«ЛЯГУШКА» Давай покажем, как лягушка широко умеет улыбаться. Улыбнись сильно – сильно, но зубки не показывай. Держи под счет до 5, а затем повтори упражнение 3 – 4 раза. | ||||
«СЛОНИК» Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживай их в таком положении под счет до 5, а затем повтори упражнение 3 – 4 раза. | ||||
«ЛЯГУШКА И СЛОНЕНОК» Давай будем превращаться то в лягушку, то в слоника. На счет «раз» улыбнись, как лягушка. На счет «два» - вытягивай губы вперед как слоник. Чередуй движения «лягушка – слоник» 5 – 6 раз под медленный счет. | ||||
«ЗАБОРЧИК» Улыбнись. Сомкни зубки ровно друг над другом и покажи, какой ровный получился заборчик. Держи под счет до 5, а затем повтори упражнение 3 – 4 раза. | ||||
«ХОБОТ» Зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед, раскрыв «хобот» так, чтобы видны были зубки. Удерживай их в таком положении под счет до 5, а затем повтори упражнение 3 – 4 раза. | ||||
«БЕГЕМОТИК» Давай покажем, как бегемотик широко умеет открывать свой ротик. Улыбнись. Открой широко рот и удерживай его в таком положении на счет до 5, потом закрой рот. Повтори упражнение 3 – 4 раза. | ||||
Рот пошире открываем, В бегемотиков играем: Широко раскроем ротик, Как голодный бегемотик. | Закрывать его нельзя, До пяти считаю я. А потом закроем рот: Отдыхает бегемот. | |||
«ЛОПАТА» Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы. | ||||
«РАСЧЕСКА» Улыбнись, закуси язык зубами. «Протаскивай» язычок между зубами вперед – назад, как бы «причесывая» его. Повторять 7 – 8 раз. | ||||
«НАКАЖЕМ ЯЗЫЧОК» Улыбнись, открой рот, покусай язычок зубами, произнося та-та-та… А теперь пошлепай губами, произнося пя-пя-пя….. | ||||
«ЧИСТИМ ЗУБЫ» Улыбнись, открой рот, кончиком языка сильно «чисти» (води языком влево – вправо) за нижними зубами под счет (7 – 8 раз). Теперь почисти за верхними зубами. Не спеши. Чисти под счет (7 – 8 раз). Нижняя челюсть при этом не двигается. | ||||
«ЧАСИКИ» Улыбнись, открой рот, кончик языка потяни сильно вправо, затем влево, как маятник в часах. Повторяй упражнение 7 – 8 раз. | ||||
Тик – так, тик – так, Язычок качался так – Словно маятник часов. Ты в часы играть готов? | ||||
«КАЧЕЛИ» Улыбнись, открой рот, кончик языка спрячь за верхние зубки, а затем опусти за нижние, как качели вверх - вниз. Повторяй упражнение 7 – 8 раз. | ||||
Сели дети на качели И взлетели выше ели, Даже солнышка коснулись, А потом назад вернулись. | ||||
«КОШКА СЕРДИТСЯ» Давай покажем, как кошка рассердилась и выгнула спинку. 1. Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубки, «спинку» выгни. Удерживай в таком положении под счет до 10. 2. А теперь «погладь» кошку по спинке зубами. Повтори 7 – 8 раз. | ||||
«ФУТБОЛ» Давай забьем в ворота гол. Улыбнись, положи широкий край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, длительно дуй на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками. | ||||
«ЧАШЕЧКА» Улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу, а боковые края языка заверни в форме чашечки. Удерживай под счет до 10. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы. | ||||
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Улыбнись, открой рот. Языком в форме чашечки оближи верхнюю губу сверху – вниз и внутрь (можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна закрывать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой). | ||||
«СНЕЖИНКА» Чтобы хорошо звуки, надо правильно и сильно дуть. Давай потренируемся. Улыбнись, немного высуни язык и положи его на нижнюю губу. Сделай вдох через нос и сдуй ватку (шарик, снежинку, листочек, перышко) с ладошки. Повтори 7 – 8 раз. Следи, чтобы щеки не раздувались. Главное, чтобы ребенок произносил звук, похожий на Ф, а не на Х, т.е. воздушная струя должна быть узкая, а не рассеянная. | ||||
«ИНДЮК» Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним края языка по верхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп постепенно убыстряя, добавить голос, чтобы слышалось «БЛ-БЛ-БЛ». Следите, чтобы язык не сужался. Он должен быть широким. | ||||
«ФОКУС» Чтобы фокус получился, открой рот, сделай «чашечку». Положи маленький кусочек ватки на нос. Сделай вдох через нос. Сильно дунь на ватку через рот так, чтобы она взлетела вверх. Должен получиться звук, похожий на Ф, но не на Х. | ||||
«ПАРУС» Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвиолы) за верхними зубами. Удерживать в таком положении под счет до 10. | ||||
«МАЛЯР» Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигатся. | ||||
«БЛИНЧИК» Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка зацепить за верхние зубки. Удерживать в таком положении под счет до 10. Язычок не зажимать. Нижняя губа не должна закрывать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой). | ||||
«ЛОШАДКА Изобрази, как лошадка стучит копытами: улыбнись, открой рот, щелкай языком громко – громко и энергично. Старайся, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язычок. | ||||
Я веселая лошадка, Темная, как шоколадка. Язычком пощелкай громко – Стук копыт услышишь звонкий. | ||||
«ГРИБОК» Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка-ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы — в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка. | ||||
«КОМАРИК» Ты слышал, как звенит комар? Давай изобразим: улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и упри его в бугорки за верхними зубами. Произнеси «Дж-ж-ж-ж» энергично и протяжно, в течение 10 – 15 сек, очень сильно при этом упираясь кончиком языка в бугорки. | ||||
«ДЯТЕЛ» Рот широко открыт и слегка растянут в улыбке, язычок в форме «чашечки» поднят вверх: боковые края языка прижаты к верхним коренным зубкам, а передний край языка поднят за верхние передние зубы к альвеолам. Ребёнок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-Т-Т. Язык «прыгает на бугорках», делая движения языком вправо — влево. Нижняя челюсть при этом не двигается. | ||||