Вопросы психологии, № 6, 1982. – С. 44-?50
ПОТРЕБНОСТНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ
/7. В. СИМОНОВ
I. ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИЯ? >
Физиология конца XIX — начала XX столетия рассматривала эмоциональные реакции животных и человека преимущественно в связи с их отношением к вегетативно-гуморальным функциям организма. Эта тенденция отчетливо выступила в попытках определить роль висцеральных сдвигов в формировании эмоциональной окраски стимулов, действующих на организм (теория Джеймса — Ланге), равно как и в работах, рассматривавших эмоции в качестве состояний экстренной мобилизации вегетативных ресурсов (теория Кэннона — Барда). Однако начиная с конца 30-х гг. ученые все больше концентрируют свое внимание на тех факторах взаимодействия организма с внешней средой, которые ведут к возбуждению мозговых структур, ответственных за эмоциональные реакции. Эмоции и восприятие, эмоции и действия, эмоции и информация — вот те проблемы, которые заняли господствующее положение в современной психофизиологии эмоций. «Нужно думать,— говорил И. П. Павлов [8; 423] в 1932 г. с трибуны Международного конгресса в Риме,— что нервные процессы полушарий при установке и поддержке динамического стереотипа есть то, что обыкновенно называется чувствами в их двух основных категориях — положительной и отрицательной и в их огромной градации интенсивностей. Процессы установки стереотипа, довершения установки, поддержки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства, что всегда и было видно в двигательных реакциях животного».
Эту павловскую идею несовпадения (рассогласования) заготовленного мозгом внутреннего стереотипа с изменившимся внешним мы не раз встретим в той или иной модификации у ряда авторов, обращавшихся к изучению эмоций. По мнению Хоуджа [23], эмоциивозникают в момент, когда высшие мозговые центры не могут обеспечить адекватный ответ на воспринимаемую ситуацию или когда существуют сомнения, колебания относительно возможности успешного ответа. По Хоуджу, сила эмоциональной реакции обратно пропорциональна возможности высших центров мозга адекватно ответить на данную ситуацию. Эмоции представляют неудачу интеграции на уровне церебральной коры.
Близкие теоретические представления были позднее развиты Хеббом [22] на примере активации врожденного механизма страха. Согласно Хеббy, этот механизм вовлекается в процесс поведения, когда ситуация оказывается «странной» - частично знакомой, частично нет и не вполне понятной. Реакция стр аха основывается скорее на переживании рассогласования, чем на собственно сенсорном восприятии сложившейся обстановки.
«Биологическая" теория эмоций» П. К. Анохина [1] непосредственно связана с его более общей теорией функциональной системы поведенческого акта. Согласно Анохину, нервный аппарат отрицательных и положительных эмоций активируется в тот момент, когда обнаруживается рассогласование или совпадение акцептора действия (афферентной модели ожидаемых результатов) с импульсацией, сигнализирующей о реально достигнутом эффекте. Мы завершим обзор этой линии исследований, органически близких идее И. П. Павлова, сформулированной им в 1932 г., ссылкой на статью К. Прибрама [24] «Новая биология и неврология эмоций. Структурный подход», появившуюся в 1967 г. уже после того, как была опубликована [13] и доложена на XVIII Международном психологическом конгрессе в Москве «информационная теория эмоций» [14].
В 1924 г. советский психиатр В. П. Осипов [7] проницательно назвал первую стадию образования условного рефл екса — стадию генерализации – «эмоциональной» в отличие от более поздней «интеллектуальной» стадии хорошо упроченного рефлекса. Эти две стадии, динамику ослабления, а затем и постепенного исчезновения эмоционального напряжения легко продемонстрировать на примере выработки оборонительного условного рефлекса у человека. Испытуемых просили нажимать на ключ через 20 с после короткого звукового сигнала. Если субъект нажимал на ключ раньше 19 с после подачи сигнала или позднее 21 с, ему наносили на кожу предплечья болевое раздражение электрическим током порядка 60—90 В. После каждой пробы субъекта информировали о времени его реакции. Степень эмоционального напряжения измеряли по изменению частоты сердцебиений. Нарастание частоты сердцебиений оценивали по суммарной продолжительности первых трех ударов сердца после звукового сигнала и последних трех ударов перед двигательной реакцией.
Если сравнить две стадии эксперимента, содержащие одинаковое число проб и одинаковое количество болевых раздражений током, можно убедиться, что суммарное отклонение частоты сердцебиений от исходного фона в этих двух частях эксперимента различно. Следовательно, оно зависит не только от количества наказаний. Опыты показали, что суммарное изменение частоты сердцебиений пропорционально суммарному отклонению времени двигательных реакций от заданной величины, т.е. пропорционально степени совершенства, точности и надежности условного оборонительного рефлекса. Это правило справедливо и для тех случаев, где величина ошибок (но не их количество, не количество болевых раздражений) нарастала вместе с нарастанием частоты сердцебиений и где, следовательно, динамику вегетативных сдвигов нельзя было объяснить привыканием к болевым стимулам по мере их повторения. Суммируя результаты собственных опытов и данные литературы, мы пришли в 1964 г. к выводу о том, что эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта.
В самом общем виде правило возникновения эмоций, можно представить в виде структурной формулы:
Э = f П,(Ин-Ис,...], где
Э — эмоция, ее степень, качество и знак; П — сила и качество актуальной потребности; (Ин — Ис) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ин — информация о средствах, ресурсах и времени, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис — информация о средствах, ресурсах и времени, которыми располагает субъект в данный момент.
Разумеется, эмоция зависит и от ряда других факторов, одни из которых нам хорошо известны, а о существовании других мы, возможно, еще и не подозреваем. К числу известных относятся:
индивидуальные (типологические) особенности субъекта, прежде всего индивидуальные особенности его эмоциональности, мотивационной сферы, волевых качеств и т. п.;
фактор времени, в зависимости от которого эмоциональная реакция приобретает характер стремительно развивающегося аффекта или настроения, сохраняющегося часами, днями и неделями;
качественные особенности потребности. Так, эмоции, возникающие на базе социальных и духовных потребностей, принято именовать чувствами. Низкая вероятность избегания нежелательного воздействия породит у субъекта тревогу, а низкая вероятность достижения желаемой цели — фрустрацию и т. д. и т. п.
Информационная теория эмоций справедлива не только для сравнительно сложных поведенческих и актов, но и для генеза любого эмоционального состояния. Положительная эмоция при еде возникает за счет интеграции голодового возбуждения (потребность) с афферентацией из полости рта, свидетельствующей о растущей вероятности удовлетворения данной потребности. При ином состоянии потребности та же афферентация окажется эмоционально безразличной или генерирует чувство отвращения.
До сих пор мы говорили только об отражательной функции эмоций, которая совпадает с оценочной. Цена всегда есть функция двух факторов: спроса (потребности) и предложения (возможности ее удовлетворить). Но категория ценности и функция оценивания становятся ненужными, если отсутствует необходимость сравнения, обмена, т.е. необходимость сопоставления ценностей. Вот почему функция эмоции не сводится к простому сигнализированию воздействий полезных или вредных для организма, как полагают сторонники «биологической теории эмоций». Воспользуемся примером, который приводит П К. Анохин [1; 342]. При повреждении сустава чувство боли ограничивает двигательнуюактивность конечности, способствуя репаративным процессам. В этом интегральном сигнализировании «вредности» П К Анохин видел приспособительное значение боли Однако аналогичную роль мог бы играть механизм, автоматически, без участия эмоций, тормозящий движения, вредные для поврежденного органа. Чувство боли оказывается более пластичным механизмом, когда потребность в движении становится очень велика, движение осуществляется, невзирая на боль. Иными словами, эмоции выступают в роли своеобразной «валюты мозга» — универсальной меры ценностей, а не простого эквивалента, функционирующего по принципу вредно — неприятно, полезно — приятно
Из существа отражательно-оценочной функции эмоций вытекают их регуляторные функции. Мы начнем их анализ с функцией, регулирующих индивидуальное поведение.
Переключающая функция.
С физиологической точки зрения, эмоция есть активное состояние системы специализированных мозговых структур, побуждающее изменить поведение в направлении минимизации или максимизации этого состояния. Положительная эмоциясвидетельствует о приближении удовлетворения потребности, а отрицательная – об удалении от него, субъект стремится максимизировать (усилить, продлить, повторить) первое и минимизировать (ослабить, прервать, предотвратить) второе. Этот гедонистический принцип максимизации — минимизации, равно применимый к человеку и животным, позволяет преодолеть кажущуюся недоступность для непосредственного экспериментального изучения эмоций животных
Переключающая функцияобнаруживается как в сфере врожденных форм поведения, так и при осуществлении условнорефлекторной деятельности, включая ее наиболее сложные проявления. Надо лишь помнить, что оценка вероятности удовлетворения потребности может происходить у человека не только на осознаваемом, но и на неосознаваемом уровне Ярким примером неосознанного прогнозирования служит интуиция, где оценка приближения к цели или удаления от нее первоначально реализуется в виде эмоционального «предчувствия решения», побуждающего к логическому анализу ситуации, породившей эту эмоцию.
Конкуренция мотивов: выделение доминирующей потребности, которая становится вектором целенаправленного поведения. Так, в боевой обстановке борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме переживается субъектом в форме борьбы между страхом и чувством долга, между страхом и стыдом. Зависимость эмоций не только от величины потребности, но и от вероятности ее удовлетворения чрезвычайно осложняет конкуренцию сосуществующих мотивов, в результате чего поведение нередко оказывается переориентированным на менее важную, но легко достижимую цель. Постоянная угроза такой переориентации потребовала от эволюции формирования специального мозгового аппарата, способного купировать эту «ахиллесову пяту» эмоций. На уровне высшей нервной деятельности человека он предстает перед нами в качестве физиологических механизмов воли.
Частной, хотя и качественно специфичной разновидностью переключающей функции является их подкрепляющая функция.
Роль рефлекса мы пытались схематически изобразить на рис. 1. С момента своего возникновения условнорефлекторная теория предполагала конвергенцию двух возбуждений- от условного раздражителя и от стимула, вызывающего безусловный рефлекс, например афферентацию из полости рта при поступлении в рот пищи (1 на рис. 1). Тогда же выяснилось значение «наличного функционального состояния», пищевой возбудимости, которую сегодня
Рис 1 Двух (I), трех (II) и четырехфакторные (III) схемы встречи возбуждении в пункте конвергенции при формировании условного) рефлекса
— условный стимул — 6езусловный стимул, - реакция, — функциональноесостояние, — потребность, - эмоция
мы можем рассматривать как результат возбуждения мозговых структур, активированных возникновением соответствующей потребности, состоянием голода (II на рис. 1). Однако ни афферентация из полости рта, ни голодовое возбуждение сами по себе не могут играть роль подкрепления, обеспечивающего формирование инструментального условного рефлекса. Только интеграция голодового возбуждения с возбуждением от фактора, способного удовлетворить данную потребность, т. е. механизм, генерирующий положительную эмоцию, обеспечивает выработку условного рефлекса. При ином соотношении конвергирующих возбуждений, например при поступлении пищи в рот перекормленного животного, активация механизмов отрицательной эмоции приведет к оборонительной реакции избегания (III на рис 1).
Участие нервных механизмов эмоций в процессе выработки любого инструментального рефлекса делает весьма относительным выделение феномена так называемой эмоциональной памяти. По-видимому, мы можем говорить только о большей или меньшей силе эмоциональной реакции на подкрепляющий стимул, как это имеет место при выработке условного рефлекса после одного сочетания или при выработке условной пищевой аверсии, когда подкрепление (отравление животного) происходит через несколько часов после восприятия условного сигнала. Что касается эмоций в момент воспроизведения условных сигналов, то они зависят от степени актуальности той потребности, на базе которой возникает данная эмоциональная реакция.
Экспериментально показано, что дети 8 лет через 10 дней после первого опыта лучше воспроизводили тот словесный материал, который соответствовал мотиву, доминирующему в их личностной иерархии, будь то враждебность, лидерство, любознательность, привязанность и т. д.
Экспериментально установленная роль эмоций в процессе выработки классических и особенно инструментальных условных рефлексов позволяет утверждать, что без учета и дальнейшей разработки нейрофизиологии эмоций мы вряд ли решим вопрос о механизмах замыкания условных связей.
Компенсаторная (замещающая) функция
Будучи активным состоянием системы специализированных мозговых структур, эмоции оказывают влияние на другие церебральные системы,. Регулирующие поведение, процессы восприятия внешних сигналов и извлечения энграмм этих сигналов из памяти, вегетативные функции организма.
Но компенсаторная функция не ограничивается гирпермобилизацией вегетатики. Возникновение эмоционального напряжения сопровождается переходом к иным, чем в спокойном состоянии, формам поведения: иным принципам оценки внешних сигналов и иному реагированию на них. Физиологически суть этого перехода можно определить как возврат от тонко специализированных реакции к реагированию по принципу доминанты.
Эти переходы подчиняются универсальному для головного мозга «закону обратных отношений между рефлексами», сформулированному А. А. Ухтомским [18; 246]. В наиболее сложных и высших своих проявлениях этот универсальный закон обнаруживается в том, что «между доминантой (внутренним состоянием) и данным рецептивным содержанием (комплексом раздражителей) устанавливается прочная («адекватная») связь, так что каждый из контрагентов (внутреннее состояние и внешний образ) будут вызывать и подкреплять исключительно друг друга» [17; 169]. Эта закономерность подверглась анализу в трудах И. С. Беритова и И. П. Павлова, она была всесторонне исследована Э. А. Асратяном [2], [3] на примере взаимодействия прямых и обратных условных связей.
Совершенно очевидно, что предположительное доминантное реагирование целесообразно только в условиях прагматической неопределенности. Поэтому эволюция сформировала механизм зависимости эмоционального напряжения и характерного для него типа реагирования от размеров дефицита прагматической информации, механизм элиминирования отрицательных эмоций по мере ликвидации информационного дефицита. Подчеркнем, что эмоция сама по себе не несет достаточной информации об окружающем мире, недостающая информация пополняется путем поискового поведения, совершенствования навыков, мобилизации хранящихся в памяти энграмм. Компенсаторное значение эмоций заключается в замещающей роли.
Что касается положительных эмо ций, то их компенсаторная функция реализуется через их влияние на потребность, инициирующую поведение. В трудной ситуации с низкой вероятностью достижения цели даже небольшой успех (возрастание вероятности) порождает положительную эмоцию воодушевления, которая усиливает потребность достижения цели согласно правилу П=Э/(Ин-Ис), вытекающему из формулы эмоций.
В иных ситуациях положительные эмоции побуждают нарушать достигнутое «уравновешивание с окружающей средой». Стремясь к повторному переживанию положительных эмоций, живые системы вынуждены активно искать неудовлетворенные потребности и ситуацию неопределенности, где полученная информация могла бы превысить ранее имевшийся прогноз. Тем самым положительные эмоции компенсируют недостаток неудовлетворенных потребностей и прагматической неопределенностн, способных привести к застою, к деградации, стать препятствием для процесса самодвижения и саморазвития. Наличие отрицательных и положительных эмоций свидетельствует о дифференциациипотребностей на две основные категории: потребности нужды и потребности роста, которым в физиологии соответствуют представления о побуждении и желании, о двух разновидностях мотиваций — отрицательных и положительных (аппетит).
До сих пор мы говорили об участии эмоций в организации индивидуального поведения. Не меньшее значение эмоции имеют для поведения группы, сообщества, колонии. Здесь также обнаруживаются все три регуляторные функции эмоций: переключающая, подкрепляющая («эмоциональный резонанс») и компенсаторная (подражательное поведение). Подробнее об этом — в нашей книге «Эмоциональный мозг» [16].
Классификация эмоций. Многообразие потребностей, сосуществующих и образующих сложные, иерархически организованные системы, делает составление сколько-нибудь «полных», «развернутых» классификаций эмоций делом абсолютно бессмысленным и безнадежным.. Вот почему большинство авторов пытается определить ограниченное число базальных эмоций, не удовлетворяясь их делением только на положительные и отрицательные.
Поскольку вероятность удовлетворения потребностей в огромной мере зависит от действий субъекта, мы предположили, что именно характер действий может служить классифицирующим принципом для выявления фундаментальных эмоций, занимающих центральное положение в сфере эмоциональных состояний человека [15]. Взаимодействие с объектом удовлетворения потребности, в свою очередь, бывает либо контактным, которое субъект может прервать или продолжить, но не предотвратить, либо дистанционным. Что касается дистанционных действий, то согласно военной науке они существуют в трех основных разновидностях: наступление (преодоление), оборона (защита, сохранение) и отступление (утрата ра нее занимаемых позиций). моции, соответствующие перечисленным типам взаимодействия, представлены в табл. 1. В случае одновременной актуализации двух и более потребностей они могут порождать сложнейшие эмоциональные аккорды.
Помимо характера действий происхождение базисных эмоций можно связать и с тремя основными группами потребностей: биологических, социальных и идеальных. Тогда биологическим потребностям самосохранения (в широком смысле) будет соответствовать страх. Гнев возникает в сфере внутривидового взаимодействия, вторично распространяясь на неодушевленные предметы. Человек может прийти в ярость, преодолевая преграду из камней или пытаясь починить испорченный мотор, хотя злиться на камни или машину нелепо. Что касается положительных эмоций типа радости, то они впервые возникают у ребенка в процессе познания окружающего мира (формирование механизмов ясного видения при конвергенции зрительных осей) и первичного общения с другими людьми. Удовлетворение биологических потребностей (голод, температурный дискомфорт) внешних признаков положительных эмоций у ребенка не вызывает: младенец просто успокаивается и засыпает. Эмоции удовольствия и отвращения возникают при контактном взаимодействии в связи с удовлетворением любой потребности: мы можем наслаждаться и