически разворачивающегося человеческого разума – «ноосферы» по Т. Де Шардену и В.Вернадскому. Мозг обеспечивает «внимание ума» («animi intentio»), или интенцию, направленную на объект, который мы в результате и воспринимаем («отражаем»). Акт восприятия выносит вовне наши устремления и захватывает как лассо ковбоя, объект, на который эта интенция устремлена.

Если мы встали на позицию инструментализма мышления, то должны посмотреть на ситуации возникновения и употребления инструментов методологического мышления. Которые нужно вычленить из исторического процесса «обискуствления» деятельности. Обискуствление означает фиксацию, усиление, замещение и продолжение значимых для общества элементов деятельности в ходе ее машинизации, технологизации, автоматизации.

Первая конструкция или «клеточка» обискусствления: нормировка и закрепление в транслятивных формах (мудрец, образец, эталон) схем действия, демонстрирующих свою полезность и продуктивность в «естественных» ситуациях.

Поступательно, общество складывает корпус образцов, эталонов, нормативов или «вторую природу» (по К. Марксу, «технэ» у античных греков), с которой может работать по своему усмотрению, а не по «законам природы».

4.2. Вторая конструкция: нормировка оказывается возможной на материале социальной организации (люди и социально – производственные системы). Отсюда, по ситуации, на людях и создаваемых ими организациях и растут институты, как стабильно транслируемые нормы социальности (семья, право, религия...), то есть устойчивые формы организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе.

Третья конструкция: нормировка «лучшего опыта» в материале знаков и знаковых систем: тексты нормативных описаний, методики (нормативные предписания), инструкции и прочие операторно – процедурные декомпозиции деятельности. То есть, в формах «отчужденных» от людей и организаций – носителей. За счет связей замещения, выведения и отнесения.

Все обозначенные выше конструкции - ситуации выводят на машинизацию, автоматизацию и технологизацию деятельности. Но за конструкциями третьего типа стоит принципиально новая возможность – машинизации, автоматизации и технологизации собственно инструментов мышления (коль скоро они выделены, схематизированы в той или иной знаковой системе и накапливаются в каналах трансляции) или мышления как такового.

6. Ситуация интенсивного использования возможностей технологизации мышления складывается во второй половине ХХ века по результатам работ кибернетиков (Н. Винер) – по управлению массовым зенитным огнем; исследователей операций (Р.Акофф) – по организации логистики массовых морских перевозок; системщиков – по организации строительства атомных подводных лодок; отечественных СМД методологов (См. статью Г.П. Щедровицкого «Технология мышления», Известия 1961. № 234) по созданию теорий мышления, деятельности и мыследеятельности.

Норберт Винер и сообщество кибернетиков складывали и развивали Искусственный интеллект (ИИ). Термин ИИ или вычислительная способность достигать поставленных целей в этом мире - принадлежит Дж. Маккарти (1956). В точном смысле этот термин подразумевает перенос интеллектуальных функций, прежде присущих только человеку, на «мыслящие машины». Но будучи созданным и развернутым в мир специальных машин – компьютерных (вычислительных) технологий, ИИ становится теперь образцом и нормой для освоения инструментов и форм мысли. Теперь, чтобы понять устройство мышления, нужно изучать устройство ИИ. Смотреть устройство Сети, компьютера, многочисленных гаджетов на его платформе и грандиозной сферы разработки и продаж программного обеспечения. Сегодня мышление «садится» на новые поколения людей не через изучение трудов мудрецов - философов, логиков, психологов, но через освоение все новых и новых информационных технологий и многочисленных «инновационных» гаджетов. Формирование ИИ и захват им «естественно - искусственных» форм мышления соответствует принципу, озвученному как-то О. Генисаретским: «Это мясорубка, которая делает частью самой себя то, что перемалывает».

Живое», следовательно, методологическое мышление, освобожденное от рутинных операций по организации массовой деятельности требуется там, где сложилась или была специально организована уникальная проблемная ситуация. И где на испытанных технологиях «не проехать». Оно есть результат применения как отработанных (категория «система»), так и вновь создаваемых (картины уникальных объектов управления) интеллектуальных инструментов.

Ближе всего, по принципам своего устройства лежит сфера инженерии и такое ее порождение как «computerworld». Это новая сфера деятельности, существующая менее ста лет, разрабатывающая и распространяющая инструменты усиления интеллекта. Ее создатели не зацикливаются на социально – дисциплинарных условностях. Они живут и действуют по правилам и законам инженерного творчества, предпринимательства и бизнеса. Используют для получения продуктов и результатов все богатство идей, накопленных человечеством, и всячески стимулируют креативность и новаторство. Инновации здесь возникают в ходе нарушения границ, табу, социальных иерархий и стереотипов.

В науке, по принципу не может быть инноваций, поскольку там выстроена «ученая вертикаль» (ассистенты, кандидаты, доктора - настоящие, липовые и дубовые) – неожиданный, но логичный вывод.

Как научиться мыслить системно – методологически?

9. Какие инструменты и способы их употребления должны быть освоены «школотой»? Выше мы уже заметили, что набор этих инструментов теперь может строиться по аналогии устройством ИИ – искусственного интеллекта. Хард или «железо» в этой аналогии – наше тело, которое может издавать звуки (речь), жестикулировать, и обращать «внимание ума» на объекты познания и преобразования. Соответственно, для употребления тела в решении задач и проблем, требуется операционная система (по аналогии - Windows, iOS, Android…), которая дает телу возможность пользоваться «прикладными программами»: речь – язык, «язык телодвижений», письменность и всевозможные знаковые системы. В этой аналогии прикладные программы: языки народов мира, геометрия, арифметика, мифология, танец и т.д.

А далее корпус специализированных программ, инженерных (AutoCAD) и прочих…

«Оперативная память» не должна быть перегружена, чтобы ваш интеллект не «зависал». Функцию «жесткого диска» уже берут на себя жесткие диски, флэшки, серверы и «облака» в Сети.

Далее возможен ход на выстраивание содержания образования и подготовки к овладению мышлением в общеобразовательной школе. В какой последовательности, какие операционные системы и прикладные программы нужно освоить человеку, чтобы стать мыслителем?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: