Подробнее о творчестве одного из (кроме Рембрандта и Рубенса).




Билет № 1

Барокко: характеристика стиля, представители в городах Европы.

Подробнее о творчестве одного из (кроме Рембрандта и Рубенса).

«…Но пред красой и зданья, и фасада

Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда.

В орнаменте витом увидишь тут и там

Победоносный шлем и вазы фимиам,

Колонны, капитель, пилястры и аркады

Увидишь всюду ты, куда не кинешь взгляды,

Амуры, вензеля, вплетенные тайком,

И головы ягнят, увитые шнурком,

И статую найдешь в великолепной нише,

В узорах и резьбе карниз под самой крышей…»

Так описывал свои впечатления от архитектуры барокко французский поэт 17 века Жорж де Сюдери. Что же представляет собой этот стиль, стремящийся удивить, восхитить и даже ошеломить зрителя? От итальянского “baruecco” – жемчужина неправильной формы; причудливый, странный. В 18 веке термин приобретает значение отрицательной эстетической оценки. Барочным обозначалось все неестественное, произвольное, преувеличенное.

Итак, барокко – стиль, главенствовавший в архитектуре и искусстве европейских стран конца XVI – середины XVIII в.

Родина барокко – Италия, где утверждение нового стиля означало конец Ренессанса с его гармоническим мировосприятием, верой в безграничные возможности человеческого разума и упорядоченность вселенского бытия.

Барокко, тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило представления о сложности и многообразии мира, что отвечало новой картине мироздания – изменчивой и конфликтной, где отживающее и рождающееся находятся в постоянном противоборстве, а человек с его страстями, запутанным, сложным внутренним миром часто оказывается во власти иррациональных сил.

Не случайно барокко уходит от ясности и простоты, предпочитая геометрической строгости, прямой линии изысканную кривую; упорядоченному движению - вихреобразное; локальному цвету – мерцающие, меняющиеся под воздействием светотени золотистые тона или яркие, праздничные, неожиданно дисгармоничные в своем победном звучании.

Характерные черты барокко:

Ø масштабность, контрастность, обилие декора,

Ø напряжённость, динамичность образов, стремление к величию и пышности,

Ø стремление к иллюзорным эффектам в организации пространства интерьера (увеличение размеров помещений с помощью зеркал, высоты залов благодаря живописным плафонам, имеющим сложное решение перспективы);

Ø совмещение реальности и иллюзии, слияние искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория).

Самые характерные черты барокко - броская цветистость и динамичность - соответствовали самоуверенности и апломбу вновь обретшей силу римской католической церкви. За пределами Италии стиль барокко пустил самые глубокие корни в католических странах.

Барокко в архитектуре:

Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б.Ф. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты*.Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме.

*Волюта (итал. voluta – завиток, спираль), архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком («глазком») в центре, составная часть ионической капители, входит также в композицию коринфской и композитной капителей. Форму волюты иногда имеют архитектурные детали, служащие для связи частей здания, а также консоли карнизов, обрамления порталов, дверей, окон (главным образом в архитектуре позднего ренессанса и барокко).

Характерные элементы интерьера: стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления.

Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство.

Ансамбль Смольного (Россия). Архитектор Ф.Б. Растрелли.

Площадь Св. Петра (Ватикан)

Самые крупные ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия).

Барокко в живописи и скульптуре характеризуется динамизмом, «плоскостью» и пышностью форм, самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность, техника кьяроскуро (светотеневых моделировок), расцвет жанра натюрморт.

Страна Художник Характерные черты
Италия Микеланджело да Караваджо   «Призвание св. Матфея», «Лютнист», «Натюрморт корзина с фруктами», «Вакх»… Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Натюрморты, женоподобные юноши.
Италия Лоренцо Бернини (скульптор и архитектор)   «Аполлон и Дафна», «Похищение Персефоны», ансамбль площади св. Петра. Мрамор! Для него характерны повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религиозности с подчёркнутой чувственностью, остановленное мгновение! Л.Бернини часто обращался к древнеримской мифологии.
Фландрия Питер ПаульРубенс   «Автопортрет в жимолостной беседке», «Елена Фоурмен с детьми», «Шубка», «Три грации», «Союз Земли и Воды», «Тесей и Андромеда» … Картины театральны, аллегоричны, манера письма выразительна. Рубенс демонстрирует невероятную жизнеутверждающую силу барокко, его портреты, особенно женские, открывают этот неиссякаемый для него источник радости. Вполне соответствуют этой жизненности и грузные женские формы, так называемые «рубенсовские», которые могут оттолкнуть современного зрителя своей несколько тяжеловесной телесностью.
Голландия Рембрандт ванн Рейн Автопортреты!, «Ночной дозор», «Флора», «Даная», «Анатомия доктора Тулпа», «Пир Валтасара», «Возвращение блудного сына»… Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств.
Испания Диего Веласкес «Менины», «Венера перед зеркалом», «Пряхи»… Придворный живописец, карлики на картинах, аллегории.
Испания Эль Греко «Погребение гр. Оргаса», «Апостол Андрей и Франциск Ассизский», «Апостолы Петр и Павел», «Сошествие святого духа», «Портрет кавалера с рукой на груди», «Поэт Парависино»… Он был глубоко религиозен, поэтому в его искусстве представлены многочисленные варианты религиозных сюжетов и празднеств. Всегда изображаемое он трактовал как ирреальное, фантастическое, воображаемое. Отсюда деформация фигур (элементы готики), предельные колористические контрасты с преобладанием темных цветов, игра светотени, ощущение движения… Был великолепным портретистом.

 

Далее расскажите более подробно об одном из художников из таблички (кроме Рембрандта и Рубенса) – самостоятельно подготовьте!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: