Компенсаторная (замещающая) функция




Вопросы психологии, № 6, 1982. – С. 44-?50

ПОТРЕБНОСТНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ

/7. В. СИМОНОВ

 

I. ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИЯ? >

Физиология конца XIX — начала XX столетия рассматривала эмоциональ­ные реакции животных и человека преимущественно в связи с их отно­шением к вегетативно-гуморальным функциям организма. Эта тенденция отчетливо выступила в попытках оп­ределить роль висцеральных сдвигов в формировании эмоциональной окра­ски стимулов, действующих на орга­низм (теория Джеймса — Ланге), рав­но как и в работах, рассматривавших эмоции в качестве состояний экстрен­ной мобилизации вегетативных ресур­сов (теория Кэннона — Барда). Одна­ко начиная с конца 30-х гг. ученые все больше концентрируют свое внимание на тех факторах взаимодействия орга­низма с внешней средой, которые ве­дут к возбуждению мозговых струк­тур, ответственных за эмоциональные реакции. Эмоции и восприятие, эмоции и действия, эмоции и информация — вот те проблемы, которые заняли гос­подствующее положение в современ­ной психофизиологии эмоций. «Нуж­но думать,— говорил И. П. Павлов [8; 423] в 1932 г. с трибуны Междуна­родного конгресса в Риме,— что нерв­ные процессы полушарий при установ­ке и поддержке динамического стере­отипа есть то, что обыкновенно назы­вается чувствами в их двух основных категориях — положительной и отри­цательной и в их огромной градации интенсивностей. Процессы установки стереотипа, довершения установки, поддержки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чув­ства, что всегда и было видно в дви­гательных реакциях животного».

Эту павловскую идею несовпадения (рассогласования) заготовленного мозгом внутренне­го стереотипа с изменившимся внешним мы не раз встретим в той или иной модификации у ряда авторов, об­ращавшихся к изучению эмоций. По мнению Хоуджа [23], эмоциивозни­кают в момент, когда высшие мозговые центры не могут обеспечить адек­ватный ответ на воспринимаемую си­туацию или когда существуют сомне­ния, колебания относительно возмож­ности успешного ответа. По Хоуджу, сила эмоциональной реакции обратно пропорциональна возможности выс­ших центров мозга адекватно отве­тить на данную ситуацию. Эмоции представляют неудачу интеграции на уровне церебральной коры.

Близкие теоретические представле­ния были позднее развиты Хеббом [22] на примере активации врожден­ного механизма страха. Согласно Хеббy, этот механизм вовлекается в про­цесс поведения, когда ситуация оказывается «странной» - частично знакомой, частично нет и не вполне понятной. Реакция стр аха основывается скорее на переживании рассогласова­ния, чем на собственно сенсорном восприятии сложившейся обстановки.

«Биологическая" теория эмоций» П. К. Анохина [1] непосредственно связана с его более общей теорией функциональной системы поведенче­ского акта. Согласно Анохину, нервный аппарат отрицательных и положительных эмоций активируется в тот момент, когда обнаруживается рассогласование или совпадение акцептора действия (афферентной модели ожидаемых результатов) с импульсацией, сигнализирующей о реально достигнутом эффекте. Мы завершим об­зор этой линии исследований, органи­чески близких идее И. П. Павлова, сформулированной им в 1932 г., ссылкой на статью К. Прибрама [24] «Но­вая биология и неврология эмоций. Структурный подход», появившуюся в 1967 г. уже после того, как была опу­бликована [13] и доложена на XVIII Международном психологическом кон­грессе в Москве «информационная теория эмоций» [14].

В 1924 г. советский психиатр В. П. Осипов [7] проницательно назвал первую стадию образования условного рефл екса — стадию генерализации – «эмоциональной» в отличие от более поздней «интеллектуальной» стадии хорошо упро­ченного рефлекса. Эти две стадии, ди­намику ослабления, а затем и посте­пенного исчезновения эмоционального напряжения легко продемонстриро­вать на примере выработки оборони­тельного условного рефлекса у чело­века. Испытуемых просили нажимать на ключ через 20 с после короткого звукового сигнала. Если субъект на­жимал на ключ раньше 19 с после по­дачи сигнала или позднее 21 с, ему наносили на кожу предплечья болевое раздражение электрическим током по­рядка 60—90 В. После каждой пробы субъекта информировали о времени его реакции. Степень эмоционального напряжения измеряли по изменению частоты сердцебиений. Нарастание ча­стоты сердцебиений оценивали по сум­марной продолжительности первых трех ударов сердца после звукового сигнала и последних трех ударов пе­ред двигательной реакцией.

Если сравнить две стадии экспери­мента, содержащие одинаковое число проб и одинаковое количество болевых раздражений током, можно убедиться, что суммарное отклонение частоты сердцебиений от исходного фона в этих двух частях эксперимента раз­лично. Следовательно, оно зависит не только от количества наказаний. Опы­ты показали, что суммарное измене­ние частоты сердцебиений пропорцио­нально суммарному отклонению вре­мени двигательных реакций от задан­ной величины, т.е. пропорционально степени совершенства, точности и на­дежности условного оборонительного рефлекса. Это правило справедливо и для тех случаев, где величина ошибок (но не их количество, не количество болевых раздражений) нарастала вме­сте с нарастанием частоты сердцебие­ний и где, следовательно, динамику ве­гетативных сдвигов нельзя было объ­яснить привыканием к болевым сти­мулам по мере их повторения. Сумми­руя результаты собственных опытов и данные литературы, мы пришли в 1964 г. к выводу о том, что эмоция есть отражение мозгом человека и жи­вотных какой-либо актуальной потреб­ности (ее качества и величины) и ве­роятности (возможности) ее удовлет­ворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобре­тенного индивидуального опыта.

В самом общем виде правило воз­никновения эмоций, можно представить в виде структурной формулы:

Э = f П,(Ин-Ис,...], где

Э — эмоция, ее степень, качество и знак; П — сила и качество актуальной потребности; (Ин — Ис) — оценка ве­роятности (возможности) удовлетво­рения потребности на основе врожден­ного и онтогенетического опыта; Ин — информация о средствах, ресурсах и времени, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис — информация о средствах, ресур­сах и времени, которыми располагает субъект в данный момент.

Разумеется, эмоция зависит и от ряда других факторов, одни из кото­рых нам хорошо известны, а о суще­ствовании других мы, возможно, еще и не подозреваем. К числу известных относятся:

индивидуальные (типологические) особенности субъекта, прежде всего индивидуальные особенности его эмо­циональности, мотивационной сферы, волевых качеств и т. п.;

фактор времени, в зависимости от которого эмоциональная реакция при­обретает характер стремительно раз­вивающегося аффекта или настроения, сохраняющегося часами, днями и не­делями;

качественные особенности потребности. Так, эмоции, возникающие на базе социальных и духовных потреб­ностей, принято именовать чувствами. Низкая вероятность избегания неже­лательного воздействия породит у субъекта тревогу, а низкая вероятность достижения желаемой цели — фрустрацию и т. д. и т. п.

Информационная теория эмоций справедлива не только для сравнительно сложных поведенческих и актов, но и для генеза любого эмоционального состояния. Положительная эмоция при еде возникает за счет интеграции голодового возбуждения (потребность) с афферентацией из полости рта, свидетельствующей о растущей вероятности удовлетворения данной потребности. При ином состоянии потребности та же афферентация окажется эмоционально безразличной или генерирует чувство отвращения.

До сих пор мы говорили только об отражательной функции эмоций, которая совпадает с оценочной. Цена всегда есть функция двух факторов: спроса (потребности) и предложения (возможности ее удовлетворить). Но категория ценности и функция оценивания становятся ненужными, если отсутствует необходимость сравнения, обмена, т.е. необходимость сопоставления ценностей. Вот почему функция эмоции не сводится к про­стому сигнализированию воздействий полезных или вредных для организма, как полагают сторонники «биологической теории эмоций». Воспользуем­ся примером, который приводит П К. Анохин [1; 342]. При повреждении су­става чувство боли ограничивает двигательнуюактивность конечности, способствуя репаративным процессам. В этом интегральном сигнализировании «вредности» П К Анохин видел при­способительное значение боли Одна­ко аналогичную роль мог бы играть механизм, автоматически, без участия эмоций, тормозящий движения, вред­ные для поврежденного органа. Чувство боли оказывается более пластичным механизмом, когда потребность в движении становится очень велика, движение осуществляется, невзирая на боль. Ины­ми словами, эмоции выступают в роли своеобразной «валюты мозга» — уни­версальной меры ценностей, а не про­стого эквивалента, функционирующего по принципу вредно — неприятно, полезно — приятно

Из существа отражательно-оценоч­ной функции эмоций вытекают их ре­гуляторные функции. Мы начнем их анализ с функцией, регулирующих индивидуальное поведение.

Переключающая функция.

С физиологической точки зрения, эмоция есть активное состояние системы специализированных мозговых структур, побуждающее изменить поведение в направлении минимизации или максимизации этого состояния. Положительная эмоциясви­детельствует о приближении удовлет­ворения потребности, а отрицательная – об удалении от него, субъект стремится максимизировать (усилить, продлить, повторить) первое и минимизировать (ослабить, прервать, предотвратить) второе. Этот гедонистический принцип максимизации — минимизации, равно примени­мый к человеку и животным, позволя­ет преодолеть кажущуюся недоступ­ность для непосредственного экспери­ментального изучения эмоций живот­ных

Переключающая функцияобнаруживается как в сфере врожденных форм поведения, так и при осу­ществлении условнорефлекторной деятельности, включая ее наиболее слож­ные проявления. Надо лишь помнить, что оценка вероятности удовлетворе­ния потребности может происходить у человека не только на осознаваемом, но и на неосознаваемом уровне Яр­ким примером неосознанного про­гнозирования служит интуиция, где оценка приближения к цели или удаления от нее первоначально реализуется в виде эмоционального «предчувствия решения», побуждающего к логическому анализу ситуации, породившей эту эмоцию.

Конкуренция мотивов: выде­ление доминирующей потребности, ко­торая становится вектором целенаправленного поведения. Так, в боевой обстановке борьба между естествен­ным для человека инстинктом само­сохранения и социальной потреб­ностью следовать определенной этической норме переживается субъектом в форме борьбы между страхом и чув­ством долга, между страхом и стыдом. Зависимость эмоций не только от величины потребности, но и от вероятности ее удовлетворения чрезвычайно осложняет конкуренцию сосуществующих мотивов, в результате чего поведение нередко оказывается переориентированным на менее важную, но легко достижимую цель. Постоянная угроза такой переориента­ции потребовала от эволюции форми­рования специального мозгового аппа­рата, способного купировать эту «ахиллесову пяту» эмоций. На уровне высшей нервной деятельности челове­ка он предстает перед нами в качест­ве физиологических механизмов воли.

Частной, хотя и качественно специ­фичной разновидностью переключающей функции является их подкрепляющая функция.

Роль рефлекса мы пытались схематически изобразить на рис. 1. С момента своего возникновения условнорефлекторная теория предполагала конвер­генцию двух возбуждений- от условно­го раздражителя и от стимула, вызы­вающего безусловный рефлекс, напри­мер афферентацию из полости рта при поступлении в рот пищи (1 на рис. 1). Тогда же выяснилось значение «налич­ного функционального состояния», пи­щевой возбудимости, которую сегодня

Рис 1 Двух (I), трех (II) и четырехфакторные (III) схемы встречи возбуждении в пункте конвергенции при формировании условного) рефлекса

— условный стимул — 6езусловный стимул, - реакция, функциональноесостояние, — потребность, - эмоция

 

мы можем рассматривать как резуль­тат возбуждения мозговых структур, активированных возникновением со­ответствующей потребности, состояни­ем голода (II на рис. 1). Однако ни афферентация из полости рта, ни голодовое возбуждение сами по себе не могут играть роль подкрепления, обе­спечивающего формирование инстру­ментального условного рефлекса. Только интеграция голодового возбу­ждения с возбуждением от фактора, способного удовлетворить данную по­требность, т. е. механизм, генерирую­щий положительную эмоцию, обеспе­чивает выработку условного рефлекса. При ином соотношении конвергирую­щих возбуждений, например при по­ступлении пищи в рот перекормлен­ного животного, активация механиз­мов отрицательной эмоции приведет к оборонительной реакции избегания (III на рис 1).

Участие нервных механизмов эмо­ций в процессе выработки любого ин­струментального рефлекса делает весь­ма относительным выделение феноме­на так называемой эмоциональной па­мяти. По-видимому, мы можем гово­рить только о большей или меньшей силе эмоциональной реакции на под­крепляющий стимул, как это имеет место при выработке условного реф­лекса после одного сочетания или при выработке условной пищевой аверсии, когда подкрепление (отравление жи­вотного) происходит через несколько часов после восприятия условного си­гнала. Что касается эмоций в момент воспроизведения условных сигналов, то они зависят от степени актуальности той потребности, на базе которой возникает данная эмоциональная реакция.

Экспериментально показано, что дети 8 лет через 10 дней пос­ле первого опыта лучше воспроизво­дили тот словесный материал, который соответствовал мотиву, доминирующе­му в их личностной иерархии, будь то враждебность, лидерство, любозна­тельность, привязанность и т. д.

Экспериментально установленная роль эмоций в процессе выработки классических и особенно инструмен­тальных условных рефлексов позволя­ет утверждать, что без учета и даль­нейшей разработки нейрофизиологии эмоций мы вряд ли решим вопрос о механизмах замыкания условных свя­зей.

Компенсаторная (замещающая) функция

Будучи активным состоянием системы специализированных мозговых структур, эмоции оказывают влияние на другие церебральные системы,. Регулирующие поведение, процессы восприятия внешних сигналов и извлечения энграмм этих сигналов из памяти, вегетативные функции организма.

Но компенсаторная функция не ограничивается гирпермобилизацией вегетатики. Возникновение эмоционального напряжения сопро­вождается переходом к иным, чем в спокойном состоянии, формам поведе­ния: иным принципам оценки внешних сигналов и иному реагированию на них. Физиологически суть этого перехода можно определить как возврат от тонко специализированных реакции к реагированию по принципу доминанты.

Эти переходы подчиняются уни­версальному для головного мозга «за­кону обратных отношений между ре­флексами», сформулированному А. А. Ухтомским [18; 246]. В наиболее сложных и высших своих проявлениях этот универсальный закон обнаружи­вается в том, что «между доминантой (внутренним состоянием) и данным рецептивным содержанием (комплек­сом раздражителей) устанавливается прочная («адекватная») связь, так что каждый из контрагентов (внутрен­нее состояние и внешний образ) будут вызывать и подкреплять исключитель­но друг друга» [17; 169]. Эта законо­мерность подверглась анализу в трудах И. С. Беритова и И. П. Павлова, она была всесторонне исследована Э. А. Асратяном [2], [3] на примере взаимодействия прямых и обратных условных связей.

Совершенно очевидно, что предположительное доминантное реагирование целесообразно только в условиях прагматической неопределенности. Поэтому эволюция сформировала механизм зависимости эмоционального напряжения и характерного для него типа реагирования от размеров дефицита прагматической информации, механизм элиминирования отрицательных эмоций по мере ликвидации информационного дефицита. Подчеркнем, что эмоция сама по себе не несет достаточной информации об окружающем мире, недостающая ин­формация пополняется путем поиско­вого поведения, совершенствования на­выков, мобилизации хранящихся в па­мяти энграмм. Компенсаторное значение эмоций заключается в замещающей роли.

Что касается положительных эмо­ ций, то их компенсаторная функция реализуется через их влияние на потребность, инициирующую поведение. В трудной ситуации с низкой вероятностью достижения цели даже небольшой успех (возрастание вероятности) порождает положительную эмоцию воодушевления, которая усиливает потребность достижения цели согласно правилу П=Э/(Ин-Ис), вытекаю­щему из формулы эмоций.

В иных ситуациях положительные эмоции побуждают нарушать достигнутое «уравновешивание с окружающей средой». Стремясь к повторному переживанию положительных эмоций, живые системы вынуждены активно искать неудовлетворенные потребности и ситуацию неопределенности, где полученная информация могла бы превысить ранее имевшийся прогноз. Тем самым положительные эмоции компенсируют недос­таток неудовлетворенных потребно­стей и прагматической неопределенностн, способных привести к застою, к деградации, стать препятствием для процесса самодвижения и саморазви­тия. Наличие отрицательных и поло­жительных эмоций свидетельствует о дифференциациипотребностей на две основные категории: потребности нужды и потребности роста, которым в физиологии соответствуют представ­ления о побуждении и желании, о двух разновидностях мотиваций — от­рицательных и положительных (аппе­тит).

До сих пор мы говорили об участии эмоций в организации индивидуального поведения. Не меньшее значение эмоции имеют для поведения группы, сообщества, колонии. Здесь также об­наруживаются все три регуляторные функции эмоций: переключающая, подкрепляющая («эмоциональный ре­зонанс») и компенсаторная (подра­жательное поведение). Подробнее об этом — в нашей книге «Эмоциональ­ный мозг» [16].

Классификация эмоций. Многообра­зие потребностей, сосуществующих и образующих сложные, иерархически организованные системы, делает сос­тавление сколько-нибудь «полных», «развернутых» классификаций эмоций делом абсолютно бессмысленным и безнадежным.. Вот почему большинст­во авторов пытается определить огра­ниченное число базальных эмоций, не удовлетворяясь их делением только на положительные и отрицательные.

Поскольку вероятность удовлетво­рения потребностей в огромной мере зависит от действий субъекта, мы предположили, что именно характер действий может служить классифици­рующим принципом для выявления фундаментальных эмоций, занимаю­щих центральное положение в сфере эмоциональных состояний человека [15]. Взаимодействие с объектом удо­влетворения потребности, в свою оче­редь, бывает либо контактным, которое субъект может прервать или продолжить, но не предотвратить, либо дистанционным. Что касается дистанционных действий, то согласно военной науке они существуют в трех ос­новных разновидностях: наступление (преодоление), оборона (защита, сохранение) и отступление (утрата ра­ нее занимаемых позиций). моции, соответствующие перечисленным ти­пам взаимодействия, представлены в табл. 1. В случае одновременной ак­туализации двух и более потребностей они могут порождать сложнейшие эмоциональные аккорды.

Помимо характера действий проис­хождение базисных эмоций можно свя­зать и с тремя основными группами потребностей: биологических, социаль­ных и идеальных. Тогда биологиче­ским потребностям самосохранения (в широком смысле) будет соответство­вать страх. Гнев возникает в сфере внутривидового взаимодействия, вто­рично распространяясь на неодушев­ленные предметы. Человек может при­йти в ярость, преодолевая преграду из камней или пытаясь починить испор­ченный мотор, хотя злиться на камни или машину нелепо. Что касается по­ложительных эмоций типа радости, то они впервые возникают у ребенка в процессе познания окружающего ми­ра (формирование механизмов ясно­го видения при конвергенции зри­тельных осей) и первичного общения с другими людьми. Удовлетворение биологических потребностей (голод, температурный дискомфорт) внешних признаков положительных эмоций у ребенка не вызывает: младенец прос­то успокаивается и засыпает. Эмоции удовольствия и отвращения возника­ют при контактном взаимодействии в связи с удовлетворением любой по­требности: мы можем наслаждаться и



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: