ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА.




ОЦЕНКА НЕРВНО- ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, РЕЖИМ ДНЯ И

 

Продолжительность занятия 8 часов

Количество занятий - 2

 

База - Детские дошкольные учреждения, детское отделение стационара.

Цель занятий - Освоить методику оценки нервно- психического развития детей.

Студент должен знать:

1. Анатомические особенности головного и спинного мозга у детей, а также функциональные особенности нервной системы ребенка.

2. Рефлексы новорожденного и сроки их исчезновения.

3. Средние сроки развития моторики, статики, эмоций, развитие координации движений у детей раннего возраста.

4. Развитие речи у детей, роль окружающей среды в ее формировании.

5. Роль воспитания в нервно- психическом развитии ребенка, основные элементы воспитания детей раннего возраста, значение игры, набор игрушек у детей различного возраста.

6. Режим детей различного возраста, продолжительность сна.

7. Особенности развития органов чувств у детей.

8. Возрастные особенности состава ликвора.

9. Методика сбора анамнеза, отражающего нервно- психическое развитие, особенности поведения, черты характера ребенка.

10. Факторы, неблагоприятно влияющие на развитие нервной системы ребенка (генетические, внутриутробные, постнатальные).

11. Критерии оценки нервно- психического развития детей различного возраста. Количественно- качественную оценку НПР детей 1-3 лет.

12. Клинические проявления поражения ЦНС. Понятие об олигофрении и ее степенях.

Студент должен уметь:

1. Собрать анамнез, отражающий этапы нервно- психического развития ребенка, особенности поведения, черты характера.

2. Выделить из анамнеза факторы, оказывающие неблагоприятное влияние на развитие нервной сисстемы у ребенка.

3. Установить контакт с ребенком, успокоить его при плаче, заинтересовать игрой или игрушкой.

4. Наблюдать за ребенком в привычной и непревычной для него обстановке, во время сна, игры, в коллективе детей, отмечая особенности поведения, черты характера.

5. Оценить психомоторное развитие ребенка до года и после года.

6. Подобрать игрушки для детей различного возраста.

Базисные знания:

1. Изучение ранее и необходимые для данного занятия сведения по эмбриогенезу ЦНС, анатомии и физиологии головного и спинного мозга.

Виды и формы контроля:

1. Тестовый контроль исходного уровня знаний.

2. Задачи по оценке нервно- психического развития детей до 3-х лет.

Иллюстративный материал:

1. Оценочные таблицы.

2. Тесты для оценки нервно- психического развития детей до трех лет и старше.

 

Вопросы для самоподготовки:

Первое занятие.

1. Анатомические особенности головного и спинного мозга у детей.

2. Рост и дифференцировка структур ЦНС после рождения ребенка.

3. Выбор уровня снинномозговой пункции у детей, исседование ликвора и возрастные особенности его состава.

4. Рефлексы новорожденного и сроки их исчезновения.

5. Критерии оценки НПР детей 1 года жизни.

6. Средние сроки развития моторики и статики у детей 1- го года жизни, развитие координации движений.

7. Условно- рефлекторная деятельность, развитие эмоций и форм общения.

8. Развитие речи у детей, ее особенности, роль окружающей среды, ухода и воспитания в формивании речи.

9. Значение игры в познании окружающего мира, подбор игрушек для детей первого года жизни.

10. Роль импритинга в нервно- психическом развитии ребенка, значение генетических факторов.

11. Режим детей 1-го года жизни, продолжительность сна.

12. Распределение детей по группам НПР (разработанное К.Л.Печерой).

 

Вопросы для самоподготовки:

Второе занятие.

1. Критерии оценки НПР детей 2-го и 3-го года жизни.

2. Методика оценки НПР детей 2-3-х лет.

3. Основные элементы воспитания детей 2-3 лет, воспитание навыков при приеме пищи, гигиенических навыков, навыков одевания и раздевания.

4. Распределение детей 2-3-го года жизни по группам НПР.

5. Критерии и методика оценки НПР детей 4-6 лет.

6. Определение готовности ребенка к школе (тестирование по методу Керна- Ирасека).

7. Игры и набор игрушек для детей 2-3-го года жизни, для детей 4-6 лет.

8. Гигиенические требования к игрушкам, одежде, обуви и мебели детей.

9. Клинические признаки поражения нервной системы у детей и их влияние на дальнейшее развитие ребенка. Понятие об олигофрении.

 

 

Литература:

1. А.В. Мазурин, И.М. Воронцов "Пропедевтика детских болезней", М. - Медицина, 1985 г.

2. И.Н. Усов "Здоровый ребенок", Минск, Беларусь, 1984 г.

3. И.Н. Усов, М.В.Чичко, Л.Н. Астахов "Практические навыки педиатра".

4. Учебно- методическое пособие для студентов и субординаторов под редакцией к.м.н. А.А. Яйленко, Смоленск, 1994 г.

5. Нервно-психическое развитие детей. Методическое пособие. Составители: Косенкова Т.В. с соавт., Смоленск,2002

6. Лекционный курс

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: