Интеграция медиации в образовательное пространство школы




(из опыта работы службы медиации «Согласие», МБОУ Школа №95, ЗАТО г. Железногорск)

 

Авторы: руководитель ШСМ «Согласие» МБОУ Школа №95 Д.В. Протопопов,

куратор ШСМ «Согласие» МБОУ Школа №95 Л.А. Вильтовская.

 

В последнее время в школах участились конфликты между детьми, учителями и учениками, родителями и учениками, родителями и учителями. Несовершеннолетние, родители, педагоги, вступая в конфликт друг с другом, в конфликт с законом, попадают в разные ситуации, иногда сложные и опасные. Данные ситуации зачастую приводят к серьезным последствиям для обеих сторон, особенно если участники обращаются за помощью в правоохранительные органы. Чаще всего, это такие конфликты, в которых есть виновник и пострадавший. Причем нередко при разбирательстве в правоохранительных органах пострадавший становится виновником. Из этих ситуаций трудно выйти самому, особенно несовершеннолетнему – нелегко справиться с последствиями, осознать и признать свою вину, простить и подать первым руку. В этом и ребенку, и взрослому нужна профессиональная помощь незаинтересованного в конфликте человека, обладающего необходимыми специальными навыками и ресурсами.

В настоящее время в образовательных учреждениях недостаточно специально организованного пространства, где подростки могут вступать в коммуникацию, свободно обсуждать и анализировать свою школьную жизнь. Если конфликты «сдерживаются», а не решаются, если обиды подавляются, если «неудобные» позиции запрещаются, то напряжение растет и взрывается. Возникают обиды, которые впоследствии перерастают в конфликты. Поэтому в современных образовательных организациях возникла необходимость создания определенного уклада жизни школы, который строится на безопасной среде, где каждый ребенок будет чувствовать себя востребованным, понимать, что его всегда поймут и окажут поддержку.

МБОУ Школа № 95 ЗАТО г.Железногорск Красноярского края, расположена в микрорайоне, характеризующемся сложной криминогенной и социальной ситуацией. В нем проживает большое количество «трудных» подростков, лишенных надлежащего присмотра со стороны родителей, совершивших (в том числе неоднократно) различные правонарушения. Такие подростки часто провоцируют конфликтные ситуации, они не способны вести конструктивный диалог и чаще всего прибегают к вербальной и физической агрессии. Несовершеннолетние, вступив в конфликт с законом, попадают в разные ситуации, иногда сложные и опасные. В том числе, вступают в конфликты, которые приводят к серьезным последствиям для обеих сторон. Чаще всего, это такие конфликты, в которых есть виновник и пострадавший. Например: избиение, кража, вымогательство, угрозы, оскорбления. Из таких ситуаций несовершеннолетнему трудно выйти самому – нелегко справиться с последствиями, загладить свою вину. В этом ребенку нужна помощь.

Чтобы эффективно решать вышеизложенные проблемы в МБОУ Школа № 95 в 2014 году была создана школьная служба примирения «Согласие», обучены дети - медиаторы и взрослые - кураторы основам медиации по разрешения споров с помощью медиативного подхода. Это позволило взрослым оперативно и эффективно разрешать разнонаправленные конфликты с участием родителей, учащихся, педагогов, администрации, а учащимся – оказывать содействие своим сверстникам в сложных ситуациях и выступать посредниками при разрешении конфликтов в среде ровесников. Служба медиации «Согласие» развивается, специалисты службы приобретают опыт, которым с удовольствием делятся не только в ЗАТО г. Железногорск, но и по Красноярскому краю. Для повышения грамотности педагогического коллектива, учеников и родительского сообщества МБОУ Школа № 95 по разрешению конфликтных ситуаций и правильного реагирования на конфликт, кураторы и медиаторы ШСМ «Согласие» в своей работе большое внимание уделяют:

- воспитанию культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов (но не в ущерб чужим интересам);

- повышению «качества жизни» всех субъектов образовательного процесса с помощью медиативного подхода, основывающегося на позитивном общении, уважении, открытости, доброжелательности, взаимном принятии как внутри групп взрослых и учащихся, так и между этими группами.

В целом в нашей школе наблюдается тенденция замены административно-карательного воздействия взрослых в отношении учащихся на нелинейное и конструктивное (на ответственный диалог, в максимальном количестве случаев это примирительные встречи).У обидчика есть выбор: прийти на программу примирения или отказаться от этого, и тогда дело пойдет обычным административным путем. И иногда именно угроза вызова на педсовет, передача документов в КДН заставляют нарушителя сделать первый шаг в направлении разрешения конфликта. В качестве основного метода своей работы школьная служба медиации «Согласие» используют восстановительную медиацию, стандарты которой разработаны и утверждены Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации.

Что дает сторонам участие в программах примирения?

учащемуся, совершившему правонарушение (проступок):

• осознать причины своего поступка и его последствия;

• принести извинения;

• загладить причиненный вред;

• вернуть к себе уважение и восстановить важные отношения, которые, возможно, были нарушены в результате случившегося.

Потерпевшему:

• избавиться от негативных переживаний и желания отомстить;

• убедиться в том, что справедливость существует.

Родителям и педагогам:

• помочь ребенку в трудной жизненной ситуации, способствовать развитию у него ответственного и взрослого поведения.

Ожидаемым результатом деятельности службы примирения

выступают:

1. Разрешение конфликтов силами образовательного учреждения.

2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.

3. Профилактика школьной дезадаптации.

4. Школьное самоуправление и волонтерское движение учащихся.

Одним из основных принципов восстановительного подхода является принцип ответственности за разрешение ситуации самих ее участников. При разрешении конфликтной ситуации посредством медиации ответственность за ее разрешение предоставляется сторонам. В результате учащиеся учатся сами, опираясь на помощь и поддержку взрослых (медиатора и, возможно, присутствующих на встрече людей из их ближайшего окружения), находить конструктивное решение, заглаживать причиненный их поступками вред, восстанавливать нарушенные отношения и связи. Таким образом, акцент в разрешении конфликтных ситуаций смещается с разрешения этих ситуаций взрослыми за учащихся (административным путем, либо посредством направления его к психологу, либо с помощью передачи ответственности за конфликт родителям) в сторону разрешения их самими обучающимися.

Поскольку именно взрослые, в том числе педагоги, формируют у обучающихся модель поведения и разрешения конфликтов в школе, важно, чтобы взрослые осознанно поддерживали инициативу учащихся и участвовали вместе с ними в построении новой традиции реагирования на сложные ситуации в школьном коллективе. Школьная служба примирения, опирающаяся в своей деятельности на принципы восстановительного подхода, и поддерживающие ее взрослые являются важнейшей частью школьного сообщества, проводниками новой традиции медиации.

Чаще всего конфликт - последнее звено в цепочке предыдущих ситуаций, которые не были эффективно разрешены, и которым не было уделено достаточного внимания. Школьная служба примирения «Согласие» работает не только реактивно (лишь в ответ на правонарушение и конфликт), но и активно, реагируя на напряженность и взаимонепонимание в коллективе. Восстановительный подход к разрешению конфликтных ситуаций, реализуемый Школьной службой примирения в форме специальных программ, дает возможность учащимся освоить конструктивное, ответственное поведение в конфликтных ситуациях и способы конструктивного разрешения конфликтов. Итогом каждой завершенной программы примирения является принятие ответственности за конфликт всеми участниками конфликтной ситуации и восстановление разрушенных отношений между ними. У учащихся, прошедших обучение медиации в полном объеме, повышается уровень коммуникативной грамотности и расширяется репертуар способов поведения в конфликтных ситуациях. Таким образом, в школе создается сообщество учащихся, всем своим поведением транслирующих конструктивные способы социализации, а также помогающих другим освоить способы, позитивно влияющие на психологический климат в школе, что положительно и образующе влияет на создание безопасной среды в школе, на школьный уклад.

Сегодня школьная служба «Согласие» - это:

§ 3 обученных педагога;

§ 10 обученных учеников.

За период работы с 2014 года служба медиации «Согласие» получила статус региональной инновационной площадки Красноярского края в области медиации, звание Лауреата Общероссийского конкурса профилактических программ в сфере охраны психического здоровья детей и подростков «Здоровое поколение».

Специалисты ШСМ «Согласие» неоднократно представляли свой опыт на различных семинарах, организованных специалистами Красноярского Краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, в том числе на Краевом образовательном форуме в августе 2016г., на третьем Образовательном форуме ЗАТО Железногорск по направлению «Новые идеи» 2016г. и на расширенном заседании КДН и ЗП при правительстве Красноярского края.

Школьная служба «Согласие» имеет теоретическую подготовку и хороший практический опыт работы по разрешению конфликтов. С 2014 по 2015 год специалистами службы (кураторами и медиаторами) было зарегистрировано 34 участника конфликтных ситуаций, прошедших процедуру примирения с завершенным результатом; в 12 случаях примирительная процедура завершилась на первом этапе, медиаторам удалось на месте конфликта организовать примирение сторон.

В связи с этим мы планируем организацию ассоциаций школьных служб медиации в городе Железногорске, для оказания вновь созданным службам методической помощи, практической поддержки и возможного дальнейшего сотрудничества со школьными службами медиации Красноярского края. Работа ассоциации будет способствовать созданию безопасной среды в организациях, имеющих службы медиации, сохранению психического здоровья сотрудников организаций, участников образовательного процесса и, как следствие, снижению уровня конфликтности в г. Железногорске и прилегающих поселков.

Создание безопасной среды – одна из основных задач всех образовательных организаций и организаций социальной сферы. Интеграция медиации в образовательное пространство школы – один из основополагающих факторов, влияющих на формирование уклада школы, основанного на безопасной среде. В рамках реализации проекта «Диалог» будет создана, опробирована и оформлена положительная практика по формированию безопасной среды, которая будет интересна всем учреждениям образования и социальной сферы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: