ОЦЕНКА НЕРВНО- ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, РЕЖИМ ДНЯ И
Продолжительность занятия 8 часов
Количество занятий - 2
База - Детские дошкольные учреждения, детское отделение стационара.
Цель занятий - Освоить методику оценки нервно- психического развития детей.
Студент должен знать:
1. Анатомические особенности головного и спинного мозга у детей, а также функциональные особенности нервной системы ребенка.
2. Рефлексы новорожденного и сроки их исчезновения.
3. Средние сроки развития моторики, статики, эмоций, развитие координации движений у детей раннего возраста.
4. Развитие речи у детей, роль окружающей среды в ее формировании.
5. Роль воспитания в нервно- психическом развитии ребенка, основные элементы воспитания детей раннего возраста, значение игры, набор игрушек у детей различного возраста.
6. Режим детей различного возраста, продолжительность сна.
7. Особенности развития органов чувств у детей.
8. Возрастные особенности состава ликвора.
9. Методика сбора анамнеза, отражающего нервно- психическое развитие, особенности поведения, черты характера ребенка.
10. Факторы, неблагоприятно влияющие на развитие нервной системы ребенка (генетические, внутриутробные, постнатальные).
11. Критерии оценки нервно- психического развития детей различного возраста. Количественно- качественную оценку НПР детей 1-3 лет.
12. Клинические проявления поражения ЦНС. Понятие об олигофрении и ее степенях.
Студент должен уметь:
1. Собрать анамнез, отражающий этапы нервно- психического развития ребенка, особенности поведения, черты характера.
2. Выделить из анамнеза факторы, оказывающие неблагоприятное влияние на развитие нервной сисстемы у ребенка.
|
3. Установить контакт с ребенком, успокоить его при плаче, заинтересовать игрой или игрушкой.
4. Наблюдать за ребенком в привычной и непревычной для него обстановке, во время сна, игры, в коллективе детей, отмечая особенности поведения, черты характера.
5. Оценить психомоторное развитие ребенка до года и после года.
6. Подобрать игрушки для детей различного возраста.
Базисные знания:
1. Изучение ранее и необходимые для данного занятия сведения по эмбриогенезу ЦНС, анатомии и физиологии головного и спинного мозга.
Виды и формы контроля:
1. Тестовый контроль исходного уровня знаний.
2. Задачи по оценке нервно- психического развития детей до 3-х лет.
Иллюстративный материал:
1. Оценочные таблицы.
2. Тесты для оценки нервно- психического развития детей до трех лет и старше.
Вопросы для самоподготовки:
Первое занятие.
1. Анатомические особенности головного и спинного мозга у детей.
2. Рост и дифференцировка структур ЦНС после рождения ребенка.
3. Выбор уровня снинномозговой пункции у детей, исседование ликвора и возрастные особенности его состава.
4. Рефлексы новорожденного и сроки их исчезновения.
5. Критерии оценки НПР детей 1 года жизни.
6. Средние сроки развития моторики и статики у детей 1- го года жизни, развитие координации движений.
7. Условно- рефлекторная деятельность, развитие эмоций и форм общения.
8. Развитие речи у детей, ее особенности, роль окружающей среды, ухода и воспитания в формивании речи.
9. Значение игры в познании окружающего мира, подбор игрушек для детей первого года жизни.
|
10. Роль импритинга в нервно- психическом развитии ребенка, значение генетических факторов.
11. Режим детей 1-го года жизни, продолжительность сна.
12. Распределение детей по группам НПР (разработанное К.Л.Печерой).
Вопросы для самоподготовки:
Второе занятие.
1. Критерии оценки НПР детей 2-го и 3-го года жизни.
2. Методика оценки НПР детей 2-3-х лет.
3. Основные элементы воспитания детей 2-3 лет, воспитание навыков при приеме пищи, гигиенических навыков, навыков одевания и раздевания.
4. Распределение детей 2-3-го года жизни по группам НПР.
5. Критерии и методика оценки НПР детей 4-6 лет.
6. Определение готовности ребенка к школе (тестирование по методу Керна- Ирасека).
7. Игры и набор игрушек для детей 2-3-го года жизни, для детей 4-6 лет.
8. Гигиенические требования к игрушкам, одежде, обуви и мебели детей.
9. Клинические признаки поражения нервной системы у детей и их влияние на дальнейшее развитие ребенка. Понятие об олигофрении.
Литература:
1. А.В. Мазурин, И.М. Воронцов "Пропедевтика детских болезней", М. - Медицина, 1985 г.
2. И.Н. Усов "Здоровый ребенок", Минск, Беларусь, 1984 г.
3. И.Н. Усов, М.В.Чичко, Л.Н. Астахов "Практические навыки педиатра".
4. Учебно- методическое пособие для студентов и субординаторов под редакцией к.м.н. А.А. Яйленко, Смоленск, 1994 г.
5. Нервно-психическое развитие детей. Методическое пособие. Составители: Косенкова Т.В. с соавт., Смоленск,2002
6. Лекционный курс