Раздел 1. Учение о географической оболочке




ГЕОГРАФИЯ

Направление подготовки

Экология и природопользование

 

 

Присваиваемая квалификация (академическая степень)

Бакалавр

 

 

Форма обучения

Очная

 

 

Челябинск, 2011 г.


 

Содержание

1. Программа учебной дисциплины.…………………………………...……  
1.1. Вводная часть ……………………………………………………..……  
1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины ………………....  
1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата....  
1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ………………………...….………………  
1.2. Структура и содержание учебной дисциплины….…………...………  
1.3. Рабочая учебная программа …………………………………...………  
1.3.1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля ……………………….…………………………  
1.3.2. Лекции  
1.3.3. Практические занятия/семинары……………………………...…  
1.3.4. Самостоятельная работа студентов …………………...………...  
1.4. Список литературы ……………………………………………..……..  
1.5. Электронная коллекция ……………………………………..………...  
2. Методические рекомендации преподавателю.……………………..……  
3. Методические рекомендации студенту ………………………..………..  
4. Требования (критериальные показатели) к уровням освоения программы …………………………………………………………………  
5. Фонды оценочных средств.………………..………………………...……  

1. Программа учебной дисциплины

1.1. Вводная часть

1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины

Цель – сформировать целостное представление о географической оболочке Земли как объекте изучения физической и экономической географии и среде деятельности человека(географической среде)

Задачи дисциплины:

-сформировать представление о современной структуре географии как науке о Земле и её роли в решение проблемы «общество- окружающая природная среда»;

-ознакомить с традиционными и новейшими методами исследований в географии;

-изучить основные закономерности Географической оболочки Земли как природного комплекса планетарного масштаба;

- уяснить основные категории социально-экономической географии;

- изучить понятийный аппарат общей геоморфологии как частной географической науки;

- рассмотреть основные глобальные проблемы взаимодействия общества и окружающей природной среды (ОПС);

- получить представление об экологической географии как новом теоретическом и прикладном направлении в географической науке;

- сформировать навыки чтения и анализа географических карт (физико - и экономико-географических, эколого-географических), составления геоморфологических и комплексных профилей.

 

1.1.2 Место учебной дисциплины в структуре ООП

Учебная дисциплина «География» относится к естественнонаучным дисциплинам федерального компонента. В рамках дисциплины у студентов формируется понимание географической оболочки Земли как сложной системы, что необходимо для профессиональной деятельности эколога-природопользователя.

Изучение данной дисциплины базируется на знаниях географии средней общеобразовательной школы.

Дисциплина «География» является базовой основой при изучении следующих учебных курсов:

– Ландшафтоведение

– Геоэкология

– Природопользование

1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: теоретические и практические основы дисциплины, ее значение и связь с другими науками о Земле.

Уметь: Применять методы исследования в географии при анализе взаимосвязей состояния природных комплексов для решения экологических проблем и прогнозирования их возникновения и развития.

Владеть: навыками работы с топографическими и тематическими картами, аэрофото - и космическими снимками Земли; понятийным аппаратом географической науки.

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ООП ВПО по направлению подготовки Экология и природопользование:

а) общекультурных (ОК): владеть культурой аналитического мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения. Уметь логически верно аргументировано и ясно строить устную и письменную речь. Понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

б) иметь базовые общепрофессиональные теоретические знания и практические навыки в географии как науке о Земле.

Таблица 1 - Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля

 

1.2 Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы. Общий объем часов 108, в том числе:

– лекции 18;

– практические работы 36;

–самостоятельная работа 54.

Форма контроля – экзамен.

Семестр 1.

 

Содержание дисциплины

Введение

География в системе наук о Земле: объект и предмет географии, её задачи. Современная структура географии как комплексной науки: физико-географические, социально-экономико-географические науки, картография, страноведение.Понятия «природа», «компоненты природы», «геосистема», «природные условия и ресурсы», «территориального социально-экономического комплекса».

География и экология. Экологическая география как новое направление в географической науке конца 20 века. Современное состояние эколого-географических исследований в России и за рубежом.

Основные этапы развития географии как науки. История развития географических идей. Географические открытия. Возникновение и становление современных отечественных и зарубежных географических школ. Русское географическое общество и его вклад в развитие мировой географии. Основные направления развития географии в СССР (1917-1991 гг.). Задачи современной конструктивной географии.

Методика и методология географической науки. Сквозные методы и направления в географии: сравнительно-описательный; геофизический, метод балансов; геохимический; палеогеографический; картографический. Аэрокосмические методы. Геоинформационное и математическое направления в географии. Природное и математическое моделирование.

Раздел 1. Учение о географической оболочке

Понятие – «географическая оболочка» Земли, ее состав, границы и факторы формирования. Астрономические и геофизические факторы формирования географической оболочки Земли. Роль орбитального движения вокруг Солнца, суточного вращения и циклов солнечной активности; ритмика природных процессов и явлений. Вертикальные границы географической оболочки. Факторы физико-географической дифференциации: тектонические процессы, свойства горных пород, световой и тепловой режим, циркуляция атмосферы и режим увлажнения. Роль макро - и мезоформ рельефа. Факторы и энергетические источники развития. Вклад российских и зарубежных ученых в становление и развитие учения о географической оболочке.

Основные закономерности географической оболочки. Основные черты, формы и закономерности пространственной глобальной, региональной и локальной физико-географической дифференциации. Закон географической зональности и его геофизическая сущность. Географические пояса, зоны, сектора. Высотная поясность природы. Типы высотной поясности в различных секторах умеренного пояса. Понятие «азональность», «интразональность».

Эволюции географической оболочки. Большой геологический круговорот вещества. Этапы развития географической оболочки: догеологический, добиогенный, биогенный, антропогенный.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: